Russian Federation
The article presents the results of the analysis of the distribution of volumes (quotas) of pollock production (catch) between users for industrial, coastal fishing and quotas for investment purposes of fishing in the North Kuril fishing Zone from 2015 to 2022.
quotas of production (catch), industrial and coastal fishing, North Kuril fishing zone, common catch, investment quotas, users of the UBR
Основным принципом долговременного развития отечественного рыболовства и поддержания его на высоком «потребительском» уровне, безусловно, является принцип рационального использования сырьевой базы морских акваторий страны. [1]. Промысловые зоны, подзоны и промысловые районы, как многовидовые системы с естественным обитанием водных объектов разных видов, являются объектами стратегического планирования природных ресурсов на уровне государственного регулирования и управления отечественными ресурсами водного происхождения [1; 2]. В современных условиях реализация данного уровня регулируется государством посредством действующей системы распределения водных биоресурсов между субъектами их освоения – пользователями, результатами рыбодобывающей деятельности которых и являются объемы добычи и объемы выпущенной готовой продукции. Учитывая динамику изменения состава пользователей, их добывающе-производственного потенциала, динамику изменения сырьевой базы рыболовства в отечественных промысловых зонах, проведение аналитических исследований, основанных на системном анализе данных по распределению квот между пользователями водных биологических ресурсов, с целью разработки мероприятий по повышению эффективности и оптимизации механизма распределения квот и последующего их освоения, является актуальным направлением современных исследований организационно-управленческой направленности в области промышленного рыболовства.
Объектом, проводимых в настоящее время аналитических исследований, пользовательского состава, сформированного для промышленного и (или) прибрежного освоения водных биоресурсов отечественных промысловых зон Дальнего Востока, является основной его промысловый объект – минтай. Данный промысловый ресурс является крупно-одуемым объектом добычи, имеет наибольший промысловый объем по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну, имеет естественную промысловую доступность во всех его промысловых зонах. Можно сказать, что минтай – золотой резерв отечественного рыболовства. И тем важнее становится его рациональное использование, с целью увеличения потребления выпущенной из него продукции российскими гражданами. Объемы ОДУ, распределение его объемов по промысловым зонам по видам рыболовства и видам квот, равно как и «зоновая» структура пользователей, имеют свои различия друг от друга, в т.ч. принципиальные.
Используемый в процессе таких исследований метод декомпозиционного расчленения, включающий как «позонное», так и «пообъектное» расчленение сырьевой базы Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, является универсальным научным методом, позволяющим осуществлять системные исследования. Реализация названного метода уже сегодня позволила исследовать и получить результаты по четырем зонам: Западно-Беринговоморской, Южно-Курильской, зонам «Охотское море» и «Японское море» [3-6].
В данной статье представлены аналитические результаты распределения промыслового объекта – минтай в Северо-Курильской промысловой зоне между организациями-пользователями, осуществляющими промышленное и прибрежное рыболовство. Интервал проведенного исследования 2015-2022 годы.
Для проведения системного анализа имеющегося распределения квот добычи (вылова) минтая между пользователями в Северо-Курильской зоне автором использованы нормативно-распорядительные документы, являющиеся открытыми данными банка правовых актов Федерального агентства по рыболовству [7-14].
В период с 2015 по 2022 гг. значения общедопустимого улова (далее – ОДУ) на вылов (добычу) минтая в Северо-Курильской промысловой зоне имели в среднем «стабильные» значения порядка 100,0-105 тыс. тонн. Они изменялись на всем периоде от минимальных значений в 97,9 тыс. т в 2019 г. и в 93,4 тыс. т в 2022 г. до максимального значения в 118,4 тыс. т в 2017 году.
Распределение ОДУ минтая, применительно к видам квот его добычи (вылова), производилось в соответствии с нормативно-правовыми документами Росрыболовства на соответствующие годы [6; 7]. Удельный вес, распределенных в Северо-Курильской зоне объемов квот на вылов минтая для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства, а также квот добычи, предоставленных в инвестиционных целях в области рыболовства, составлял ежегодно в среднем порядка 4,5-6,2% в общем объеме соответствующих квот в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
На рисунке 1 представлены данные по объемам, распределенных для вышеназванных целей, в области рыболовства квот минтая, приведенным к объемам установленных ОДУ.
Рисунок 1. Объемы распределенных квот, приведенные к ОДУ с 2015 по 2022 годы
Figure 1. The volume of allocated quotas, given by the YEAR from 2015 to 2022
Таким образом, в данном временном интервале удельный вес распределенных объемов по виду «промышленное и (или) прибрежное рыболовство» (с 2020 г. и для инвестиционных целей), в общем объеме установленных ОДУ по соответствующим годам, составлял: в 2015 г. – 81%, в 2016 г. – 94,6%, в 2017 г. – 91,4%, в 2018 г. – 90,6%, в 2019 г. – 97,7%, в 2020 г. – 97,7%, в 2021 г. – 99,8%, в 2022 г. – 99,6%.
Анализ распределяемых квот по видам «промышленное» и «прибрежное» рыболовство в данном интервале позволил определить их соотношение между собой. На рисунке 2 представлена динамика изменения соотношения объемов квот по видам рыболовства по годам.
Рисунок 2. Динамика изменения соотношения объемов квот по видам: прибрежное и промышленное рыболовство с 2015 по 2022 годы
Figure 2. Dynamics of changes in the ratio of quota volumes by species: coastal and industrial fishing from 2015 to 2022
Из данных видно, что соотношение распределенных объемов квот между видами и целями рыболовства имело изменчивую динамику по периодам 2015-2018 и 2019-2022 годы. Так, в 2015 г. соотношение: «объемы квот для промышленного рыболовства» / «объемы квот для прибрежного рыболовства» составляло – 47,9% / 52,1%, в 2016 г. – 48,8% / 51,2%, в 2017 – 2018 гг. – 50,2% / 49,8%. Таким образом, в периоде 2015-2018 гг. наблюдалась ежегодная «плавная» динамика изменения исследуемого соотношения в сторону увеличения объемов квот, выделенных для целей промышленного рыболовства. С 2019 г. зафиксирован резкий «скачок» продолжившегося увеличения объемов квот промышленного рыболовства на 42%. В этом году соотношение составило 87,9% / 12,1%. В последующие годы данное соотношение, с «перевесом» в сторону промышленного рыболовства, сохранялось: в 2020 г. – 87,6% / 12,4%, в 2021 г. – 85,5% / 14,5%, в 2022 г. – 85,4% / 14,6%. Кроме того, начиная с 2020 г. в структуру «видов» квот вошли объемы, предназначенные для инвестиционных целей. Их удельный вес, в общих объемах распределяемых квот на промышленное и прибрежное рыболовство, составил: в 2020 г. – 2,8%, в 2021 г. – 4,1%, в 2022 г. – 20,0%.
Анализ распределенных объемов квот минтая, в соответствии с закрепленными за пользователями долями в Северо-Курильской зоне [9-14], показал, что в период с 2015 по 2018 гг. они находились в пределах от десятка-сотни тонн до десяти тысяч тонн. С 2019 по 2022 гг. добавился объем квот свыше десяти тысяч тонн. Проведенное ранжирование объемов определило четыре интервальные группы: до 1 тыс. т (интервальная группа №1), 1-3 тыс. т (интервальная группа №2), 3-5 тыс. т (интервальная группа №3), 5-10 тыс. т (интервальная группа №4), 10-20 тыс. т (интервальная группа №5). По всем названным интервальным группам был определен «пользовательский состав».
Количество пользователей с объемами интервальной группы №1 за весь период с 2015 по 2022 гг. составило 34 ед., с объемами интервальной группы №2 – 14 ед., с объемами интервальной группы №3 – 10 ед., с объемами интервальной группы №4 – 6 ед., с объемами интервальной группы №5 – 1 ед. Общее количество зафиксированных пользователей на данном временном интервале составило 65 ед. Таким образом, удельный вес пользователей интервальной группы №1, в общем количестве пользователей данного периода, составлял 52,4%, пользователей интервальной группы №2 – 21,5%, пользователей интервальной группы №3 – 15,4%, пользователей интервальной группы №4 – 9,2%, пользователей интервальной группы №5 – 1,5%.
Динамика изменения количества пользователей («пользовательского состава») в данной промысловой зоне по годам исследуемого периода представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика «пользовательского состава» квот добычи минтая в Северо-Курильской промысловой зоне по годам периода 2015-2022 гг., ед.
Figure 3. Dynamics of the "user composition" of pollock production quotas in the North Kuril fishing Zone by years of the period 2015-2022, units.
Из данных, представленных на графике, видно, что в целом, на всем периоде наблюдалась динамика уменьшения количества пользователей с 51 ед. в 2015 г. до 42 ед. в 2022 году.
Исследование ежегодного количественного состава пользователей, имеющих объемы квот, отнесенных к каждой интервальной группе, и динамику его изменения показало, что основным объектом уменьшения численности пользователей стали те, кто имел объемы квот, соответствующие интервальной группе №1, т.е. до 1 тыс. тонн. За весь период количество таких пользователей сократилась на 29,6%, с 27-ми ед. в 2015 г. до 19 ед. в 2022 году. Причем, резкое падение численности этих пользователей произошло в 2016 г., когда численность уменьшилась на 18,5% – с 27 ед. до 22 ед. При этом, 8 из 27 ед. имели квоту только в 2015 году. В последующий период численность продолжала снижаться за счет «убытия» пользователей, имеющих квоты только в одном календарном году. «Стабильными» пользователями были 2 ед. на шестилетнем периоде (2015-2020 гг.), 3 ед. на семилетнем периоде (2015-2021 гг.) и 14 ед. на всем периоде (2015-2022 гг.). Средневзвешенные количественные значения по этой интервальной группе составили: по количеству пользователей – 21,4 ед., по объемам квот – 359,3 тонн. По интервальным группам №2 (1-3 тыс. т) и №3 (3-5 тыс. т) динамика изменения численного состава пользователей носила фрагментарный характер с выраженной периодичностью. Так, средневзвешенное количество пользователей группы №2 на всем периоде составило 9,25 ед.: по 6-ти годам – 9 ед., в двух годах (2017 г, 2020 г.) – 10 ед. «Стабильными» являлись пользователи, имеющие квоты на пятилетнем периоде: 2015-2019 гг. и 2018-2022 гг. и пользователи, имеющие квоту на всем периоде 2015-2022 гг. – 6 ед. Средневзвешенное значение по объемам квот в данной интервальной группе составило 1458,9 тонн. Средневзвешенное количество пользователей группы №3 на всем периоде составило 8,5 ед.: по 4-ем годам – 9 ед., (2015, 2020-2021 гг.), с 2016 по 2019 гг. – 8 ед. «Стабильными» были пользователи, имеющие квоты на семи и восьмилетнем периодах: 2016-2022 гг. – 1 ед., 2015-2022 гг. – 7 ед. Средневзвешенное значение по объемам квот в данной интервальной группе составило 4177,8 тонн. По интервальной группе №4 (5-10 тыс. т) с 2015 г. по 2022 г. зафиксировано снижение численности пользователей с 6-ти ед. в 2015-2018 гг. до 4 ед. в 2020-2022 годы. «Стабильность» показывали пользователи, имеющие квоты на всем периоде. Число таких пользователей составляло 4 ед. Два пользователя имели квоты до 2019 года. Средневзвешенные значения по объемам квот в данной интервальной группе составило 6370,8 т., по количеству пользователей – 5,125 ед. Объем квот, соответствующий интервальной группе №5 (10-20 тыс. т), был выделен в 2019 г. одному пользователю, который получил и имел ее в период с 2019 по 2022 годы. Средневзвешенные значения по объему квоты в данной интервальной группе составило 13552 т., по количеству пользователей – 0,5 ед. Общий средневзвешенный состав пользователей с 2015 по 2022 г. составил: по численности – 44,77 ед., по объемам квот – 25919,5 тонн.
Визуализация «пользовательского состава» промыслового ресурса – минтай в Северо-Курильской промысловой зоне с 2015 по 2022 г. представлена на рисунках 4 и 5. На рисунке 4 представлена «пользовательская структура», приведенная к интервальным группам по средневзвешенным значениям численности пользователей с 2015 по 2022 год.
Рисунок 4. «Пользовательская структура», приведенная к интервальным группам по средневзвешенным значениям численности пользователей с 2015 по 2022 г., %
Figure 4. "User structure", reduced to interval groups by weighted average values of the number of users from 2015 to 2022., %
На рисунке 5 представлена «пользовательская структура», приведенная к интервальным группам по средневзвешенным значениям объемов квот с 2015 по 2022 год.
Рисунок 5. «Пользовательская структура», приведенная к интервальным группам по средневзвешенным значениям объемов квот с 2015 по 2022 г., %
Figure 5. "User structure", reduced to interval groups by weighted average values of quota volumes from 2015 to 2022, %
Анализ, представленных в диаграммах данных, позволил сформулировать следующий основной вывод о том, что в распределении промыслового ресурса – минтай в Северо-Курильской промысловой зоне с 2015 г. по 2022 г. подтверждена сложившаяся в других промысловых зонах [3-5], устойчивая тенденция «веерного» распределения объемов между большим количеством пользователей.
Из 65-ти пользователей, имеющих квоты минтая в период с 2015 г. по 2022 г., «устойчивыми и стабильными», по мнению автора, являлись пользователи, имеющие 8-летний ежегодный объем квот от 3 до 5 тыс. т. и от 5 до 10 тыс. т, общим составом 11 ед. и 1 пользователь – с объемом квот от 10 до 20 тыс. тонн. Учитывая объемы ОДУ и распределяемых квот по данной промысловой зоне, имеющие приближенные или превышающие порог в 90-100 тыс. т значения, их «дробление», т.е. выделение объемов до 1 тыс. т и от 1 до 3 тыс. т с дальнейшим распределением между «большим» количеством пользователей (средневзвешенные значения 30,6 из 44,77 ед., 68% от всех пользователей по данной промысловой зоне), должно быть оправдано и целями, и видами рыболовства, а также составом флота пользователя и т.д. С точки зрения обеспечения принципа рациональности такого распределения, без учета определенной совокупности факторов, можно предположить с большой долей вероятности о его невыполнении для промышленного рыболовства такого промыслового ресурса как минтай.
Достижение рациональности в определении состава пользователей, в т.ч. в исследованной промысловой зоне, является на сегодняшний день «созревшей» необходимостью и, безусловно, требует взвешенного подхода и поступательных действий.
1. Lisienko S.V. (2013). Improving the organization of the extraction of aquatic biological resources in order to successfully implement the strategic development of domestic fisheries// Fisheries. No. 3. Pp. 17-21. (In Rus., abstract in Eng.).
2. Lisienko S.V. (2013). On multi-species fishing in the context of improving the system organization of fishing in the VBR// Fisheries. No. 4. Pp. 34-41. (In Rus., abstract in Eng.).
3. Lisienko S.V., Khmeleva O.V. (2022). Analysis of the distribution of pollock production (catch) between users in the West Bering Sea zone of the Far Eastern fishing basin in the period 2015-2021// Fisheries. No. 6. Pp. 32-35. DOIhttps://doi.org/10.37663/0131-6184-2022-6-32-35. (In Rus., abstract in Eng.).
4. Lisienko S.V., Khmeleva O.V. (2022). Analysis of the distribution of pollock production (catch) volumes between users in the South Kuril zone of the Far Eastern fishing basin in the period 2015-2021. // Scientific works of Dalrybvtuz. Vol.62, No. 4. Pp. 85-93. (In Russ.).
5. Lisienko S.V., Pollock of the Sea of Japan: dynamics of distribution of production (catch) quotas for industrial and coastal fishing in 2015-2022// Scientific works of Dalrybvtuz. Vol.65, No. 3. Pp. 71-81. (In Russ.).
6. Lisienko S.V. (2023). Analysis of the distribution of pollock production quotas between users in the Okhotsk Sea zone from 2015 to 2022 // Fisheries. No. 5. Pp. 23-29. DOI:https://doi.org/10.37663/0131-6184-2023-5-23-29
7. Orders of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation (Federal Agency for Fisheries) "On Approval of the Total Allowable Catch of Aquatic Biological Resources in the Internal Sea Waters of the Russian Federation, in the Territorial Sea of the Russian Federation, on the Continental Shelf of the Russian Federation, in the Exclusive Economic Zone of the Russian Federation, in the Azov and Caspian Seas for 2015, 2016, 2017, 2018..". Orders of the Ministry of Agriculture of Russia [Electronic resource]. The pre-stupa mode is free. URL: http://fish.gov.ru / (accessed: 05/20/2023). (In Russ.).
8. Orders of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation (Federal Agency for Fisheries) "On Approval of the Total Allowable Catch of Aquatic Biological Resources in the Internal Sea Waters of the Russian Federation, in the Territorial Sea of the Russian Federation, on the Continental Shelf of the Russian Federation, in the Exclusive Economic Zone of the Russian Federation and the Caspian Sea for 2019, 2020, 2021, 2022.." with changes. Orders of the Ministry of Agriculture of Russia [Electronic resource]. The access mode is free. URL: http://fish.gov.ru / (accessed: 05/20/2023). (In Russ.).
9. Orders of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation (Federal Agency for Fisheries) "On the distribution of Quotas for the Extraction (Catch) of Aquatic Biological Resources for Industrial Fishing on the Continental Shelf of the Russian Federation and in the Exclusive Economic Zone of the Russian Federation by Users in the Far Eastern Fisheries Basin for 2015, 2016, 2017, 2018" with changes. Orders of the Ministry of Agriculture of Russia [Electronic resource]. The access mode is free. URL: http://fish.gov.ru / (accessed: 05/20/2023). (In Russ.).
10. Orders of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation (Federal Agency for Fisheries) "On the distribution of quotas for the extraction (catch) of aquatic biological resources of the Far Eastern Fisheries Basin for coastal fishing by users of the Russian Federation for 2015, 2016, 2017, 2018.". Notes of the Ministry of Agriculture of Russia [Electronic resource]. The access mode is free. URL: http://fish.gov.ru / (accessed: 05/20/2023). (In Russ.).
11. Orders of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation (Federal Agency for Fisheries) "On the Distribution of the Volume of a Part of the Total Allowable Catch of Aquatic Biological Resources Approved in Relation to the Quota of Extraction (Catch) of Aquatic Biological Resources for Industrial Fishing in the Internal Sea Waters of the Russian Federation, in the Territorial Sea of the Russian Federation, on the continental shelf of the Russian Federation, in the exclusive economic zone of the Russian Federation, for the implementation of industrial and (or) coastal fishing by users in the Far Eastern Fisheries Basin for 2019, 2020, 2021, 2018." with changes. Orders of the Ministry of Agriculture of Russia [Electronic resource]. The access mode is free. URL: http://fish.gov.ru / (accessed: 05/20/2023). (In Russ.).
12. Orders of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation (Federal Agency for Fisheries) "On the distribution of total allowable catches of aquatic biological resources of the Far Eastern Fisheries basin in relation to the types of quotas for their extraction (catch) for 2020, 2021, 2022". Orders of the Ministry of Agriculture of Russia [Electronic resource]. The access mode is free. URL: http://fish.gov.ru / (accessed: 05/20/2023). (In Russ.).
13. Orders of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation (Federal Agency for Fisheries) "On the distribution of the Volume of Part of the Total Allowable Catch of Aquatic Biological Resources Approved in Relation to the Quota of Extraction (Catch) of Aquatic Biological Resources Provided for Investment Purposes in the Field of Fishing for Industrial and (or) Coastal Fishing according to the users in the Far Eastern Fisheries Basin for 2020, 2021, 2022." with changes. Orders of the Ministry of Agriculture of Russia [Electronic resource]. The access mode is free. URL: http://fish.gov.ru / (date of appeal: 20.05.2023). (In Russ.).
14. Decree of the Government of the Russian Federation of 23.08.2018 N 987 (ed. of 25.01.2022) "On the distribution of quotas for the extraction (catch) of aquatic biological resources in accordance with Part 12 of Article 31 of the Federal Law "On Fisheries and Conservation of aquatic biological Resources" and recognition of some acts of the Government of the Russian Federation as invalid" [Electronic resource]. The access mode is free. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305899 / (accessed: 05/20/2023). (In Russ.).