100TH ANNIVERSARY OF RUSSIAN TRAWL FLEET
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the history of domestic trawl fishing in the North of the Russia. A role and significance of scientific research in this area performed in XIX-XX centuries under direction of Knipovich N.M. and Arkhangelsk region fisheries business community.

Keywords:
trawl fleet, Barents Sea, Arkhangelsk trawl fleet, Murmansk trawl fleet, scientific research, fishing fleet, pomors
Text
Publication text (PDF): Read Download

Дорогие друзья, коллеги!
Поздравляю вас со знаменательной датой – столетием Архангельского
тралового флота! 29 июня 1920 года из Архангельска в Баренцево море вышел
на лов траулер «Лучинский». С этого дня мы, по традиции, отсчитываем
историю современного тралового флота нашей страны.
Но, конечно, летопись российского тралового флота начала вестись раньше.
У её истоков стоит много славных сынов северной земли. Известный
купец-архангелогородец Епимах Могучий в самом начале ХХ века основал
рыбацкую факторию возле Архангельска, которая впоследствии перешла
сначала рыбопромышленнику Карлу Спаде, а затем – к Ивану Беззубикову.
Первые 12 траулеров нового предприятия и составили основу
Архангельского тралового флота. И уже тогда было понятно, насколько
важно профессиональное освоение морских богатств нашего Севера.
Перед Великой Отечественной войной росли производственные силы
флота, наша и зарубежная промышленность поставляла новые траулеры.
А после 22 июня 1941 года суда тралового флота вместе с экипажами вошли
в состав ВМФ. Траулеры, ставшие кораблями Северного флота, сопровождали
конвои, которые везли технику для сражающегося фронта. Но и рыбаки
продолжали также выходить на промысел, несмотря на смертельный риск –
надо было кормить берег.
После войны, принесшей значительные потери, началось возрождение
тралового флота. Строились новые суда, осваивались новые районы
промысла.
Сегодня Архангельский траловый флот успешно развивается, храня трудовые
традиции. Коллектив предприятия реализует масштабную инвестиционную
программу, модернизирует портовую инфраструктуру, строит современные
промысловые суда.
Славные имена и память о деяниях тех, кто создавал траловый флот, изучал
районы промысла, ходил в моря, нес вахту
в дни войны и мира поставили для вас высокую планку требовательности
к себе. Поэтому имя моряка-архангелогородца – синоним отваги
и беззаветной верности своему делу.
Желаю вам здоровья, бодрости, успехов во всех начинаниях
и традиционных семь футов под килем!
Заместитель министра сельского хозяйства РФ –
руководитель Росрыболовства
И.В. Шестаков

 

19 июня 2020 г. исполнилось 100 лет отечественному промышленному траловому лову в Баренцевом море, основу которого в 1920 г. заложили рыбаки-поморы Архангельской губернии. Эта дата отмечается и как рождение одного из старейших в Советском Союзе Архангельского тралового флота (АТФ), ранее государственного предприятия – родоначальника промышленного тралового лова не только в Северном бассейне, но и во всей стране. В современной России государственный АТФ, по решению Правительства РФ, с 2014 г. был преобразован в частное акционерное общество (АО) с сохранением исторического наименования – «Архангельский траловый флот (АТФ)» и местонахождением в г. Архангельск. 

Основываясь на опыте поморов-архангельцев и для того, чтобы использовать для базирования флота незамерзающий Кольский залив, был создан другой крупнейший в мире государственный Мурманский траловый флот (МТФ), который также считает своим днем рождения 19 июня 1920 г., хотя фактически и юридически был создан позже, чем АТФ. Приватизация государственного МТФ в современной России была осуществлена в 1994 году. Он стал публичным акционерным обществом (ПАО) с сохранением исторического наименования – «Мурманский траловый флот (МТФ)» и местонахождением в г. Мурманск.  

Два ведущих в России траловых флота Северного бассейна положили начало промышленному траловому лову, а также траловым рыболовным флотам в Дальневосточном, Западном и Азово-Черноморском бассейнах Советского Союза.

Значение этого события для отечественного морского и океанического рыболовства трудно переоценить, о чем свидетельствуют следующие факты. Траловый лов донными, разноглубинными тралами становится для отечественного морского рыболовства основным способом лова большинства массовых объектов промысла не только в морях, прилегающих к побережью России, но и в отдаленных районах Мирового океана, вплоть до вод Антарктики. Среди объектов тралового промысла, прежде всего, треска, пикша, палтус, окунь, мойва, сельдь, минтай, скумбрия, ставрида, иваси, сардина, макрурус, нототения, ледяная рыба, сквама и многих других.

Именно вылов тралами в Советском Союзе составлял почти 90% годового улова в 10,5-11,3 млн тонн. В современной России из годового вылова в 4,2-5,2 млн т на траловый лов также приходится не менее 95%.

Становлению промышленного отечественного тралового лова предшествовали исследования, проведенные в Баренцевом море в 1899-1908 годах под руководством известного ученого Н.М. Книповича на специально построенном для этого научно-исследовательском судне «Андрей Первозванный», который был приспособлен вести опытный лов рыбы оттер-тралом.

Сам Н.М. Книпович так видел основную задачу своих исследований в Баренцевом море: «Впервые явилась возможность поставить в одном из наших морей (в Баренцевом море пояснение автора) исследования в интересах промыслового дела…» [1].

Первые же траления, выполненные «Андреем Первозванным» в районе Варангер-фьорде, на Кильдинской, Канинской банках доказали возможность вести промышленный лов трески, пикши, камбалы, окуня тралами вдали от прибрежных вод Мурмана, где традиционно в весенне-летне-осенний период поморы-архангельцы осуществляли сезонный облов трески, пикши и сайды ярусами. Проведенные учеными исследования позволили подтвердить возможность вести круглогодичный траловый промысел не только в южных районах Баренцева моря, но и на западе вплоть до острова Медвежий и архипелага Шпицберген.

Выводы научной экспедиции Н.М. Книповича привлекли внимание отдельных русских рыбопромышленников. Среди них первым, взявшимся за освоение тралового лова в Баренцевом море, был архангельский помор Николай Лукич Копытов, который в 1906-1908 годах провел промысел на зафрактованных у норвежцев траулерах «Эрлинг» и «Николай». Несмотря на скромные результаты работы этих первых рейсов, проведенных без всякой поддержки царского правительства, Н.Л. Копытов убедился в будущем тралового лова в Баренцевом море. Он, в частности, так оценивал свое предназначение в траловом деле: «Сообщая сведения, полученные как из своих личных опытов, так полученных от русских и иностранных промышленников, я буду бесконечно рад, если они принесут впоследствии промышленникам хоть бы малую толику пользы или, может быть, послужат материалом для научного объяснения миграции мурманско-канинских промысловых рыб» [2].

В последующем промышленный траловый лов взялся организовать известный предприниматель Карл Юрьевич Спаде, который создал в 1910 г., при поддержке финансовых частных прибалтийских кругов, фирму «Русские северные морские промыслы К.С. Спаде – траловый лов и рыбная торговля» (далее по тексту «Спаде» пояснение автора). Приобретя в Англии старый траулер и назвав его «Север», подняв русский флаг, он начали промысел на Кильдинской банке. Позже к нему присоединился и второй траулер этой фирмы «Восток». В первый совместный промысловый рейс оба траулера выловили около 491 т рыбы, но при доставке ее в Петербург одно из судов потерпело аварию. Сезон 1910 г. оказался в целом для «Спаде» неудачным, он понес значительные убытки, что чуть не погубило все дело.

Однако в сезон 1911 г. промысел вел только один траулер «Восток» и выловил 524 т рыбы, тем самым принеся прибыль и уверенность в будущем тралового лова. Это привлекло в фирму новых инвесторов, что позволило К.Ю. Спаде приобрести еще два траулера – «Запад» и «Восток». Таким образом, траловая флотилия «Спаде», состоящая из 4 судов, удачно вела траловый лов в 1912 и вплоть по первую половину 1914 года. Для доставки выловленной рыбы из районов лова в Архангельск фирма использовала баржу «Онега», что дало возможность траулерам увеличивать промысловое время непосредственно на лову, и, как следствие, добиваться большего вылова на судно.

Планы «Спаде» и его партнеров на перспективу были, по тем временам, да и по нынешним российско-капиталистическим, грандиозные. Ставилась задача довести свой траловый флот для промысла рыбы в Баренцевом море в ближайшие годы до 50 единиц. Если бы не начавшаяся Первая мировая война и затем интервенция, революция, гражданская война на Севере, то при осуществлении планов фирмы «Спаде» она бала бы мировым траловым лидером в мире. Но этого не произошло. Получив в августе 1914 г. предписание от властей о начале Первой мировой войны и следовании траулеров с промысла в становище Порчниху, что расположена в одной из бухт мурманского побережья, фирма «Спаде» по существу прекратила свою практическую рыбопромысловую деятельность.

В 1919 г. в Архангельске рыбопромышленники фирмы «Беззубиков и сыновья» вместе с местным отделением Центросоюза взяли в аренду 12 старых минных тральщиков английской постройки, которые решили отремонтировать и переоборудовать для тралового лова рыбы в Баренцевом море. Но это начинание закончилось провалом. Только отдельные переоборудованные траулеры сделали короткие рейсы, не принесшие успеха по целому ряду организационных причин. В результате, осенью 1919 г. все 12 арендованных траулеров остались без топлива и стали на прикол в становищах побережья Мурмана в Порчнихе и Порт-Владимире [3].

Весной 1920 года, после окончания англо-французско-американской интервенции и изгнания с Севера белогвардейцев, что способствовало установлению здесь власти большевиков, началась ускоренная организация, при активном содействии первых руководителей страны, государственного тралового лова в Баренцевом море.

Особое внимание Советская власть уделяла и такому традиционному для поморов промыслу как добыча тюленей в Белом море. В апреле 1920 г., почти сразу же после установления Советской власти, в Архангельске было создано Беломорско-Мурманское областное управление рыбных и звериных промыслов, которое приняло одно из первых своих решений – о выходе 1 февраля 1921 г. из Архангельска в Белое море первой советской зверобойной экспедиции. В ее составе, наряду со зверобойными шхунами, были включены и суда ледокольного класса: «В. Русанов», «Г. Седов», «А. Сибиряков», «Полярный». В ходе промысла было добыто 43720 голов гренландского тюленя, а прибыль экспедиции составила почти 400 тыс. руб. в золотой валюте. Этот успех архангельцев позволил еще и потеснить норвежских зверобоев, которые, пользуясь вседозволенностью в годы интервенции и гражданской войны, безраздельно бракорньерничали на зверобойном промысле тюленей [3; 8].

Следует особо подчеркнуть, что Советская власть рассматривала рыбу, продукты зверобойного промысла, да и в целом рыбную отрасль как важнейшие составляющие по обеспечению населения продуктами питания первой необходимости.

Так, председатель Правительства России В.И. Ленин за период с октября 1917 по январь 1924 г. – всего за каких-то 6 лет – оставил до сотни записок, телеграмм, писем, распоряжений, постановлений, касающихся развития рыбного хозяйства страны. Добавьте сюда многочисленные встречи и деловые обсуждения текущих практических вопросов с учеными, руководителями отрасли и с представителями с мест. Отсюда становится очевидным, какую колоссальную организаторскую работу проделал первый руководитель страны Советов для того, чтобы вывести ее из кризиса, который был в то время, как следствие революционных потрясений, так и гражданской войны.

Придавая важность рыбной отрасли в обеспечении населения продовольствием, Правительство принимает ряд важных управленческих решений. Среди них создание Главного управления по рыболовству и рыбной промышленности России «Главрыба». В последующем именно «Главрыба» стала основой будущего Комиссариата рыбной промышленности, а затем и соответствующего Министерства, которое успешно функционировало вплоть до 1992 года.

Наряду с организационными и управленческими мерами, принимается ряд нормативных актов по защите отечественного рыболовства и зверобойного промысла от хищнического иностранного промысла, а также о научном обеспечении северного рыболовства. Среди них, подписанный 24 мая 1920 г., «Декрет об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море»; 10 марта 1921 г. «Декрет об образовании Плавучего морского научного института», прямым преемником, которого является «ПИНРО» имени Н.М. Книповича, расположенный в городе-герое Мурманске и который в 2021 г. отметит свое 100-летие. При участии В.И. Ленина,  Был принят и целый ряд других важных решений, способствующих развитию рыболовства на севере России.

Большое внимание лично В.И. Ленин уделял внешнеэкономическим связям в области рыболовства и, прежде всего, на Севере, особенно с Норвегией. При этом он не упускал из своего поля зрения и такой важный вопрос, как значение архипелага Шпицберген и добыча на нем угля советскими шахтерами для нужд рыболовных судов, ведущих промысел рыбы в Баренцевом море. С этой целью 29 июля 1920 г. было принято и подписано Председателем Совета Народных Комисаров В. Ульяновым (Лениным) Постановление Совета Народных Комиссаров о проведении соответствующих переговоров о закреплении за Советским правительством угольных шахт на Шпицбергене [5; 6].

В другом случае председатель Правительства, узнав о том, что задерживается отъезд российской делегации в Норвегию для закупки рыболовного оборудования, потребовал разъяснений от Наркомвнешторга.

Особое значение для развития рыболовства на севере России имели Постановления СТО от 30 марта 1921 г. о закупке для рыбаков Севера орудий лова, промыслового оборудования и постройке на Мурманском побережье жилищ для рыбаков. Далее, уже Постановлением СТО от 29 апреля 1921 года, выделяется 1 млн 100 тыс. рублей золотом на срочную закупку судов для ведения промысла в Баренцевом и Белом морях. В это же время по указанию Правительства РСФСР в Норвегию была направлена делегация «Главрыбы» для закупки первой партии моторных ботов для Мурманского района. Известны и документально подтверждены и такие факты, как личное указание В.И. Ленина об организации зверобойной экспедиции в Белое море на парусно-моторной шхуне «Песец» и о премиальном специальном фонде для архангельских рыбаков [3,8].

Все это способствовало ускоренной организации тралового лова в Баренцевом море. Так, уже 10 марта 1920 г. издаётся постановление президиума Архгубсовнархоза и Губпродкома которым:

«1. Все частные предприятия, фирмы, акционерные общества и капиталистические товарищества, занимающиеся добычей и обработкой рыбных, звериных промыслов, со всеми их активами объявляются собственностью РСФСР и передаются в ведение Беломорскому управлению в порядке особой инструкции, которую поручается выработать Аркгубсовнархозу в кратчайший срок.

2. Все учреждения и организации, занимающиеся рыбным и морским звериными промыслами, переходят в ведение Беломорского Управления и становятся техническим аппаратом, приводящим в исполнение все решения и постановления последнего…(ГААО.Ф.150, оп.3, д.2, л.13)».

В развитии принятых решений, приказом Совета народных комиссаров в Архангельске создается специальное Беломорско-Мурманское Управление рыбных и звериных промыслов при Архангельском губернском совете народного хозяйства – «Областьрыба». В ее состав вошли все национализированные траловые суда, фирмы и предприятия. А это 13 траулеров, ледокол, 3 парохода, 13 парусных судов, 3 баржи, 19 мотоботов, 17 рыболовецких факторий на беломорском и мурманском побережьях, верфь в Архангельске, 10 домов, холодильник, кузница, котельные и прочие имущества [4].

Все это и стало с 19 марта 1920 г. основой будущего Архангельского тралового флота. Днем же его рождения, по поморской традиции, считается 29 июня 1920 года, когда в 3 часа утра траулер Т-30, под командованием капитана Микеля Андреевича Викмана, отошел от стенки причала в порту Фактории г. Архангельск. В последующем за ним вышли на промысел и остальные суда, которые получили наименование как РТ и по названию рыб Баренцева моря. Флотилию архангерогодцы так и именовали «рыбная», за исключением вышедшего первым Т-30, который в последующем стал РТ-30 «Лучинский». Ему присвоено имя погибшего под Кронштадтом члена Архангельского губкома РКП (б) делегата X съезда партии Ф.С. Чумбарова-Лучинского [4].

Первые суда ушли в свой первый рейс под командованием известных капитанов-поморов:

РТ-25 «Сайда» - капитан Н.И. Новожилов

РТ-26 «Треска» - капитан С.П. Леонтьев

РТ-27 «Окунь» - капитан М.В. Михеев

РТ-28 «Камбала» - капитан С.Д. Копытов

РТ-29 «Навага» - капитан А.П. Новожилов

РТ-30 «Лучинский» - капитаны М.А. Викман и Г.Я. Каск

РТ-32 «Кумжа» - капитан Г.А. Шлыков

РТ-35 «Пикша» - капитан П.П. Катц

РТ-37 «Палтус» - капитан М.К. Моисеев

РТ-39 «Зубатка» - капитан Ф.М. Михов

РТ-40 «Скат» - капитан А.М. Овчинников

РТ-42 «Пинагор» - капитан Г.А. Епифанов2

Так начиналось в Советской России становление промышленного тралового лова в Баренцевом море. В первые годы, при базировании на замерзающем в зимний период порту Архангельск, траловые суда находились на промысле не более 5-6 месяцев и их суммарный вылов за год был небольшим и колебался в пределах 4343-7806 тонн. С перебазированием же в 1924-1925 гг. промыслового тралового флота в незамерзающий порт Мурманск их годовой суммарный вылов начал возрастать. И уже в 1926 г. он превысил уровень в 20000 тонн. Это побудило «Областьрыбу» ускорить строительство специального Рыбного порта в Мурманске. В те годы происходили и спады промысла по самым разным причинам как организационным, так и ввиду осваивания новых районов промысла в Баренцевом море.

В последующем, Приказом Народного Комиссара Снабжения Союза ССР от 2 апреля 1932 г. за № 215, подписанного А.И. Микояном, который в советское время постоянно курировал рыбную отрасль, создается «…в составе «Севтралтреста» Управление тралового флота с концентрацией в нем всего руководства и обслуживания тралфлота…(ГАМО. Ф. П-44. Оп.1. Д.15)». Этот исторический документ и следует рассматривать, как основополагающий образование специализированного государственного Мурманского тралового флот (МТФ), основой которого стали рыбопромысловые траулеры и кадры (капитаны, тралмейстера, рыбаки) Архангельского тралового флота. Такая реорганизация способствовала улучшению работы тралового флота на промысле и его обслуживанию в портах Мурманска и Архангельска, а также в становищах вдоль мурманского побережья и Кольского залива. К тому же, 16 января 1938 г. Приказом №40 Наркома пищевой промышленности СССР А.И. Микояна создается рыбопромысловая разведка при тресте «Мурманрыба», в задачу которой входит обеспечение промыслового флота сырьевой базой, а также поиск и открытие новых районов и объектов тралового лова. Все это позволило АТФ уже в предвоенный 1939 г. довести вылов рыбы почти до 38,0 тыс. т и МТФ – 210,5 тыс. тонн [5; 7].

В годы Великой Отечественной войны многие рыболовные траулеры АТФ и МТФ вошли в состав Северного Военно-Морского флота и несли свою вахту в Баренцевом и Белом морях. В сражениях погибли десятки тысяч рыбаков, 31 траулер были потоплены. Рыбаки и в этих условиях продолжали траловый промысел в Баренцевом море, снабжая рыбой население Мурманска и Архангельска, а также Красную Армию и Северный Военно-Морской флот. Потери рыбной промышленности во время Великой Отечественной войны были огромные. Министр рыбной промышленности А.А. Ишков писал в 1946 г.: «Рыбная промышленность, как и все хозяйство нашей страны, выдержала тягчайшие испытания небывалой в истории человечества войны. Это стоило нам больших потерь…От вражеской бомбежки в Мурманском порту вышел из эксплуатации ряд предприятий и почти разрушен жилой фонд. Рыболовный флот потерял 29% самоходных и 10% несамоходных судов. По некоторым массовым типам судов потери особенно велики: вышли из строя 28% сейнеров, 38% мотоневодников и мотолодок, 80% мотоботов, 87% сетеподъемников, 30% подчалков и т. д.» [9].

После окончания Великой Отечественной войны траловый лов в Северном бассейне начал восстанавливаться и расширяться за счет получения более современных рыбопромысловых судов и освоения новых районов и объектов промысла за пределами Баренцева моря – в Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантике, и затем – в водах западной Африки, в ЮВТО, вплоть до Антарктики.

Траловые флоты Северного бассейна – Архангельский и Мурманский – действительно в советское время стали крупнейшими в мире государственными рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями. Большая часть их вылова  шла на внутренний рынок страны, для обеспечения населения качественной и разнообразной рыбной продукцией.

В свои лучшие годы, а это были 70-80 годы ХХ в., вылов МТФ достигал почти 870 тыс. т, а АТФ – 240 тыс. т в год (рис.1) [4; 7]. Более 95% всей рыбной продукции, выработанной из этого сырья, шло, исходя из определенных советским правительством директив, на внутренний рынок страны для обеспечения собственного населения.

Своим ускоренным развитием и наращиванием, вылов МТФ в советский период по сравнению с АТФ был обусловлен не только географическим расположением в незамерзающем Кольском заливе г. Мурманск, но и целенаправленной рыболовной политикой Правительства СССР и Минрыбхоза СССР. Ставилась задача создать за Полярным кругом, именно в Мурманске, мощную продовольственную базу, основой которой должно быть морское и океаническое рыболовство с тем, чтобы снабжать рыбной продукцией, прежде всего, Северный флот и европейскую часть Советского Союза [10]. Для выполнения этой задачи МТФ пополнялся в опережающем порядке, по сравнению с АТФ, новыми рыбопромысловыми судами тралового лова. Такая стратегия, как показали результаты работы МТФ, полностью себя оправдала, и г. Мурманск заслуженно в Советском Союзе считался РЫБНОЙ СТОЛИЦЕЙ ЗАПОЛЯРЬЯ. Об этом свидетельствуют и данные о вылове рыбы за послевоенный период и до развала СССР, представленные на рисунке. В сумме МТФ и АТФ вылавливали в лучшие свои годы до 1,0 млн т рыбы. И все это – траловый лов, основа которого при Советской власти была заложена поморами Архангельска.

 

Для сравнения, в настоящее время частные компании ПАО «МТФ» вылавливает около 150 тыс. т, АО «АТФ» – 80 тыс. т морских живых ресурсов в год. Основной задачей частных акционерных обществ, как и всех остальных, осуществляющих свою деятельность в рыбной отрасли, является, исходя из российского законодательства, извлечение максимальной прибыли. В этой связи значительная часть вырабатываемой ими рыбной продукции – до 60-70% экспортируется в различные страны Европы, Азии и Африки.

Свой многолетний траловый опыт северяне щедро делили с рыбаками других бассейнов, что позволило ускоренно развивать промышленный траловый лов, прежде всего, в Дальневосточных морях.

С переходом России к рыночной экономике значение промышленного тралового лова остается по-прежнему востребовано, а обновление флота осуществляется с перспективой на сохранение достигнутых отечественных успехов в траловом промысле.

Борису Дмитриевичу Кудрину – 80 лет

 

Борису Дмитриевичу КУДРИНУ – организатору рыбной промышленности Северного бассейна, общественному деятелю, ученому, первому председателю правления НО «Союз рыбопромышленников Севера (СРПС)» 14 июня 2020 года исполнилось 80 лет, из которых более 50 лет отдано работе в рыбной отрасли и 30 лет – в созданном им научно-производственном предприятии «Вега».

Трудовую деятельность Борис Дмитриевич начал в Ленинграде слесарем ремонтного управления. В 1968 году, после службы в рядах Советской Армии и окончания Калининградского технического института рыбной промышленности и хозяйства, был направлен в Мурманск в Северную рыбопромысловую разведку Главка «Севрыба». В этой организации Б.Д. Кудрин работал в должности инженера, начальника рейса, начальника промрайона. Постоянно ходил в море на судах в управлениях «Мурмансельдь» и «Мурманский траловый флот» оперативного подчинения «Севрыбпромразведки».

За 22 года работы на поисковых судах Борис Кудрин, сначала в качестве участника, а потом руководителя морских научно-поисковых экспедиций, вырос в настоящего поисковика ученого-исследователя морских рыбных ресурсов, пройдя путь от инженера плавсостава до заместителя начальника «Севрыбпромразведки».

По его инициативе и непосредственно под его руководством разведаны новые районы и новые объекты рыболовства, которые были вовлечены в промысел и обеспечивали продовольственную безопасность нашей страны. Под его руководством освоены районы промысла мойвы в Северо-Западной и путассу и скумбрии в Северо-Восточной Атлантике, открыты новые районы и объекты промысла в Южной Атлантике и Тихом океане. Его вклад в развитие лова объектов жиромучного производства и светолова трудно переоценить. В этот период экстерном Борис Дмитриевич защитил кандидатскую диссертацию, увидели свет многочисленные наставления и рекомендации рыбакам по сырьевым ресурсам рыб и беспозвоночных в различных районах Мирового океана от Арктики до Антарктики.

Крайне важен вклад Бориса Кудрина в разработку новых методов разведки морских ресурсов, разработку и внедрение перспективных технологий добычи рыбы: разноглубинного, донного, крючкового и ловушечного лова. По разработанным им лично чертежам испытывались новые орудия лова стайных пелагических рыб в открытой части Северной Атлантики за пределами 200-мильных экономических зон.

В 1990 году Борис Кудрин, завершив государственную службу, с единомышленниками создал, как говорится, с нуля научно-производственное предприятие «Вега», которому в этом году исполняется 30 лет. Возглавив это предприятие, Кудрин определил в качестве главных задач создание эффективно работающего флота, который смог бы не только осуществлять океанический промысел, но и служить базой для рыбохозяйственных исследований (выявление, изучение и освоение сырьевых ресурсов) в рыночных условиях.

В 1992 году Борис Кудрин стал инициатором и основным организатором создания «Союза рыбопромышленников Севера» (НО «СРПС»). На первом собрании правления НО «СРПС» он был единогласно избран председателем и возглавлял его более 10 лет. За прошедшие годы НО «СРПС» становится крупнейшим на Северном бассейне, да и в России, союзом рыбаков, объединяющим более 70 компаний, на балансе которых находится более 150 судов.

Как опытный специалист-исследователь, Б.Д. Кудрин регулярно представлял рыбаков России на различных международных переговорах в области рыболовства: российско-норвежских (СРНК), прибрежных государств (ИКЕС), российско-фарерских и др. Он активный сторонник развития сотрудничества рыбаков России, Норвегии, Дании, Фарерских островов, Гренландии, Канады и других стран.

Как директор НПП «Вега», Борис Кудрин, в период перехода экономики страны на новые условия хозяйствования, проявил прекрасные организаторские способности и умение ориентироваться в рыночных отношениях. Основной принцип работы НПП «Вега» ориентация на творческий потенциал специалистов, синтез науки и производства, который позволяет не только вести успешный промысел, но и решать социальные вопросы работников и ветеранов предприятия.

Сегодня, в свои 80, Борис Дмитриевич Кудрин принимает активное участие в делах Союза рыбопромышленников Севера, НПО «Вега». Он передает свой богатый опыт молодому поколению рыбаков и является примером для коллег и работников рыбной отрасли не только Северного бассейна, но и всей страны.

От всей души поздравляем юбиляра и желаем Борис Дмитриевичу крепкого здоровья, семейного благополучия и новых успехов на благо рыбной отрасли России.

Друзья, соратники и коллеги

 

References

1. «Za rybnuyu industriyu Severa», 1935 g. №5. - s. 4

2. Kiselev A.A., Krasnobaev A.I. Istoriya Murmanskogo tralovogo flota (1920-1970). Murmansk, Dom pechati. Knizhnoe izdatel'stva. 1973 g. - 303 s

3. Lupachev V.P. Arhangel'skiy tralovyy flot. Kniga 1. Arhangel'sk: Lociya, 2020. - 312 s

4. Lupachev V.P. Arhangel'skiy tralovyy flot. Kniga 2. Arhangel'sk: Lociya, 2020. - 336 s.

5. Rybnoe hozyaystvo Rossii (kol. avtorov; pod redakciey Il'yasova S.V.). Izdatel'stvo «Darin», M.: 2005. - 399 s

6. Zilanov V.K. V.I. Lenin i razvitie rybnogo hozyaystva Sovetskoy Rossii. RUSSO: STRANICY LENINIANY. K150-letiyu V.I. Lenina/Avt.-sost. I.I. Nikitchuk - M.: Rodina, 2020. S. 352-364.

7. Kargin M.I. Okeanskaya vahta. - Murmansk: OOO «MIP-999», 2010. - 368 s.

8. Bulatov V.N. Russkiy Sever. Vorota v Arktiku. Arhangel'sk: Pomorskiy Gosudarstvennyy Universitet; 2001. - 303 s.

9. Ishkov A.A. Pyatiletniy plan razvitiya rybnoy promyshlennost' //Rybnoe hozyaystvo. - 1946. №1. - S.4-8.

10. Ishkov A.A. Za novyy pod'em, za vypolnenie pyatiletki v chetyre goda. //Rybnoe hozyaystvo. - 1948. №2. - S. 1-4.

Login or Create
* Forgot password?