REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK IN THE FIELD OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND PROVISION OF AQUACULTURE AT THE PRESENT STAGE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The need for high-quality fish products of aquaculture, the need to reduce the anthropogenic burden in the production process on the environment require an appropriate modern regulatory framework for the sustainable development of aquaculture. The paper reflects key regulatory documents in the systemic transformation and enforcement of aquaculture production based on interdisciplinary research. Current aquaculture regulations are described. The experience of their application and options for their implementation in various areas of aquaculture production were considered.

Keywords:
Aquaculture, regulatory documents, priorities for aquaculture, environmental safety, agro-industrial complex
Text
Publication text (PDF): Read Download

Аквакультура – многовариантная научная и производственная деятельность, достижения которой зарождались, реализовались и реализуются на стыке различных отраслей научных знаний и производств. На современном этапе она является самым быстрорастущим сектором производства продуктов питания в течение последних десятилетий. Темпы развития аквакультуры самые интенсивные и составляли в мире не менее 10%. В последние 5 лет темпы снижаются, но остаются на достаточно высоком уровне 5-6%. Успешное развитие аквакультуры является следствием неспособности удовлетворить растущий спрос на рыбную продукцию естественных природных запасов.

Культура разведения водных биоресурсов обладает большим потенциалом и имеет значительный исторический опыт, чтобы обеспечить продовольственную безопасность растущего населения Земли. Однако устойчивое развитие аквакультуры должно быть построено не только на соответствующих технологиях и инновациях, но и современной нормативно-правовой базе [1]. 

Иными словами, комплексная междисциплинарная хозяйственная деятельность, научные исследования и результаты направлены для решения проблем, связанных с производством товаров, особенно продуктов питания, а также – соответствующих услуг, например, производство, переработка, транспортировка и т.д.

Ценность научных результатов зависит от их применимости, той пользы, которую можно извлечь из их использования, внедрения. При этом переход от научных результатов к их практическому применению должен быть прозрачен, упрощен и обеспечен соответствующей действующей нормативно-правовой документацией.

Таким образом, для современных рыночных условий и фактического состояния сырьевой базы рыбохозяйственного комплекса, аквакультура является одной из важнейших сфер экономической деятельности, которая направлена на производство высококачественных, безопасных и питательных продуктов питания, обеспечивающая продовольственную безопасность.

Изложенное обуславливает, что нормативно-правовые документы в области аквакультуры должны быть направлены на отражение следующих приоритетов:

● экономическая обоснованность;

● поддержание нормальных физиологических функций и воспроизводства гидробионтов;

● снижение экологического воздействия на окружающую среду (природную, социальную).

Такой подход обеспечит адекватное формирование современной нормативно-правовой базы в вопросах аквакультуры и основных направлениях её совершенствования.

Рассмотрим некоторые вопросы, которые включают обозначенные приоритеты для отражения в нормативно-правовой документации.

Одним из важных вопросов, конечно же, является экономическая обоснованность. Традиционно, основные сегменты структуры производства товарной аквакультуры представлены карповыми и растительноядными видами рыб, ценными видами рыб (лососевые и осетровые), ценными гидробионтами (устрицы, мидии, гребешки и другие моллюски, иглокожие). Производство этих видов продукции неравномерно распределено по субъектам Российской Федерации, что обуславливает разработку нормативно-правовых документов всех уровней (федерального, регионального, муниципального), с акцентом на соответствующую проблему каждого уровня.

Отечественные рыбоводы с каждым годом вносят все больший вклад в общероссийское производство рыбной продукции, обеспечивая внутренний рынок свежей, живой и охлажденной рыбой и морепродуктами. По прогнозам ФАО, к 2030 г. производство продукции аквакультуры достигнет 103 млн т, при вылове дикой рыбы 97 млн т [2]. Выращивание рыбы и морепродуктов отличается от процесса вылова не только технологически, но и в части процесса продвижения продукции аквакультуры. Так, продукцию аквакультуры зачастую реализуют вблизи от производства, что сокращает затраты на логистику и хранение. Следовательно, ещё на этапе организации рыбоводного хозяйства следует позаботиться и/или планировать не только производственный цикл, но и поставки выращенной продукции в местные торговые сети с сопровождением (разработкой) необходимой нормативно-правовой документации.

По словам руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова, в настоящее время аквакультура в России вошла в стадию взрывного роста и является самой быстрорастущей отраслью сельского хозяйства. В 2020 г. рост производства составил 14%, а за первое полугодие 2021 г. – уже более 20% [2]. 

По словам руководителя Росрыболовства, отправной точкой стало создание нормативно-правовой базы, что сделало возможным принятие ряда мер государственной поддержки этой отрасли – от субсидирования приобретения кормов до формирования прозрачной схемы распределения рыбоводных участков. Сегодня ключевыми направлениями развития стали лососеводство, марикультура и осетроводство.

Аквакультура является одной из самых быстрорастущих отраслей пищевого производства в мире. Стремительный рост производства аквакультуры в России ставит на новый уровень вопросы безопасности и ветеринарного контроля продукции. Тщательной всесторонней проверке необходимо подвергать и импортируемую рыбопродукцию, и продукцию, выращиваемую в стране. Поэтому снижение уровня контроля за безопасностью рыбопродукции не произойдет и не потеряет актуальность.

Кроме того, следует обратить внимание на опыт строительства суперсовременных заводов, использующих установки замкнутого водоснабжения (УЗВ), их преимущества перед пастбищным или садковым выращиванием необходимость масштабного инвестирования в развитие наукоемких технологий.

Для современных условий актуально совершенствование систем сертификации, оценка качества и управления рисками, как на производстве, так и в отрасли в целом, а также развитие конкурентной среды в условиях жестких экологических требований.

Акцент необходимо делать на использовании собственных биотехнологий, посадочного материала, а также подготовке квалифицированных кадров. При этом особое внимание необходимо уделять экологичности производства и безопасности продукции.

 

Главные вопросы в акавакультуре правовое регулирование и действующие законодательные акты

Основной закон для осуществления аквакультурной деятельности отрасль ждала долгие годы. В первом чтении законопроект был принят 25 марта 2011 г., затем работа затянулась. В 2012 г. Закон об аквакультуре не был принят в окончательном чтении. Во втором и третьем чтениях в Госдуме документ об Аквакультуре прошел только в июне 2013 г., и был принят Госдумой 21 июня 2013 года.

Задача Закона обеспечить правовую базу для развития аквакультуры, позволяющую предоставлять ей государственную поддержку, установить понятные, необременительные правила доступа хозяйствующих субъектов к водным и земельным ресурсам, закрепить за предприятиями право на изъятие промыслового возврата объектов культивирования, выращенных в состоянии естественной свободы [3]. 

В Федеральном законе под № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу  22 июня 2021 г., устанавливаются правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области. Его положения обеспечивают производство рыбной и иной продукции аквакультуры, сохранение водных биологических ресурсов.

За период с 2013-2021 гг. ФЗ об аквакультуре имеет несколько редакций (изменений), которые вводились по мере его адаптации к реальным условиям развития аквакультуры [4]. 

Остановимся на некоторых изменениях в его текущей редакции, которые направлены на устойчивое развитие аквакультуры.

Так, в основных понятиях Закона в пункте 6 уточняется понятие: «рыбоводная инфраструктура имущественные комплексы, в том числе установки, объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, земельные участки, оборудование, искусственные острова, которые необходимы для осуществления аквакультуры». Для более эффективного использования рыбоводных участков для целей аквакультуры, были введены такие уточнения как объекты капитального строительства и некапитальные строения.

В статье 3 Правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) ввели 21-й пункт, который приводит в соответствие деятельность в сфере аквакультуры в соответствие с Конституцией (Основной закон страны).

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

В статье 4. Рыбоводные участки введено ограничение на их выделение:

«В обводненных карьерах и прудах (за исключением прудов, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью более 200 гектаров, если иное не предусмотрено федеральными законами), а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, рыбоводные участки не выделяются».

Возможность расширенного использования земель и земельных участков для целей аквакультуры повлекло введение и новой статьи 5.1, которая поясняет уточнение в понятийном аппарате закона «рыбоводная аквакультура» и вводит правила взаимодействия между заинтересованными лицами. Содержание статьи 5.1 закона ниже.

 «1. Для целей аквакультуры (рыбоводства) допускается использование земель сельскохозяйственного назначения, занятых водными объектами (обводненными карьерами и прудами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), расположенными в границах земельного участка, в целях осуществления прудовой аквакультуры, а также использование земельного участка для осуществления деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

2. Земельные участки для строительства объектов капитального строительства, возведения некапитальных строений, сооружений, необходимых для целей аквакультуры (рыбоводства), предоставляются в соответствии с земельным законодательством.

3. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута для целей аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

4. Лесные участки для целей товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) используются в соответствии со статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации».

Пункт 8 Статьи 12 в редакции закона от 11.06.2021 №163 ФЗ направлен на совершенствование отчетности о деятельности и формирование соответствующих информационных баз.

Формирование и пополнение информационных баз в отношении ремонтно-маточных стад раскрывает пункт 3 статьи 14 этого закона.

«Рыбоводные хозяйства, осуществляющие прудовую аквакультуру (рыбоводство) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров, представляют в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отчетность об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов аквакультуры.» 

«Ремонтно-маточные стада, в целях сохранения водных биологических ресурсов, а также осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) осетровых видов рыб, подлежат регистрации в реестре ремонтно-маточных стад уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в определенном им порядке».

Извлечения из Закона показывают, что обновленное законодательство позволяет рыбоводным хозяйствам осуществлять прудовую аквакультуру (рыбоводство) в прудах, образование которых уточнено и попадает под действующее законодательство.

Закон уточнил, что землями водного фонда являются земли, на которых находятся поверхностные водные объекты. Если водные объекты полностью находятся в пределах земель сельскохозяйственного назначения или земель других категорий, такие земли не относятся к землям водного фонда

Отчетность таких хозяйств об объемах выпуска и изъятия объектов аквакультуры будет способствовать формированию соответствующих информационных баз.

Федеральным законом совершенствуется правовое регулирование отношений, связанных с сохранением водных биологических ресурсов и использованием объектов аквакультуры, включая осуществление рыбохозяйственной мелиорации и использование ремонтно-маточных стад для целей товарной аквакультуры (рыбоводства) осетровых видов рыб.

 

Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года

В сентябре 2022 г. утверждена новая Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 г. [5]. Она учитывает экономическую ситуацию, сложившуюся в условиях внешнего санкционного давления, заменяет аналогичный документ, принятый весной 2020 года. При этом её ключевыми целями в контексте, например, для устойчивого развития аквакультуры можно отметить и применить следующее:

- повышение уровня продовольственной безопасности;

- созданием новых технологий производства, переработки и хранения продукции;

- внедрение цифровых сервисов.

Конкретно для аквакультуры делается акцент на обеспечение производителей аквакультуры собственными кормами и рыбопосадочным материалом, а также – создание к 2030 г. единой цифровой платформы агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, которая позволит в режиме реального времени получать сведения, нужные для принятия тех или иных управленческих решений.

Производство рыбы и продуктов рыбных, переработанных, консервированных, по данным Росстата, за 2021 г., в сравнении с аналогичным периодом 2020 г., увеличилось на 1,1%, или на 47,8 тыс. тонн, и составило 4,4 млн т (1).

Россия достигла значений продовольственной безопасности по всем ключевым направлениям. Так, по оценке Минсельхоза России, в 2021 г. уровень самообеспечения (продовольственной независимости) Российской Федерации составил по рыбе и рыбопродуктам – 153,2%, что в 1,8 раза выше порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 85%).

Рассмотрим основные положения Стратегии для устойчивого развития аквакультуры.

Основным приоритетом является поддержка предпринимательской инициативы, путем предоставления различных мер государственной поддержки. Так, например, возмещение прямых понесенных капитальных затрат планируется распространить, в том числе, на строительство предприятий по производству рыбных кормов и питомников по выращиванию рыбопосадочного материала.

Для решения задач, в рамках Доктрины продовольственной безопасности реализуются следующие мероприятия:

- повышение экономической доступности качественной пищевой продукции для формирования рациона здорового питания для всех групп населения;

- обеспечение физической доступности пищевой продукции.

Таким образом, необходимо увеличивать перерабатывающие мощности, создавать новые товарные направления и группы, реализовывать мероприятия по поддержке экспорта продукции, в том числе – выстраивание новых цепочек поставок на целевых рынках.

Основными инструментами, необходимыми для сокращения рисков и угроз, являются систематизация товарных потоков, с учетом транспортной и территориальной доступности, мероприятия по совершенствованию ветеринарного фитосанитарного законодательства, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, сохранение благоприятной окружающей среды и природного потенциала, сохранения природных водных объектов.

Единая цифровая платформа позволит создать единую отраслевую базу, что будет способствовать получению единого однородного массива сопоставимых данных, необходимых для принятия обоснованных управленческих решений, получение оперативной информации о текущем состоянии рыбохозяйственного комплекса.

По материалам Стратегии агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 г. разработан прогноз развития, который выполнен в целевом и базовом вариантах.

Базовый вариант предусматривает реализацию государственных программ Минсельхоза России, при условии текущего уровня финансирования.

Целевой вариант разработан во исполнении пункта 2 перечня поручений Президента РФ от 26 апреля 2022 г. № Пр-738 по итогам совещания по вопросам развития агропромышленного, рыбохозяйственного комплексов и смежных отраслей промышленности 5 апреля 2022 г. (табл. 1) [6]. 

 

Таблица 1. Целевые показатели рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2030 год

Table 1. Target indicators of the fisheries complex of the Russian Federation for the period up to 2030

Наименование показателя

Ед.изм.

вариант

2020

факт

2021

оценка

2022

год

2023

год

2024

год

2025

год

2030

год

Уровень самообеспечения РФ рыбой и рыбопродуктами в живом весе (весе сырца)

%

целевой

 

 

85

85

85

85

85

базовый

160,7

153,2

-

-

-

-

-

Объем производства продукции товарной аквакультуры (рыбоводства), включая посадочный материал

 

тыс.  тонн

целевой

328,6

356,6

366

383

400

420

618

базовый

-

-

366

383

400

420

618

 

Прогнозируется сокращение импортных технологий, локализация зарубежных производств и поддержка развития отечественных информационных ресурсов прикладного характера в сфере биотехнологий, селекции и племенного дела. Ниже перечислены некоторые ключевые ориентиры развития, имеющие отношение к аквакультуре:

• развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе с внедрением инноваций;

• цифровизация отраслей (умная ферма);

• селекция и генетика (новые породы осетровых);

• перспективные направления;

• базовые пищевые технологии (производство специализированной технологии);

• базовые технологии рыбохозяйственного комплекса.

Таким образом, для устойчивого развития и обеспечения аквакультуры на современном этапе, необходимо увеличивать перерабатывающие мощности, создавать новые товарные направления и группы, реализовывать мероприятия по поддержке экспорта продукции, в том числе – выстраивание новых цепочек поставок на целевых рынках.

 

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 

Вклад авторов: С.А. Гуцуляк – идея работы, подготовка и окончательная проверка статьи, Д.К. Магзанова подбор и анализ литературных источников, подготовка статьи, Е.А. Сокольская анализ литературных источников, подготовка статьи.

 

The authors declare that there is no conflict of interest.

 

Contribution of the authors: S.A. Gutsulyak – the idea of the work, preparation and final verification of the article, D.K. Magzanova – selection and analysis of literary sources, preparation of the article, E.A. Sokolskaya – analysis of literary sources, preparation of the article.

References

1. United Nations: Agenda for the 21st Century: UN Conference on Environment and Development in Rio de Janeiro. June 3-14, 1992 // -218 p. // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml / ofits.text/ (accessed 12.02.2023) (In Russ.)

2. Federal Agency for Fisheries: Vectors of aquaculture development in the XXI century: scale, technology and environmental friendliness. September 10, 2021 // https://fish.gov.ru/novosti-foruma/2021/09/10/vektory-razvitiya-akvakultury-v-xxi-veke-masshtab-tehnologii-i-ekologichnost / ofits. text /Russian Federation (accessed 12.02.2023). (In Russ.)

3. On aquaculture (fish farming) and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation. Federal Law No. 148-FZ of July 2, 2013: adopted by the State Duma on June 21, 2013. Approved by the Federation Council on June 26, 2013. // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148460 / Russian Federation (accessed 13.02.2023). (In Russ.)

4. On Amendments to the Federal Law "On Aquaculture (Fish Farming) and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation". Federal Law No. 163-FZ of June 11, 2021. Adopted by the State Duma on June 2, 2021. Approved by the Federation Council on June 2, 2021. // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106110012?index=0&rangeSize=1 / Russian Federation (accessed 15.02.2023). (In Russ.)

5. Strategy for the development of agro-industrial and fisheries complexes of the Russian Federation for the period up to 2030. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2567-R. from September 8, 2022 // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120021 / Russian Federation (accessed 15.02.2023. (In Russ.)

6. List of instructions on the results of the meeting on the development of agro-industrial, fisheries and related industries. Approved by the President of the Russian Federation on April 26, 2022 N Pr-738. // https://legalacts.ru/doc/perechen-poruchenii-po-itogam-soveshchanija-o-razvitii-agropromyshlennogo-rybokhozjaistvennogo / ofits. text/ (accessed 12.02.2023). (In Russ.)

Login or Create
* Forgot password?