Prospects of international legal regulation of scientific research of aquatic biological resources in the Caspian Sea
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the international legal consolidation of the term "marine scientific research" and its content, analyzes the key international legal acts regulating the issues of scientific research in the Caspian region. The contribution of the Caspian states to the development of interstate cooperation in the field of marine scientific research is shown. The prospects for international legal regulation of scientific research of aquatic biological resources in the Caspian Sea are considered.

Keywords:
Caspian Sea, Caspian countries, marine scientific research, aquatic biological resources, Convention on the Legal Status of the Caspian Sea 2018, Agreement on the Conservation and Rational Use of Aquatic Biological Resources of the Caspian Sea 2014, Framework Convention for the Protection of the Marine Environment of the Caspian Sea 2003, draft Agreement on cooperation in the field of scientific research in the Caspian Sea
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

В настоящее время в Евразии Каспий является одним из ключевых стратегических водоемов, располагающий богатым ресурсным потенциалом, в том числе различными видами водных биологических ресурсов. Ихтиофауна Каспия насчитывает около 150 видов и подвидов рыб, морского зверя и ракообразных. Особый статус, безусловно, принадлежит осетровым реликтовым обитателям, существующим здесь уже сотни миллионов лет. Их мировой генофонд сохранился только в Каспийском море.

Однако за последние десятилетия в экосистеме Каспия произошли серьезные изменения, вызванные негативными антропогенными и природными факторами. Их совокупное воздействие существенно отразилось на популяции ценных промысловых объектов: килек, сельди, тюленей и, особенно, осетровых [1]. Каспийское море считается замкнутой природной системой, что делает его очень уязвимым ко всему негативному антропогенному воздействию. В этой связи нарушение состояния в одном каспийском регионе приводит к отрицательному влиянию на значительную часть всей экосистемы. Одним из важнейших механизмов сохранения уникальной экосистемы Каспийского моря являются морские научные исследования, направленные на изучение водных биоресурсов данного водоема. Для обеспечения эффективного международного сотрудничества в области морских научных исследований, прикаспийские государства стремятся к укреплению международно-правового взаимодействия друг с другом.

Отметим, что морские научные исследования одно из главных средств обеспечения рационального использования водных биологических ресурсов. В международном праве под морскими научными исследованиями понимается любая, не противоречащая общепризнанным принципам международного права, научная деятельность в море, целью которой является получение новых научных данных, обнаружение ранее неизвестных фактов или открытие законов природы, расширение объема человеческих знаний о мире, вне зависимости от того, в каких областях они в дальнейшем могут быть применены [2]. Положения, касающиеся морских научных исследований биологических ресурсов, содержатся в ст. 56, 77, 87, а также в главе XIII «Морские научные исследования» Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

По нашему мнению, в настоящее время отчетливо прослеживается потребность в расширении и углублении научных исследований морских живых ресурсов, являющихся основой для принятия решений по управлению рыболовством. Без детального исследования ресурсов и среды их обитания невозможно принять государствами и региональными организациями по управлению рыболовством объективных решений по сохранению ресурсов и управлению рыболовством. Государства самостоятельно, в сотрудничестве друг с другом или компетентными международными организациями должны продолжать стремиться к более полному пониманию и познанию океанов и глубоководной морской среды, включая, в частности, объемы и уязвимость глубоководного биоразнообразия и экосистем, путем активизации своих морских научных исследований. В целях упорядочения таких исследований было бы целесообразно разработать в рамках ООН, на базе части XIII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и других универсальных международно-правовых актов, документ под условным названием «Соглашение о порядке проведения морских научных исследований морских живых ресурсов и передачи полученных результатов такой деятельности» [3].

Отметим, что без проведения морских научных исследований живых ресурсов невозможна эффективная реализация основных, на данный момент, принципов международно-правового управления рыболовством: устойчивого использования морских живых ресурсов, предосторожного и экосистемного подходов. Особенно это важно для принципа предосторожного подхода, поскольку государства, при принятии решений по управлению рыболовством, обязаны руководствоваться научными данными о состоянии запасов ВБР, а отсутствие таких данных или наличие неподтвержденных данных не может служить основанием или оправданием для непринятия мер по сохранению ресурсов [4]. Такие точные данные возможно получить исключительно при проведении морских научных исследований. Результаты экспедиционных исследований позволяют оценить численность и биомассу водных биологических ресурсов во взаимодействии со средой обитания и дать прогноз их состояния в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе [5].

Несмотря на то, что Каспий не подпадает под сферу действия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., тем не менее положения этого международного договора являются основой для формирования и дальнейшего совершенствования международно-правового регулирования проведения научных исследований в Каспийском море.

Следует отметить, что пять прикаспийских государств уже создали внушительную международно-правовую базу сотрудничества в Каспийском регионе, в том числе в области проведения морских научных исследований.

В результате тяжелейших переговоров, в том числе на уровне президентов пяти стран, в 2017 г. была завершена работа над проектом юридически обязательного документа о новом правовом режиме Каспийского моря – уникального международного водоема [6]. Так, 12 августа 2018 г. была принята Конвенция о правовом статусе Каспийского моря (далее – Конвенция 2018 г.), подписанная на V Саммите глав прикаспийских государств в г. Актау (Казахстан). Сфера регулирования Конвенции 2018 г. затрагивает и вопросы проведения государствами морских научных исследований, в том числе в области рыболовства.

В соответствии с п. 17 ст. 3 Конвенции 2018 г., одним из принципов, на основании которого осуществляется деятельность прикаспийских государств, является проведение морских научных исследований за пределами территориальных вод каждого государства, в соответствии с согласованными Сторонами правовыми нормами, при соблюдении суверенных и исключительных прав прибрежных государств, а также установленных ими в этой связи правил в отношении определенных видов исследований.

Вместе с тем, следует заметить, что на данный момент Конвенция 2018 г. не вступила в силу, так как она не ратифицирована Ираном. Иранская сторона поставила условие, согласно которому Конвенция 2018 г. будет ратифицирована только после принятия Соглашения о методике установления прямых исходных линий на Каспии.

Правовое регулирование в области морских научных исследований в данном регионе связано и с Соглашением о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря 2014 г. (далее – Соглашение 2014 г.). В преамбуле Соглашения 2014 г. отмечается важность проведения согласованных научных исследований для сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов Каспийского моря.

В соответствии со ст. 4 Соглашения 2014 г., одним из принципов сотрудничества прикаспийских государств является применение научных исследований в качестве основы для сохранения водных биологических ресурсов и управления совместными ВБР. На основании данного принципа, в соответствии со ст. 5, государства-члены осуществляют сотрудничество в проведении согласованных научных исследований, а также в области обмена научной информацией и специалистами, проведении семинаров, конференций и курсов обучения.

В целях реализации вышеуказанных направлений сотрудничества и в соответствии со ст. 10 Соглашения 2014 г. создана Комиссия по сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов и управлению их совместными запасами (далее – Комиссия). Одной из задач Комиссии является утверждение и координирование согласованных программ научно-исследовательских работ по совместным водным биологическим ресурсам, а также установление периодичности проведения таких работ. На данный момент состоялось 5 заседаний Комиссии (последнее прошло 20-22 декабря 2021 г. в режиме видеоконференции).

Морские научные исследования являются предметом регулирования и Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря 2003 года. В соответствии со ст. 20 данной конвенции, государства-члены осуществляют сотрудничество в области проведения научных исследований морской среды Каспийского моря. Для этого ими предпринимаются усилия по разработке или интенсификации, по мере необходимости, специальных научных программ, направленных, в частности, на совершенствование знаний о гидрологическом режиме и динамике экосистемы Каспийского моря, включая колебания уровня моря и влияние таких колебаний на морскую и прибрежные экосистемы.

С уверенностью можно констатировать, что данными международно-правовыми актами регулирование вопросов морских научных исследований на Каспии не ограничится. Прикаспийские страны продолжают развивать сотрудничество в данном направлении путем разработки специального документа по морским научным исследованиям. В целях реализации положений Конвенции 2018 г., а также иных международно-правовых актов, затрагивающих каспийский регион, по инициативе Туркменистана было предложено разработать международно-правовой документ, который бы регламентировал сотрудничество стран каспийского региона в сфере научных исследований, в том числе в части водных биоресурсов. В этой связи был выработан текст проекта Соглашения о сотрудничестве в сфере научных исследований на Каспийском море (далее – проект Соглашения). На конец апреля 2022 г. текст данного документа находится на финальной стадии согласования по дипломатическим каналам.

В проекте Соглашения Стороны выработали определение морских научных исследований, под которыми понимаются, проводимые в мирных целях, фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов Каспийского моря. Под понятие природных процессов подпадает и состояние водных биоресурсов.

Текст проекта Соглашения предусматривает принципы сотрудничества, которыми следует руководствоваться прикаспийским государствам при осуществлении морских научных исследований:

1) морские научные исследования должны проводиться в мирных целях;

2) морские научные исследования проводятся в соответствии с иными положениями рассматриваемого проекта Соглашения, Конвенцией 2018 г., а также Рамочной конвенцией по защите морской среды Каспийского моря от 4 ноября 2003 г. и Протоколов к ней;

3) морские научные исследования не должны создавать неоправданных помех другим правомерным видам использования Каспийского моря.

В ч. 1 ст. 5 проекта Соглашения определены основные направления сотрудничества по развитию морских научных исследований, среди которых следует особо выделить следующие:

- создание благоприятных условий для проведения морских научных исследований;

- разработка и совершенствование методологий и технологий проведения морских научных исследований;

- объединение усилий ученых при изучении существа явлений и процессов, происходящих в Каспийском море, и взаимосвязей между ними.

19 января 2022 г. состоялись 9-е пятисторонние экспертные консультации по согласованию проекта Соглашения. По итогам данного мероприятия Стороны выразили удовлетворение высокой готовностью документа, снятием субстантивных «экспертных» вопросов и необходимостью в дальнейшем только технической редакции Соглашения. По их мнению, документ готов к внутригосударственным процедурам согласования. Туркменская сторона сообщила, что последняя версия документа, по итогам 9-й встречи экспертов по согласованию проекта Соглашения между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в сфере научных исследований на Каспийском море, будет выслана в скором времени по дипломатическим каналам.

Таким образом, можно констатировать, что работа по развитию международного сотрудничества прикаспийских государств в области морских научных исследований, в том числе в части водных биоресурсов, а также выработка международно-правовых механизмов регламентации данного процесса ведется достаточно активно. Следует полагать, что подписание и последующее вступление в силу проекта Соглашения о сотрудничестве в сфере научных исследований на Каспийском море создаст необходимую правовую базу для развития взаимного партнерства по исследованию водных биологических ресурсов в этом водоеме, в особенности ценных промысловых видов.

 

References

1. The use of the Caspian potential of bioresources // "Caspian Bulletin". [Electronic resource] URL: http://casp-geo.ru/ispolzovanie-kaspijskogo-potentsial /. Date of appeal: 31.03.2022.

2. International public law: textbook / L.P. Anufrieva, K.A. Bekyashev, E.G. Moiseev, V.V. Ustinov [et al.]; ed. by K.A. Bekyashev. - 5th ed., reprint. and additional - Moscow: Prospect, 2011. - 1008 p.

3. Bekyashev D.K. International legal problems of fisheries management: monograph. - Moscow: Prospekt, 2017. - 512 p.

4. Bekyashev D.K. The international legal principle of a precautionary approach in fisheries management // Eurasian Legal Journal. - 2016 - No. 2 (93). - Pp. 44-50.

5. Mazhnik A.Yu. History of expeditionary research in the Caspian Sea / A.Yu. Mazhnik, A.D. Vlasenko, N.G. Degtyareva // Fishing issues. - 2007. - T.8. - №4 (32). - Pp. 586-598.

6. Bekyashev K.A. The Caspian Sea and its resources under the protection of international law / K.A. Bekyashev, D.K. Bekyashev, G.G. Galstyan / Fisheries. - 2018. - No. 5. - Pp. 21-27.

Login or Create
* Forgot password?