IMPROVEMENT OF PACIFIC SQUID FISHING TECHNIQUES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper considers the problems arising in the trawl fishery for Pacific squid and suggests ways to solve them. The necessity of using flexible spacers (GRU) for horizontal opening of trawls when working on difficult soils and for stable output of the trawl system to the surface is shown. The ease of control of the trawl system with the GRU is shown in contrast to the trawl systems with boards. To ensure a large horizontal opening of the trawl and reduce drag, it was proposed to use multi-wall trawls. According to calculations, the proposed trawl systems will reduce fuel costs by 1.7-2 times and, accordingly, will reduce the carbon component (CO2 emissions).

Keywords:
Pacific squid, flexible spacers, trawl fishery, multi-wall trawls
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Тихоокеанский кальмар (Todarodes pacificus) – флюктуирующий вид, оценка биомассы которого в российских зонах дальневосточных морей колебалась в пределах 60-650 тыс. т [1], т.е. в 10 раз. Промысел тихоокеанского кальмара дальневосточными рыбаками в основном велся на свет, по аналогии с другими странами. Во многом это заложило стереотипы в подходах к промыслу тихоокеанского кальмара. В 80-х годах XX в. были построены специальные суда (КЛС), однако экспедиции оказывались не эффективными, поэтому промысел кальмара, на фоне других объектов, велся эпизодически и тихоокеанский кальмар отнесли к самым массовым недоосвоенным объектам промысла.

Исследования процессов гидрологии и распределения миграций тихоокеанского кальмара показали, что подзона Приморья – наиболее динамичная по распределению скоплений [2]. При этом, перед заходом кальмара в наши воды его интенсивно добывают Южная Корея, КНДР, Япония, а в открытых водах – Китай. Вследствие этих факторов, выбор промысловых районов должен вестись на основе расчетных методов [1]. При промысле кальмара на свет необходимо иметь группы судов не менее 8-10 единиц [3], что увеличивает площадь привлечения кальмара и обеспечивает экономическую эффективность работы флота.

Однако в последние годы, с появлением высокочастотных эхолотов, в нашей экономической зоне стали работать, как официально, так и незаконно, суда разных государств. Промысел кальмара они осуществляют с использованием света, а также тралов, сетей и подхватов. Такой опыт способствовал развитию отечественного промысла кальмара различными типами орудий рыболовства.

Работа по совершенствованию промысла кальмара на кафедре Промышленного рыболовства ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз» ведется давно, осуществляются консультации, разрабатываются новые технологии, что также поспособствовало их внедрению на промысел и развитию технологий добычи. В данной работе даются варианты решений проблем, с которыми сталкиваются на промысле тихоокеанского кальмара (Todarodes pacificus). При разработке технических решений использовались фактические данные с промысла судов ряда компаний Приморского края и Сахалинской области.

Отечественный траловый промысел тихоокеанского кальмара развивается с 2018 года. Добыча осуществляется в Японском море: о. Монерон, банка Кито-Ямато, северная часть подзоны Приморья и западный Сахалин, а также в районе южных Курильских островов. По мере накопления опыта, районы промысла в Японском море расширяются. В районе банки Кито-Ямато ведется пелагический промысел кальмара, а в других районах – донными и пелагическими тралами.

На траловом промысле отмечаются следующие задачи:

1) промысел в районе южных Курильских островов ведется на глубинах 70-120 м среднетоннажными судами, при скоростях течений до 2,2 узлов, что создает проблемы при буксировке траловой системы, поэтому скорости траления составляют до 3,5-3,7 узл. [4]. Значительное сопротивление при тралении – до 20-30% – составляют траловые доски, при этом сильные течения могут отклонять траловые доски, при недостаточных скоростях траления и они выходят из равновесия. В таких ситуациях траловая система работает неустойчиво, уловы минимальные, а поскольку грунты в районе островов скалистые, то происходят значительные аварийные ситуации с утратой тралов;

2) в других районах промысел может вестись у поверхности, в этом случае необходимо обеспечивать устойчивость траловой системы при выводе ее на поверхность. Обеспечение значительных скоростей буксировки для достижения равновесия траловой системы с траловыми досками у поверхности трудно выполнимо из-за недостаточной мощности средне-тоннажных судов. Китайские суда ведут промысел по близнецовой схеме, но это требует двух судов, а у многих российских компаний такая возможность отсутствует. Совместная работа нескольких компаний показала трудности в организации совместной работы на начальных этапах, связанных с распределением затрат и рисков, а главное – с отсутствием необходимого экономического эффекта.

Для решения этих задач предлагается использовать гибкие распорные устройства (ГРУ), которые прошли испытания при работе в районе Курильских островов, на донном промысле на японских рыболовных судах, по совместной программе c японскими коллегами, и показали безаварийность, в отличие от траловых досок при донном траление [5]. При равной распорной силе траловых досок с ГРУ, сопротивление ГРУ составляет до 15% от них [6]. Это позволяет работать в районе Курильских островов более эффективно, чем с траловыми досками, при снижении затрат на топливо. При этом ГРУ легкие и суда могут значительно лучше маневрировать с траловой системой, также ГРУ в любом положении автоматически выходят в равновесное состояние, в отличие от досок, которые могут зарываться, и для осуществления траления приходится выбирать трал и переподключать доски. Оптимизированная схема ГРУ, с учетом последних результатов промысла и методов моделирования [6], показана на рисунке 1, в ней грузоуглубители включены в нижние кабели ГРУ. Это позволяет исключить операцию подключения и отключения грузов углубителей и повышает безаварийность работы на тяжелых грунтах. ГРУ легко, без повреждения могут наматываться на кабельно-сетные барабаны (рис. 2).

 

 

Рисунок 1. Схема траловой системы для работы с унифицированным ГРУ: 1 – ваер; 2, 3 – верхний и нижний кабели ГРУ; 4 – цепи; 5 – ГРУ; 6, 7 – верхний, нижний кабели трала; 8 – трал

Figure 1. Scheme of the trawl system for working with a unified GRU: 1 - waer; 2, 3 - upper and lower GRU cables; 4 - chains; 5 - GRU; 6, 7 – upper, lower trawl cables; 8 – trawl

 

 

Рисунок 2. Наматывание ГРУ на кабельно-сетной барабан

Figure 2. Winding the GRU on the cable-net drum

 

Исследование поведения кальмара показало, что при подходе трала к скоплению кальмаров они уходят в безопасную теневую зону и фактически уплотняются, если находятся у грунта [5], а в пелагиале распределяются по горизонту, с чем связано применение близнецового тралового промысла. Поэтому, для обеспечения эффективного облова скоплений кальмаров траловой системой с досками, необходимо развить большую скорость (5-6 узл.), и тогда устье трала будет находиться на расстоянии от судна на 680-700 м, при меньших скоростях траловая система заглубляется. Такие скорости для облова кальмара большие и среднетоннажные суда с такими скоростями буксировать разноглубинный трал у поверхности сложно. Для решения этой задачи также необходимо использовать ГРУ – они в 15 раз легче траловых досок и настраиваются в режиме всплытия, в результате равновесие траловой системы обеспечивается при расстоянии от судна до километра и более для среднетоннажных и крупнотоннажных судов при скоростях 3-3,5 узла. Это позволяет вывести траловую систему с оптимальными характеристиками за область акустических шумов судна, где скопления уплотняются и уловы возрастают.

Для решения задачи большого горизонтального раскрытия трала, при минимальном сопротивлении, необходимо использование многомотенного трала (рис. 3), который на 30-40% создает меньшее сопротивление [7], чем аналогичный по горизонтальному раскрытию одномотенный трал.

 

 

Рисунок 3. Многомотенный трал в рабочем положении: 1 – оболочка; 2 – конусы; 3 – мешки; 4 – крылья

Figure 3. Multi-wound trawl in working position: 1 – shell; 2 – cones; 3 – bags; 4 – wings

 

Все части данного трала изготавливаются четырехпластными (канатная часть, боковые, верхние и нижние пластины, а также все внутренние пластины трех конусов). Для улучшения прохождения объекта промысла в мешки, внутренняя поверхность конусных частей выполнена в форме трапеции [7].

В настоящее время разработана документация для производства ГРУ для любых типов тралов. ГРУ легко изготавливается на предприятиях по производству орудий рыболовства, оболочка может изготовляться из ПВХ тентов, что позволяет иметь большой цикл эксплуатации. Разработаны конструкции двухмотенных и трехмотенных тралов с высокой фильтрацией потока воды в мешке и предмешковой части, исключая прилипание кальмара к оболочке мешка [4], это сохранит сопротивления траловой системы и увеличит наполняемость мешка. По расчетам, предлагаемые траловые системы позволят сократить затраты на топливо в 1,7-2 раза и соответственно уменьшит углеродную составляющую (выбросы CO2).

 

 

References

1. Mokrin N.M. Ecology and prospects of Pacific squid fishing Todarodes pacificus in the Sea of Japan // dis. ...kan. biol. sciences. - Vladivostok, 2006. - 186 p.

2. Barinov V.V. Development of the concept of management of Pacific squid fishing processes. / V.V. Barinov, V.V. Osipov. // Fisheries. - 2018. - No. 6 - Pp. 48-51.

3. Matsushita Y. Energy audit of small scale squid jigging boats in western Japan, Fisheries Engineering, 2016, No.52. - Pp. 189-195.

4. Osipov E.V. Technology of Pacific squid trawling. / E.V. Osipov, G.S. Pavlov // Fisheries. - 2021. - No. 3 - Pp. 108-111.

5. Fighters A.N. Studies of hydrodynamic spacer devices. / A.N. Fighters, O.A. Visyagin. - Vladivostok: Dalrybv-tuz, 2013. - 86 p.

6. Boytsov A.N., Osipov E.V., Lisienko S.V., Valkov V.E., Shevchenko A.I. Development of the trawl controlled system with flexible spreading de-vices. Journal of mechanics of continua and mathematical sciences, Special Issue, No.-10, June (2020) - 619-636.

7. Osipov E.V. Approach to the design of multi-wound trawls for pollock fishing. // Fisheries. - 2012 - No. 3. - Pp. 87-88.

Login or Create
* Forgot password?