Market pricing for fish
Abstract and keywords
Abstract (English):
The purpose of the article is to show the need to reduce wholesale domestic prices for fish products and to propose economic methods for solving this problem. The relevance is associated with an unreasonable increase in wholesale prices, which are the basis of retail prices, which led to a decrease in the consumption of Russian fish. An analysis of prices for fish products was made. Data on the unreasonably close relationship between the wholesale prices for fish in Russia and the prices for frozen products on the Oslo stock exchange are given. The expediency of developing a methodology for determining wholesale prices in order to use them at auctions (Norwegian experience) is shown.

Keywords:
fishing, wholesale prices, food security, fish products, fishery complex
Text
Text (PDF): Read Download

Введение

Наполнение российского рынка качественной и доступной по цене рыбной продукцией Президент РФ В.В. Путин назвал главной задачей заседания Президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса 19 октября 2015 г. [1].

В ходе совещания по вопросам развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, проводимого в режиме видеоконференции 5 апреля 2022 г., Президент отметил «необходимость минимизации внешних эффектов для граждан, увеличения выпуска и поставок на внутренний рынок качественных, доступных по цене продуктов питания, включая рыбную продукцию» [2].

О том, что в России цены на рыбу слишком высоки говорят все: депутаты Государственной Думы, чиновники разных рангов, рядовые покупатели и даже руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков. Каждый по-своему, в зависимости от занимаемого поста и личных доходов.

Глава Росрыболовства, на встрече 10 ноября 2022 г. с членами Совета Федерации и другими заинтересованными лицами в формате «открытого диалога», также ответил на вопросы ценообразования и доступности рыбной продукции населению. Суть его ответов сводится к тому, что в высоких ценах виноваты посредники и розничная торговля. Поэтому надо работать над изменением в Законе о торговле.

Несмотря на понимание проблемы, оптовые и розничные цены постоянно повышаются, и доступность рыбной продукции для населения, по мнению Konkurent.ru, можно оценить «как белковую катастрофу» [3]. Результаты изменения цен на рыбу в Мурманске представлены в таблице.

 

Таблица 1. Изменение цен на рыбу в Мурманске

Table 1. Changes in prices for fish in Murmansk

Вид продукции

2013 г.

2021 г.

Изменение, раз, %

оптовые

розничные

оптовые6

розничные7

оптовые

розничные

Треска разделанная мороженая

70,01

98,0-112,04

270,0-297,0

350,0-583,0

в 3,8-4,2 раза

в 3,6-5,2 раза

Филе трески без шкуры

133,01

187,04

475,0-495,0

585,0-932,0

в 3,6-3,7 раза

в3,1-5,0 раз

Филе трески на шкуре

1331

~165,05

385,0-415,0

460,0

в 2,9-3,1 раза

~2,8 раза

Пикша разделанная мороженая

111,02

80,285-147,02

180,0-205,0

350-400

в 1,6-1,8 раза

в 4,5-2,7 раза

Пикша филе

130,03

191,05

320,0-380,0

600,0

в 2,5-2,9 раза

в 3,1 раза

Сельдь мороженая

50,0-60,02

87,0-95,02

59,85

110,0-133,0

260,0

в 2,2 раза

в 4,3-2,7 раза

Скумбрия мороженая

46,0-72,02

126,02

99,75

215,0-230,0

299,0-320,0

в 4,7-3,2 раза

в 2,4-3,2 раза

Тушка бройлера

88,17

111,87

1358

1658

в 1,53 раза

в 1,48 раза

Свинина

145,07

230,07

1278

3738

86,7%

в 1,62

Источники:1В Мурманской области средние оптовые цены… URL: https://www.nord-news.ru/news/2013/08/13/?newsid=52617 (дата обращения: 18.04.2023); 2Узбекова А. В России запретили норвежскую скумбрию, мойву и селедку. URL: https://rg.ru/2013/12/31/riba-site.html (дата обращения: 18.04.2023); 3Расчеты автора; 4Цены на рыбу в Мурманске. -URL: http://www.xn--80abymadere3a7fc.xn--p1ai/2013/01/22/ceny-na-rybu-v-murmanske/ (дата обращения: 18.04.2023); 5Результаты еженедельного мониторинга цен на рыбопродукцию в Мурманской области. URL: https://www.hibiny.com/news/archive/47521/ (дата обращения: 18.04.2023); 6Рыбный Курьер-профи: еженедельный бюллетень о международном рыбном бизнесе 2021, №50 (878); 7Рынок мяса - текущая ситуация (09.07.2013). URL: http://www.servis-expo.ru/news/rynok-myasa-tekuschaya-situaciya-09-07-2013/ (дата обращения: 18.04.2023); 8Динамика цен на тушку бройлера и свинину. URL: https://specagro.ru/sites/default/files/2022-01/obzor-rynka-myasa_9-mes-2021.pdf (дата обращения: 18.04.2023).

 

Из представленных в таблице данных видно, что рост оптовых цен на рыбную продукцию в 2021 г., в сравнении с 2013 г., составил 1,6-4,7 раза, розничных 2,4-5,2 раза.

Из материалов таблицы 1 можно сделать вывод, что в 2013 г. треска в опте была дешевле мяса бройлеров и свинины, соответственно, на 20,5 и 51,7%, а пикша – на 126,0% дороже бройлеров (учитывались незначительные объёмы вылова), но на 23,4% дешевле свинины. Филе трески и пикши были на 151,0% и 147,6% дороже, но дешевле свинины. Примерно такая же ситуация и с розничными ценами. Рост цен на тушку бройлера и свинины в 2021 г., в сравнении с 2013 г., был в разы меньше, чем на рыбу. Приведенные данные свидетельствуют о завышении цен на рыбную продукцию. При этом надо помнить, что рентабельность продаж у рыбаков Мурманской области в 2021 г. составляла 116%, в среднем у рыбаков Северного бассейн 101,1%, и все последние годы находилась на уровне около 80%, на Дальневосточном бассейне в среднем 53,2%, а в основных добывающих регионах – значительно выше. Вместе рыболовные флота этих регионов добывают около 80% общего улова морской рыбы и морепродуктов [4]. В то же время в животноводстве России рентабельность продаж 2021 г. была лишь 23,4%. [5].

 

Основная часть

По нашим наблюдениям, в настоящее время в магазинах Мурманска, принадлежащих владельцам рыболовных компаний, можно купить мороженую разделанную треску за 290-325 руб./кг. Это примерно стоимость 1 кг свинины. Филе трески на шкуре стоит 550 руб./кг., без шкуры 620 руб./кг., мойва 175 руб./кг. Приведенные цены нельзя признать доступными. Так, по сравнению с 2013 г., увеличились цены на треску разделанную в 2,96-2,59 раза, на филе трески на шкуре в 3,33 раза, на филе трески без шкуры в 3,31 раза, на мойву в 3,89 раза, при скромном росте зарплат. Цены на рыбу в сетевых магазинах Мурманска значительно выше (см. табл. 1).

В еженедельном Бюллетене о международном рыбном бизнесе №10 (940) от 15 марта 2021 г. опубликованы розничные цены на рыбную продукцию в Санкт-Петербурге (в магазинах «Лента») производства фирмы «Норебо», занимающейся как промыслом, так и производством продукции на береговом заводе. Цены по карте: треска стейк с/м Borealis 600 г – 633 руб. (1055 руб./кг), палтус синекорый стейк cBorealis 400 г 480,7 руб. (1202руб./кг), минтай б/г Borealis 750 г 340 руб. (453 руб./кг), треска филе спинка б/к Borealis 400 г 809 руб. (2022 руб./кг), пикша атлантическая филе б/к 600 г 800 руб. (1333 руб./кг), минтай филе б/к 650 г 499 руб. (768 руб./кг), скумбрия атлантическая Borealis с/м 430 руб./кг, мойва мор. 400 руб./кг, форель мор. 1150 руб./кг, лосось стейк 1200 руб./кг и много других видов рыбной продукции по необоснованно высоким ценам. Приведенные цены невозможно адекватно объяснить с точки зрения имеющихся теорий ценообразования трудовой или предельной полезности.

На рисунке 1 показаны экспортные и «оптовые» цены на треску и пикшу разделанные без головы. Экспортные цены из интернета по данным товарной биржи Осло или по российским и норвежским экспортным операциям. «Оптовые» цены – по данным РК-ПРОФИ (Рыбный Курьер-Профи: еженедельный бюллетень о международном рыбном бизнесе). Как видно из рисунка 1, в 2013-2020 гг. «оптовые» цены отличались от экспортных на незначительную величину. В 2022-2023 гг. экспортные цены на треску резко возросли из-за санкций, наложенных на Россию. Уровень оптовых цен в среднем за 2013-2021 гг. ниже экспортных на треску потрошёную без головы лишь на 4,2%, а на пикшу – на 7,0%. В отдельные годы оптовые цены выше экспортных, что в данном случае, по нашему мнению, не допустимо. Внутренние оптовые цены обслуживают потребности национальной экономики и должны формироваться с учетом внутренней конъюнктуры рынка страны, которая в России значительно ниже, чем в странах ЕЭС и Норвегии, импортирующих в последнее 10-летие от 88 до 91% общего объёма экспортируемой продукции Мурманской области [4]. Назвать авторов и методику формирования «оптовых» цен издатели сборника РК-ПРОФИ отказываются.

По нашему мнению, это свидетельствует о том, что основой «оптовых» цен является уровень экспортных цен, определённых на бирже г. Осло, с учётом спроса и покупательной способности населения Евросоюза, Великобритании и США. Этот вывод подтверждает управляющий ГК «Доброфлот» А.В. Ефремов заявляя, что «…оптовые цены на рыбу в РФ зависят в том числе от стоимости ресурса на мировых рынках и валютных курсов» [6].

 

 

Источники: Рыбный Курьер-Профи: еженедельный бюллетень о международном рыбном бизнесе за 2013-2021 гг.; Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 25-я неделя 2017 г. URL: http://fishkamchatka.ru/articles/world/20160/ (дата обращения: 18.04.2023); Цены морепродуктов на мировых оптовых рынках: 9 неделя 2018 г. URL: https://ribxoz.ru/ceny-moreproduktov-na-mirovykh-optovy/ (дата обращения: 18.04.2023); Данные о ценах на морепродукты на мировых оптовых рынках: 8-я неделя 2019. URL: https://www.fishnet.ru/news/rynok/dannye-o-cenah-na-moreprodukty-na-mirovyh-optovyh-rynkah-8-ya-nedelya-2019/?ysclid=lee0ksymzo570385889 (дата обращения: 18.04.2023); Обзор российского и мирового рынков рыбы и морепродукции по состоянию на 02.07.2021 г. URL: http://www.kaicc.ru/sites/default/files/ryba_rf_02.07.2021.pdf (дата обращения: 18.04.23); Рыбные ряды. Обзор ситуации на рынке рыбы. URL: nfr.rumedia/files/monitoring/2021…13.12.2021.pdf (дата обращения: 18.04.23).

Рисунок 1. Экспортные и оптовые цены на мороженую треску и пикшу

Figure 2. Export and wholesale prices for frozen cod and haddock

 

Следует отметить, что фактический уровень как экспортных, так и «оптовых» цен первой руки российские рыбаки определяют сами, и уровень биржевых установленных цен является для них лишь ориентиром. Так, фактический уровень цен экспортных продаж, как правило, ниже, чем у норвежских производителей, а цены внутренних оптовых сделок имеют широкий диапазон [7]. И то, что этот ориентир определён на бирже в Осло, исходя из спроса и покупательной способности населения Евросоюза, Великобритании и США, не учитывается. Внутренние рыночные цены должны формироваться под влиянием спроса и предложений, издержек производства, цен конкурентов и покупательной способности россиян.

Правительством РФ в 2014 г. был разработан «Комплекс мер по обеспечению населения пищевой и иной продукцией из водных биологических ресурсов (ВБР)». Документом, в частности, предусматривалась: популяризация и реклама продукции из ВБР, организация и проведение ярмарочных мероприятий по реализации данной продукции, создание товаропроводящей инфраструктуры, проработка вопроса о методах стимулирования потребления и спроса, путём развития различных программ торговли, оптимизация логистических издержек. В «Комплексе мер…», по нашему мнению, не было главного – создание в России рыночного механизма по определению оптовых цен. То, что высокие оптовые цены не позволяют создать цепочку доступных для населения розничных цен видно, например, из опыта розничной торговли рыбной продукцией промысловыми предприятиями, то есть без наличия затрат на посредников и торговую сеть.

В настоящее время проблемами высоких розничных цен и снижения потребления рыбной продукции озабочены депутаты Государственной Думы, Правительства РФ и чиновники, имеющие отношение к функционированию рыбного хозяйства. 11 апреля 2023 г. состоялось заседание комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, на котором выступил первый заместитель Комитета СФ С.Г. Митин. Он проинформировал о предложениях по внесению изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части установления единого государственного регулирования цен на отдельные виды товаров и торговых надбавок к ценам на них, в целях недопущения роста стоимости рыбной продукции при осуществлении торговой деятельности, и обратил особое внимание на то, что на основные сорта рыбы цена выше, чем на мясо. Однако следует отметить, что и на большинство так называемых социальных видов рыб цены уже стали дороже кур и свинины. Выше приведены данные, что фирма «Норебо» установила на мойву цену в 400 руб./кг. На самую распространённую продукцию минтай б/г в некоторых магазинах розничные цены уже выше свинины, а на филе минтая выше повсеместно.

Сенатор С.Г. Митин уточнил, что в настоящее время в Государственной Думе находятся два законопроекта, которыми предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающие установление предельных торговых наценок на отдельные виды продовольственных товаров, в том числе на рыбу не более 30%.

Совет Федерации также предлагает Правительству РФ разработать новую редакцию Комплекса мер по обеспечению населения качественной и доступной рыбной продукцией. Однако не ясно почему продукция станет доступной населению, если предлагаются те же меры, которые были в прежнем документе, а цель не достигнута [8].

Необоснованно завышенные оптовые цены оказывают наибольшее негативное влияние на покупательную способность и потребление рыбной продукции населением, так как они являются основой розничных цен. Цены в 2021 г. и их изменение, в сравнении с 2013 г., показаны выше в таблице. За 8 месяцев 2022 г., по данным председателя Рыбного союза А.В. Панина, объём продаж упал на 7%, средняя цена на рыбную продукцию выросла на 19%. Происходит отток потребителей из сегмента морепродуктов, рыбных стейков, готовых блюд [9]. По прогнозу Рыбного союза, потребление ещё уменьшится на 20%. На этом же уровне фиксируют снижение продаж в рыбной категории крупнейшие федеральные ретейлеры [10].

Большое влияние завышенные оптовые цены оказывают на береговые рыбоперерабатывающие заводы, в особенности на традиционные, где рыбное сырьё в себестоимости их производства составляет около 70%. Вследствие этого, сальдированный результат их деятельности или отрицательный, или незначительный, достигнутый за счёт экспорта. Производственные мощности загружены на 40-50%. [11]. Заводы, построенные с поддержкой инвест-квот, по этой же причине работают не на полную мощность и финансовые результаты их скромные. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости уменьшения существующих рыночных цен.

 

Решение проблемы

В надежде на снижение цен на рыбное сырьё за счёт насыщения рынка, рыбопереработчики просят Правительство РФ ограничить экспорт рыбы. По словам председатель Рыбного союза А.В. Панина говорит, что речь идет, прежде всего, о наиболее востребованных и доступных видах: сельди, скумбрии, минтае, горбуше, треске. Рыбный союз оценивает объём ограничения поставок рыбы за рубеж в 2,9 млн т, при нынешних уловах в 5,0 млн тонн. Росрыболовство сразу же стало возражать против этого, заявляя, что «…внутренний рынок полностью обеспечен рыбной продукцией» [6]. Поскольку заявленный объём совпадает с количеством рыбы, которое необходимо поставлять на внутренний рынок, в соответствии с пороговыми значениями Доктрины продовольственной безопасности, можно сделать вывод, что Росрыболовство не собирается её выполнять.

В настоящее время в Государственной Думе и Правительстве РФ рассматриваются различные меры недопущения дальнейшего роста цен на рыбную продукцию, снижения их на так называемую «социальную» рыбу и установление фиксированных цен. В основном это касается пелагических закусочных видов: скумбрии, сельди, горбуши, сёмги и минтая. Согласно социологическим опросам, их очень любит народ. К перечисленным видам рыб можно добавить ещё путассу и мойву их за рубежом не едят и Росрыболовство не будет возражать, а треску, пикшу и другие донные виды рыб ни в коем случае, так как они необходимы для экспорта. Такой подход, по нашему мнению, не годится для российского народа. Рыбное хозяйство является хозяйственной отраслью, регулируя которую рыночными и экономическими мерами можно получить необходимые результаты. В том числе снизить оптовые цены производителей до приемлемого уровня.

Пока же предусматриваются некоторые ограничения по наценкам при определении розничных цен и другие решения, не имеющие достаточных обоснований и носящие временный характер. Авторы согласны с мнением президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Г.Г. Мартынова, с кем мы согласны, «…стране нужна государственная программа по насыщению рынка рыбой» [12]. Такую программу, по нашему мнению, невозможно разработать без научного обоснования внутренних рыночных цен на рыбную продукцию, с учётом покупательной способности населения и спроса.

Наиболее простым и эффективным решением снижения оптовых и розничных цен, по нашему мнению, является создание условий для выполнения нормативов Доктрины продовольственной безопасности, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 года. Доктриной предусматривается «…формирование внешнеэкономической политики с соблюдением критериев продовольственной безопасности». В целях обеспечения этого условия, поставки на российский рынок уловов отечественных рыбаков должны обеспечивать на 85% потребление населением рыбы в объёме 22 кг на душу населения в год в неразделанном виде. Следовательно, российские рыбаки ежегодно должны поставлять на отечественный берег, без учёта населения новых регионов, 2744 тыс. т (18,7 кг × 146745 тыс. чел.) улова рыбы и морепродуктов; с учётом населения новых районов примерно 2839 тыс. т (18,7 кг. × 151800 тыс. чел.). При общем объёме вылова в настоящее время примерно в 5,0 млн т в год на российский берег должно поставляться, соответственно, 54,9% и 56,8% от этой величины, а поставлено в 2020 г. 2011 тыс. т (39,1%). Для Северного бассейна, при солидарной ответственности, должно поставляться 349,0 тыс. т (55% от среднегодового вылова за 2018-2020 гг.), а поставляется на российский берег только 29% общего вылова [13]. Следует отметить, что поставляться на российский рынок должны все виды рыб и морепродуктов в процентном отношении от добычи, независимо от предпочтений экспорта.

Причиной невыполнения показателей Доктрины продовольственной безопасности промысловики считают невозможность продать на российском рынке названные выше объёмы рыбы, что при существующих ценах соответствует действительности. Необходимо снижать оптовые цены. При нынешнем уровне рентабельности продаж в 80-116% это возможно.

В соответствие с Главой VII Доктрины «Механизмы и организационные основы обеспечения продовольственной безопасности», предлагается обозначить в правилах рыболовства поставки рыбы на российский рынок как обязательное условие для получения квот биоресурсов для промысла в полном объёме. Для стимулирования процесса снижения цен, под влиянием возросшего предложения рыбной продукции, по нашему мнению, целесообразно отменить плату за биоресурсы, поставляемые на российский берег.

Как показано выше, оптовые цены на рыбную продукцию в нашей стране устанавливают промысловики, используя в качестве основы цены, разработанные на бирже в г. Осло, что привело к их завышению, в сравнении с покупательной способностью россиян. Рейтинг покупательной способности Норвегии выше России по разным показателям от 2,11 до 2,67 раза [14-16]. В таких условиях целесообразно разработать специальную методику расчёта оптовых цен для внутреннего рынка, как это сделано в нашей стране на зерно и в Норвегии для судов прибрежного промысла.

Основная сложность её разработки, по нашему мнению, связана с определением уровня оптовых цен, обеспечивающих нормальное функционирование и кредитоспособность участников рыболовства в обновлении основных производственных фондов, а также экономическую доступность продукции населению и береговым перерабатывающим предприятиям. Для обеспечения этого можно использовать договорной метод определения оптовых цен на основные виды рыб с участием рыбаков, береговых переработчиков и третьей стороны. Выполнение таких условий необходимо для определения стартовых цен на аукционах.

Отметим, что во многих странах рыбная продукция реализуется по разным видам цен. Например, в Норвегии для мороженой продукции судового производства ценами первой руки являются биржевые цены. Для определения цен на треску, добываемую прибрежным флотом, до недавнего времени использовались договорные цены, а в настоящее время динамические, состоящие из суммы 80% цен на свежую треску, 70% цен на мороженую треску и 60 % экспортного индекса поделённые на 3. Кроме этого, небольшие объёмы рыбы и морепродуктов продаются населению в свежем виде по специальным ценам.

 

Выводы

Исследование мирового опыта торговли рыбой из первых рук показывает, что для России в наибольшей мере, по нашему мнению, подходит норвежский опыт организации аукционов с установление минимальных цен, в той или иной мере с участием государства [17].

Выполнение Доктрины продовольственной безопасности и наличие обоснованных оптовых цен на рыбу послужат основой для формирования розничных рыночных цен на рыбную продукцию, доступных для населения.

 

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 

Вклад в работу авторов: Васильев А.М. – концепция исследования, написание исходного текста, сбор и анализ данных, итоговые выводы, окончательная проверка статьи. Лисунова Е.А. подготовка статьи, анализ данных, корректировка и доработка текста, графические материалы, подготовка обзора литературы.

The authors advertise the rejection of the conflict of intersections.

 

Tab b of the authors' work: Vasiliev A.M. research concept, writing the source text, data collection and analysis, final results, conditional status check. Lisunova E.A. preparation of statuses, data analysis, correction and storage of textures, graphic materials, preparation of literary reviews.

References

1. Meeting of the Presidium of the State Council on the development of the Fisheries complex on October 19, 2015 - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50524 (date of appeal: 18.04.23).

2. The Head of State considered... -URL: https://www.varpe.org/events/main/news/glava_gosudarstva_rassmotrel_voprosy_razvitiya_agropromyshlennogo_i_rybokhozyaystvennogo_kompleksov / (accessed: 04/18/2013).

3. Fish prices are breaking records. Who is to blame? -URL: https://konkurent.ru/article/46677 (accessed: 04/18/2013).

4. Fishery activity in the Murmansk region / Federal State Statistics Service, Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Murmansk region / Murmanskstat. 2022. 48 p.

5. Final report on the results of the activities of the Ministry of Agriculture of Russia for 2021. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/aed/aed85b58433e872aa1848ad211ced148.pdf (accessed: 04/18/2013).

6. Polukhin, A. Fish is kept for canned food. Processors ask to limit the export of aquatic biological resources. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5284035?ysclid=lgmcr3tuif320945872 (accessed 18.04.23).

7. Scientific and applied foundations of the state policy of the functioning of the resource and raw materials economy on the shelf and in the coastal zone of the Russian Arctic in the context of globalization: research report (interval): 3-13-4002 / Institute of Economic Problems of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences; scientific hands. Vasiliev A.M.; executive director: Vasiliev A.M., Kuranov Yu.F., Fadeev A.M. [et al.]. Apatity. 2015. 120 p.

8. Fish Courier-Pro: weekly newsletter about the international fish business. 2023. №14 (944). P.74.

9. The Russian consumer goes into economy mode // RK-PROFI. 2022. №49 (928). P.78.

10. Russia needs a fish popularization program // RK-PROFI. 2022. №47 (926). P.80.

11. Development of program proposals on the integration development of coastal fish processing and fishing activities in the Northern Basin: Research report / Institute of Economic Problems of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences; executive director: Kuranov Yu.F., Vasiliev A.M. Murmansk. 2014. 60 p.

12. The country needs a state program to saturate the market with fish // RK-PROFI. 2022. №47 (926).

13. Vasiliev, A.M., Lisunova, E.A. (2022). The doctrine of food security in the system of providing the population with fish products // ECO. No. 6. Pp. 51-66. DOI:https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2022-6-51-66

14. Ranking of countries by GDP per capita (PPP). URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/gdp-per-capita-ppp (accessed: 04/18/2013).

15. Rating of countries by purchasing power. URL: https://take-profit.org/statistics/purchasing-power / (accessed: 04/18/2013).

16. Ranking of countries by purchasing power per capita. URL: https://moshekam.livejournal.com/1910820.html (date of circulation: 04/18/2013).

17. Exchange trading of VBR. World experience. URL: https://fishnews-prod.s3.amazonaws.com/docs/268/birzhevaya-torgovlya-vbr.pdf (accessed: 04/18/2013).

Login or Create
* Forgot password?