About the consumption of fish products by the population of Russia
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the history of fishing, production of food fish products and its per capita consumption by the population of Russia, as well as their significance for the implementation of the Doctrine of Food Security. The domestic method of calculating the consumption of fish products by the population is considered, compared with the methods of other countries and international intergovernmental organizations. The data on the average per capita consumption of fish and fish products in Russia and in a number of countries with developed fisheries and market economy are presented. Measures aimed at increasing the consumption of fish products by the population of Russia are proposed.

Keywords:
catch of aquatic biological resources, food security, fisheries, per capita consumption of fish products, public administration, export and import policy in the fishing industry, production of fish food products, purchasing power of the population
Text
Publication text (PDF): Read Download

На протяжении своей более чем тысячелетней истории Россия, для обеспечения населения продовольствием, особенно белками животного происхождения, традиционно использовала рыбу, беспозвоночных животных, морского зверя и другие водные биоресурсы. Этому благоприятствовали значительные природные запасы гидробионтов в реках, озерах и на морских побережных акваториях. Поэтому, независимо от формы правления и государственного устройства, по вылову рыбы и производству рыбопродукции она нередко входила в десятку ведущих рыболовных государств мира.

Российская империя максимального вылова рыбы и других гидробионтов – 859 и 1180 тыс. т достигла в 1910 и 1913 годах, занимая второе место в мире и уступая только владычице морей того времени – Великобритании, вылов которой в 1913 г. составлял 1250 тыс. т [1].

В советский период, с началом освоения запасов водных биоресурсов не только в своих континентальных и морских водоемах, но и в Мировом океане, СССР нарастил вылов до 10,4 млн т, и в 1975 г. вышел на первое место в мире, опередив традиционного лидера мирового рыболовства тех лет – Японию. В 1988 г. Советский Союз увеличил вылов гидробионтов до рекордных 11,5 млн т, 70-75% которых приходились на РСФСР [2-6; 36; 40]. Наивысшего вылова Россия советского периода в современных границах достигла в 1986-1988 годах – 8,2-8,3 млн т (рис.1).

 

 

Рисунок 1. Вылов водных биоресурсов Российской империи (1900-1917 гг.); России/РСФСР советского периода (1918-1991 гг.) и Российской Федерацией (1992-2022 гг.)

Figure 1. Catch of aquatic biological resources of the Russian Empire (1900-1917); Russia/RSFSR of the Soviet period (1918-1991) and the Russian Federation (1992-2022)

 

Новая рыночная Россия – Российская Федерация (РФ), в силу ряда причин, прекратила рыболовство во многих районах Мирового океана, и отечественное рыболовство сосредоточилось на внутренних континентальных водоемах, в 200-мильной исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и на континентальном шельфе. Все это, а также часто меняющиеся правовые механизмы по наделению частных пользователей долями-квотами на вылов, привело к резкому сокращению общего вылова [4-12].

В начале внедрения рыночной экономики российский вылов сократился с 7,7-6,9 млн т в советский период 1990-1991 годов до минимального – 3,1 млн т в 2004 году. Такое катастрофическое падение было обусловлено не только переходом к рыночным отношениям, но также введением аукционной системы распределения квот, потерей управляемости всей системой рыбного хозяйства на федеральном уровне и целым рядом других факторов. В результате РФ в конце 20-го и в начале 21-го века в мировом табеле рыболовных держав опустилась с первого-второго места на восьмое.

В дальнейшем РФ, приняв Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 2004 г. и внедрив исторический принцип наделения пользователей долями-квотами на вылов водных биоресурсов, на долгосрочной основе начала наращивать вылов, доведя его в 2020-2021 годах до 5,4 млн т, что вернуло ее в первую пятерку рыболовных стран мира [13; 32]. В достижении этих результатов велика роль также и природных факторов, поскольку на последние десятилетия пришлась стабильность, а в ряде районов рост численности, самых массовых рыб – минтая, лососей, сельди, сардины-иваси, скумбрии, трески и других объектов рыболовства, которые традиционно составляют основу вылова российского флота.

Для сопоставления значимости вылова гидробионтов в разные исторические периоды для населения страны, в таблице 1 приводятся данные о вылове на человека в год в Российской империи, СССР и РФ в сопоставлении с численностью населения. Расчеты выполнены для тех лет, для которых вылов гидробионтов был максимальным.

 

Таблица 1. Вылов водных биоресурсов в Российской империи, Советском Союзе, и Российской Федерации

Table 1. Catch of aquatic biological resources in the Russian Empire, the Soviet Union, and the Russian Federation

Страна

Российская империя

Советский Союз

Российская Федерация

Год

1910

1913

1975

1988

2020

2021

Вылов, тыс. т

859,1

1180,0

10356,9

11486,1

5374,8

5376,0

Население, млн чел.

160,7

170,9

253,3

283,9

146,4

146,7

Вылов, кг/чел.

5,3

6,9

40,0

40,5

36,7

36,6

 

Как видно из этих данных, наивысший показатель вылова на человека в год был в Советском Союзе. Ненамного от него отстает РФ. Самые низкие показатели приходятся на Российскую империю. Полагаем, что последнее могло быть обусловлено недостаточность учета уловов для того периода. Можно предположить, что эти данные занижены, по крайне мере не менее чем в три раза.

В Российской империи, как и в мировой практике того периода, не существовало такого показателя как потребление рыбы и рыбопродукции населением на человека в год. Впервые он был введен в стране в советское время после Великой отечественной войны, когда перед рыбной отраслью была поставлена задача обеспечения населения страны белками животного происхождения, в том числе и за счет рыбной продукции.

За сравнительно короткий период рыбная отрасль, в результате наращивания вылова и производства пищевой рыбной продукции, увеличила ее поставки на внутренний рынок. Это позволило довести ее потребление населением до 17,6 кг/чел/год в семидесятые годы прошлого века [14; 33]. В дальнейшем, с продолжением роста вылова, потребление рыбы и рыбопродуктов было доведено до рекомендованной тогда Минздравом СССР нормы – 18,5 кг/чел/год. Для России того периода, в существующих сегодня границах, этот показатель был еще выше. Он составлял более 25 кг/чел/год.

Пример того, как в советский период составлялся баланс расхода рыбного сырья и расчета потребления рыбы и рыбопродукции представлен в таблице 2.

 

Таблица 2. Баланс использования рыбного сырья и расчет потребления рыбы и рыбопродукции на душу населения в СССР на примере 1988 года

Table 2. Balance of use of fish raw materials and calculation of consumption of fish and fish products per capita in the USSR on the example of 1988

 

Созданная в 50-80-е годы прошлого столетия Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных наций (ФАО) начала рассчитывать и публиковать данные о потреблении рыбы разными государствами по единой, разработанной этой организацией, методике. Этот показатель ФАО рассчитывает в сырце, а не в пищевой рыбопродукции, пригодной к употреблению. Как поясняет ФАО, такой показатель «видимого, кажущегося» потребления (apparent consumption) представляет собой объем производства за вычетом непродовольственного использования и экспорта с прибавлением импорта и прибавлением запасов» [15; 16]. При всех недостатках показателя ФАО, он позволяет сравнивать потребление водных биоресурсов в динамике за ряд лет и в сопоставлении между разными странами в разных регионах мира.

Следует отметить, что многие государства, у которых развито рыболовство и велико значение рыбы и рыбопродуктов в питании населения, осуществляют учет потребления, как правило, в весе съедобной части водных биоресурсов по национальной методике. Эти данные естественно отличаются от данных ФАО (табл. 3).

В соответствии с последними опубликованными данными ФАО по вылову и потреблению населением рыбы в сырце за 2020 год, Россия – при общем вылове 5,3 млн т – входит в пятерку ведущих рыболовных держав, однако по потреблению рыбы и других водных биоресурсов в сырце – 21,7 кг/чел/год – занимает только семьдесят третье место среди 186 государств. Она по этому показателю уступает всем ведущим рыболовным государствам Северного полушария, особенно это заметно в тихоокеанском регионе, являющемся основным «рыбным цехом» страны (рис. 2).

 

Таблица 3. Среднедушевое потребление (кг/чел/год) в России и других странах в 2020 г., рассчитанное разными методами

Table 3. Average per capita consumption (kg/person/year) in Russia and other countries in 2020, calculated by different methods

Страна

Методика ФАО1 (вес сырца)

Национальная методика

Особенности национальной методики

Норвегия2

50,18

19,5

Вес продукта ­ количество рыбы и рыбной продукции в том виде, в котором они приобретаются.

Япония3

46,2

23,5

Потребление на душу населения основано на чистом запасе продовольствия на человека. За исключением частей не предназначенных для потребления. Включая непроданные продукты питания в магазинах и выброшенные дома продукты из-за истечения срока годности.

Китай4, городское население

39,91

16,6

Вес продукта – количество рыбы и рыбной продукции в том виде, в котором они приобретаются.

Китай4, сельское население

10,3

Российская Федерация

21,71

17,3

За объем ресурсов на внутреннем рынке принимается пищевая продукция за вычетом свежей и охлажденной рыбы, плюс импорт пищевой продукции. Потребление по Росстату 20,0 кг в весе сырца, 22,2 кг по домохозяйствам в весе сырца; 17,3 кг в товарном весе

Примечания: 1 Источник данных https://www.fao.org/faostat.. 2 Источник данных https://www.statista.com/statistics/643484/per-capita-consumption-of-fish-and-fish-products-in-norway, 3 Источник данных https://www.statista.com/statistics/1228351/japan-per-capita-consumption-volume-fish-seafood,4 Источники данных http://www.stats.gov.cn/sj/ndsj/2022/indexeh.htm и http://www.stats.gov.cn/sj/ndsj/2022/indexeh.htm. (Дата обращения….)

 

 

Рисунок 2. Среднедушевое потребление рыбы и рыбопродукции в массе сырца, по данным ФАО [17] в России и в других государствах с развитым рыболовством и рыночными отношениями

Figure 2. Average per capita consumption of fish and fish products by weight of raw, according to FAO [17] in Russia and in other countries with developed fisheries and market relations

 

Столь низкие показатели не отвечают национальным интересам России, заявленным ранее в различных директивных документах федерального значения, и тем более Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ В.В. Путина 21 сентября 2020 года [18; 11; 37]. Ею «…гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни…».

В Общем положении Доктрины в пункте 4, уточняется: «настоящая Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в области обеспечения продовольственной безопасности, развития сельского и рыбного хозяйства». Более того, Президент в своем выступлении на Президиуме Госсовета, состоявшемся 19 октября 2015 г., четко поставил главную задачу перед рыбной отраслью: «…способствовать наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией…».

Следует упомянуть, что в первой Федеральной программе развития рыбного хозяйства РФ до 2000 г. «Рыба», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1995 года № 930 [19], были определены как ее основные цели, так и один из главных целевых показателей работы отрасли – потребление рыбной продукции на душу населения в год. Так, в Федеральной программе провозглашено, что «…основной целью рыбохозяйственной деятельности… является обеспечение населения Российской Федерации и специальных потребителей рыбными товарами, а других отраслей хозяйства – разнообразной технической и кормовой продукцией». При этом был установлен конкретный целевой ориентир – повысить потребление рыбной продукции с 9,8 кг/чел/год в 1994 г. до 11,6 кг/чел/ год к 2000 году. Этот основной показатель тогда был достигнут.

В дальнейшем, в качестве целевых ориентиров для рыбной отрасли, были рекомендованы две медицинские нормы среднедушевого потребления величиной в 22 и 28 кг/чел/год пищевой рыбопродукции готовой к употреблению. Первая, меньшая цифра установлена Минздравом в 2016 г., как минимальный объем потребления рыбопродукции, отвечающий современным требованиям здорового питания для развитых стран [20]. Вторая, большая цифра 28 кг/чел/год фигурирует в Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 г. и нормах Роспотребнадзора, утвержденных в 2021 году Главным государственным санитарным врачом на основании Методических рекомендаций о рациональном питании [21]. Эти нормы так и не были достигнуты. Более того, в настоящее время происходит фактическое падение потребления рыбопродукции населением РФ.

Оба целевых ориентира – 22 и 28 кг/чел/год, прежде казались вполне достижимыми, ведь катастрофическое падение потребления рыбопродукции в России после развала СССР, перехода от директивно-планово-распределительной системы к рыночным отношениям и связанным с этим экономическим кризисом, в 1995 г. сменилось устойчивым ростом (рис. 2).

Однако с 2013 г., когда были приняты беспрецедентные меры господдержки для экспортеров, и доход от экспорта рыбопродукции стал превышать 3,5 млрд долл. США в год, он начал статистически достоверно резко отрицательно сказываться на внутреннем потреблении [4]. Тогда, вместо того, чтобы забить тревогу, Росстат, главной задачей которого является «…удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной статистической информации» [23], принялся «затушевывать» ситуацию. Он перестал публиковать данные о потреблении рыбопродукции в товарном весе как прежде, а стал это делать в массе сырца (то есть живых целых гидробионтов с несъедобными частями – чешуей, плавниками, костями, панцирями, раковинами и потрохами), следуя методике ФАО, а в 2014-2017 гг. дал завышение показателей еще на 10% даже по сравнению с методикой ФАО [22]. Вместе с тем, все расчеты были сделаны без учета теневого экспорта вне зоны таможенного контроля [24-26], что дополнительно завышает оценки внутреннего потребления. Результаты такой недобросовестной статистики – искажение действительной ситуации, ложная видимость благополучия, неправильные несвоевременные решения или бездействие на разных уровнях власти.

 

 

 

Рисунок 3. Многолетняя динамика российского среднедушевого потребления рыбопродукции в массе сырца и пищевой продукции по данным Росстата и ФАО [22]

Figure 3. Long-term dynamics of the Russian average per capita consumption of fish products in the mass of raw and food products according to Rosstat and FAO [22]

 

Но даже когда современное падение потребления стало очевидным, независимо от способов его расчета, ничего не было сделано для исправления ситуации. Вместо этого принята новая стратегия [27], из которой вообще удалены вышеназванные ориентиры, признанные недостижимыми, и заменены ложным – о самообеспечении России рыбопродукцией на 85%, изначально заниженным и уже перевыполненным, поскольку известно, что с 2011 по 2022 годы эта величина колеблется в диапазоне от 112,6 до 160,7% [28]. Утрата реальных ориентиров способствовала продолжению экспортных преференций и декларированию даже парадоксальных вещей [25; 29; 30]: якобы для обеспечения продовольственной безопасности нужно еще увеличить экспорт продовольствия, в частности, рыбопродукции. Все это идет в ущерб здоровому питанию населения, выгодно только крупному бизнесу и, вероятно, делается с помощью лоббирования его интересов на самом высоком государственном уровне [8; 31; 32].

Не менее существенно и то, что в последние годы, в силу ряда причин, идет устойчивое повышение оптовых и особенно розничных цен на рыбу и рыбопродукцию на внутреннем российском рынке. Это, в свою очередь, влияет на ее доступность для покупателей, поскольку доходы населения остаются пока невысокими. В качестве индикатора такого роста на рисунке 4 приводятся данные по ценам сельди соленой – продукта традиционного и всегда востребованного в России. Как видно из этого графика, только за последние десять лет цены на него возросли почти вдвое. Особенно резкий их рост пришелся на последние шесть лет, что совпало с внедрением аукционов на квоты вылова и инвестиционных квот (квот «под киль»). Аналогичное положение с ростом цен складывается и по другим видам рыбопродуктов.

 

 

Рисунок 4. Динамика среднегодовых цен (руб./кг) на сельдь соленую с 2000 по 2023 годы (по данным РОСТАТА, ВНИРО)

Figure 4. Dynamics of average annual prices (rubles/kg) for salted herring from 2000 to 2023 (according to ROSSTAT, VNIRO)

 

В этой связи возникает вопрос: реально ли в современных условиях повышение среднедушевого российского потребления пищевой рыбопродукции с существующих 12-17 до 22-28 кг/чел/год? В пересчете на сырец самым простым способом это составляет порядка 34-43 кг/чел/год – немного по меркам развитых рыболовных стран с рыночной экономикой (см. рис. 2).

Поскольку население РФ сейчас составляет 146,4 млн чел., для этого требуется 5,0-6,4 млн т сырца в год, что вполне достижимо при тех разведанных запасах, которые доступны для российского рыболовства даже при ведении промысла только в Северном полушарии [11; 34]. В последнее время ежегодный отечественный вылов составляет около 5-5,3 млн тонн. Современные оценки показывают, что определенные резервы по его увеличению имеются как на Дальневосточном главном рыбохозяйственном бассейне нашей страны, так и в Северном рыбохозяйственном бассейне. Существенными резервами по наращиванию поставок рыбопродукции из водных биоресурсов на внутренний рынок располагает и отечественная аквакультура [12].

Следовательно, меньший, из ранее установленных целевых ориентиров (22 кг/чел/год), достижим при перенаправлении всего существующего вылова на внутренний рынок, а больший (28 кг/чел/год) при увеличении его в 1,3 раза, т.е. на 1,4 млн тонн. Если же сохранить объем экспорта в 2-3 млн т, то дополнительный вылов для внутреннего потребления должен возрасти на эту величину, а суммарный составить 7,0-8,0 млн т для достижения первого и 8,4-9,4 млн т для достижения второго ориентира. Тогда современный вылов должен увеличиться, соответственно, в 1,4-1,6 и 1,7-1,9 раза, что тоже вполне достижимо, хотя для этого могут потребоваться кардинальные изменения в системе управления отраслью, пересмотр законодательства и целый ряд других мер.

Упрощенный, доступный для всех (рис. 5), расчет баланса рыбной продукции, любезно предоставленный авторам специалистами Рыбного союза свидетельствует, что душевое потребление рыбопродукции с 14,6 кг/чел/год в 2015 г. снизилось до 13,2 в 2022 году. Аналогичное снижение произошло при расчете и в сырце: с19,4 в 2015 г. до 17,6 кг/чел/год. 

 

 

Рисунок 5. Баланс рыбы, рыбопродукции и потребления её населением России

Figure 5. The balance of fish, fish products and consumption by the population of Russia

 

В ходе совещания с Правительством России, состоявшемся 16 августа 2023 г., Президент РФ все же призвал довести потребление населением рыбопродуктов до 28 кг на человека в год. Он поручил Министру сельского хозяйства Д.Н. Патрушеву разработать государственную программу по подготовке комплекса мер для стимулирования внутреннего потребления рыбной продукции. Привлечь к этой работе предписано отраслевые союзы, ассоциации и заинтересованные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны присоединиться и ученые отрасли.

Поставленная задача не проста, с учетом того, что на протяжении последнего двадцатилетия она так и не была решена, несмотря на все принимаемые усилия, в том числе многочисленные модернизации законодательной базы. В значительной степени это обусловлено тем, что три четверти наиболее востребованного россиянами рыбного ассортимента – минтай, скумбрия, сельдь, треска, пикша, лососевые – также востребованы и на международном рынке. Не говоря уже о крабах, морских ежах, гребешках, трепангах и прочих деликатесах. Однако большая стоимость отечественной рыбы и рыбопродуктов на внешнем рынке, по сравнению с внутренним, стимулирует рыбопромышленников отдавать предпочтение экспорту. В последние годы экспорт превышает 2,0 млн т, что составляет около 45-50% всей производимой Россией рыбы и рыбной продукции, при одновременном снижении импорта (рис.6).

 

 

Рисунок 6. Динамика вылова, производства, экспорта и импорт рыбы и рыбной продукции Россией с 2010 по2022 годы (в тыс. тонн)

Figure 6. Dynamics of catch, production, export and import of fish and fish products by Russia from 2010 to 2022 (in thousand tons)

 

Анализ этих данных свидетельствует, что на протяжении последнего двадцатилетия Россия стала ярко выраженным нетто-экспортером на мировом рынке рыбных товаров [38], с превышением экспорта над импортом по итогам 2022 года более чем в 1,6 млн тонн.

Таким образом, ситуация с обеспечение населения рыбопродуктами обусловлена в основном рядом причинами. Среди которых – вылов, производство пищевой рыбной продукции, экспорт, импорт, традиции питания, доходы людей (потребителей и поставщиков) и цены на рыбные продукты. Каждая из этих составляющих определяет поведение покупателя, производителя и продавца по отношению к данному товару [35]. Они могут меняться по времени, исходя из конкретных, складывающих условий, и влиять на потребление рыбопродуктов населением страны.

Возможно вначале следует определиться: кому в нашей стране более других необходимы рыбопродукты? В ответе на этот вопрос лежит ключ к избирательному увеличению потребления рыбопродукции хотя бы для части российского населения. Ответ дает медицина: прежде всего, это дети и пожилые люди.

Дети – будущее нации. В РФ сейчас около 17 млн человек – это граждане возрастом от 4 до 16 лет. В стране 47 тысяч детских садов и 41 тысяча школ. Большинство этих организаций являются бюджетными учреждениями, в которых осуществляется детское питание. Возможно ли в рационе питания, посещающих их детей, установить, в зависимости от возрастной группы, повышенные нормы потребления рыбных продуктов, как это делали в советское время? Ответ: возможно. Было бы желание у государственных и муниципальных чиновников. Возможно ли предусмотреть ежегодную федеральную дотацию для регионов (хотя бы 50 руб. на 1 кг) на обеспечение закупок этими организациями рыбопродуктов из отечественного рыбного сырья, а не из импортного? Ответ: возможно. Во что это выльется для федерального бюджета? Менее 16 млрд руб. в год. Много это или мало для РФ? По масштабам решаемой задачи – это несущественно. Какие цели при этом достигаются? Дети регулярно получают самое здоровое питание. Дети привыкают есть рыбу, что в дальнейшем, когда они вырастут, с большей вероятностью сделает их активными потребителями рыбных продуктов.

Не менее важно обеспечить доступность рыбопродуктов людям пенсионного возраста. Подойти к этому следовало бы поэтапно. Допустим, начать хотя бы с пенсионеров от 70 лет. Сейчас в РФ 14 млн человек – люди старше 70 лет. Государство делает много для старшего поколения, используя механизм субсидирования определенной категорий пожилых граждан при покупке ими некоторых (списочных) товаров и услуг. Механизм субсидирования отработан на практике, он успешно администрируется и контролируется. Людям за семьдесят рыба в питании жизненно необходима. Вопрос: возможно ли, по аналогии с субсидированием лекарств, оказать государственную поддержку пожилым людям в приобретении для себя хотя бы малой части рыбных продуктов? Ответ: возможно. Во что это обойдется консолидированному бюджету России? По 200 руб. в месяц на человека – 40 млрд руб. в год. Много это или мало? Учитывая огромный социальный, политический и экономический эффект в масштабах страны – это немного. Можно провести на практике такой эксперимент, с участием пенсионеров старше 70 лет, и, убедившись в его положительных результатах, распространить на всех пенсионеров.

Определенные резервы по увеличению субсидированного из государственной казны потребления рыбопродуктов имеются при регулярной поставке их в армию, на флот, в резерв страны, на случай непредвиденных обстоятельств, а также по другим направлениям.

Создание условий для роста потребления рыбной продукции населением России зависит от нескольких главных факторов, в том числе – от финансово-экономического состояния предприятий рыбной отрасли. Регулярный системный анализ экономики рыбного хозяйства Российской Федерации не проводится уже более 30 лет. В системе государственного управления отсутствуют организации в сфере отраслевой экономики и, закрепленные за каким-либо федеральным министерством, соответствующие полномочия. В связи с этим, необходимо восстановить регулярные исследования экономического состояния и перспектив отечественной рыбной отрасли в условия рыночных отношений.

Наряду с этим, крайне необходимо перейти к единой методике расчета потребления рыбы и рыбопродукции населением страны, как это было ранее до 2013 г., на основе баланса ресурсов рыбы и рыботоваров, так как баланс отражает движение рыбопродукции от момента производства до момента конечного ее использования, что позволяет осуществлять текущий анализ и прогнозировать развитие ситуации на рынке продовольствия, оценивать потребности в импорте и определять фонд потребления рыбопродукции.

Следует принять положение о том, что основная цель рыбной отрасли – это насыщение внутреннего рынка отечественной рыбной продукции по нормам, рекомендованным Минздравом и по доступной цене для населения России с разным уровнем дохода.

Исходя из вышеприведенного и основываясь на этих базовых положениях, следует внести соответствующие коррективы в Стратегию развития рыбной отрасли до 2030 года.

 

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад в работу авторов: Балашов В.В – сбор и анализ данных, подготовка статьи; Волвенко И.В. – сбор и анализ данных, подготовка статьи; Зиланов В.К. – сбор и анализ данных, подготовка статьи; Фомин А.В. – сбор и анализ данных, подготовка статьи; Яновская Н.В. – сбор и анализ данных, подготовка статьи.

 

The authors declare that there is no conflict of interest.

Contribution to the work of the authors: Balashov V.V. – data collection and analysis, preparation of the article; Volvenko I.V. – data collection and analysis, preparation of the article; Zilanov V.K. – data collection and analysis, preparation of the article; Fomin A.V. – data collection and analysis, preparation of the article; Yanovskaya N.V. – collection and data analysis, article preparation.

References

1. Meisner V.I., Alexandrov N.N. (1929). Review of the pre-war and current state of the fisheries of the USSR (up to and including 1927). Proceedings of the Scientific Institute of Fisheries. Moscow: Scientific Institute of Fisheries. Vol. 4. 761 p. (In Russ.).

2. Azizov Ya.M., Studenetsky S.A., Shpachenkov Yu.A. (2000). The fisheries of Russia at the turn of the century. M.: Goskomrybolovstvo of Russia. 103 p. (In Russ.)

3. Azizov Ya.M., Kokorev Yu.I. (2001). The concept of the development of the fisheries of Russia // Fisheries. No. 6. Pp. 6-7. (In Russ.).

4. Volvenko I.V. (2022). The half-century dynamics of Russian catch, import, export and consumption of fish products // Izvestiya TINRO. Vol. 202(4). Pp. 992-1001. (In Russ.)

5. Fisheries of Russia. Dedicated to the 60th anniversary of Russia's Victory in the Great Patriotic War. Moscow: Asmo-Press. 2005. 400 p. (In Russ.).

6. Zilanov V.K. (1995). From the planning and distribution system to socially oriented market relations in the fisheries (comparison of the experience of the PRC and the Russian Federation) // Fisheries. No. 1. Pp. 7-12. (In Russ.).

7. Kokorev Yu.I. (2003). Socio-economic problems of Russian fisheries development in market conditions and possible ways to overcome them. Economic problems of the development of fisheries in Russia. M.: VNIERH Publishing House. Pp. 7-19. (In Russ.).

8. To the Minister of Fisheries of the USSR Alexander Akimovich Ishkov. To the 100th anniversary of his birth. Moscow: VNIRO. 2005. 12 p. (In Russ.).

9. Ishkov A.A. (1970). Born in October. Moscow: TSNIITEIRH. 67 p. (In Russ.).

10. Ishkov A.A. (1978).The development of the fishing industry for 40 years of Soviet power // Fisheries. No. 4. Pp. 9-11. (In Russ.).

11. Zilanov V.K. (2023). Lessons of fish capitalism in Russia. Moscow: Rodina. 332 p. (In Russ.).

12. Mamontov Yu.P. (1998). Aquaculture of Russia: state and prospects of development. St. Petersburg: GosNIORH. 76 p. (In Russ.).

13. Federal Law "On Fisheries and Conservation of Aquatic Biological Resources" No. 166-FZ: adopted by the State Duma on 26.11.2004, approved by the Federation Council on 08.12.2004. ed. from 06/28/2022. (In Russ.).

14. Belevskaya E.M. (1982). Fisheries of the USSR in the eleventh five-year plan: Overview information. M.: TSNIITEIRH. 12 p.

15. FAO 2019 b; https://www.fao.org/faostat. (Date of application 15.09.3023). (In Russ.).

16. Vasiliev A.M. (2023). Formation of modern fishing potential in the Northern Basin. // Fisheries. No. 1. Pp. 25-30. DOIhttps://doi.org/10.37663/0131-6184-2023-1-25-30. (In Rus., abstract in Eng.).

17. FAO stat. Food Balance (2010) https://www.fao.org/faostat/ru/#data/FBS . Data from 03/28/2023. (Date of application...)

18. Decree of the President of the Russian Federation No. 20 dated 21.01.2020 "On approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation" http://government.ru/docs/all/125815 . (Date of application 15.09.3023). (In Russ.).

19. Federal Program for the development of fisheries of the Russian Federation until 2000 "Fish". Moscow: VNIERH, 1995. - 99 p. http://government.ru/docs/all/15927 / (Date of application. 15.09.3023). (In Russ.).

20. Recommendations on rational norms of food consumption that meet modern requirements of healthy nutrition: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 08/19/2016. No. 614. https://docs.cntd.ru/document/420374878. (Date of application 15.09.3023). (In Russ.).

21. MR 2.3.1.0253-21. 2.3.1. Food hygiene. Rational nutrition. Norms of physiological needs for energy and nutrients for various groups of the population of the Russian Federation. Methodological recommendations (Approved. Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation 22.07.2021) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395381. (Date of application 15.09.3023). (In Russ.).

22. Volvenko I.V. Russian average per capita consumption of fish products in the mass of raw or marketable products: how to recalculate back and forth // Proceedings of VNIRO. 2023. (in print). (In Russ.).

23. About Rosstat. 2023. Official website of the Federal State Statistics Service. https://rosstat.gov.ru/about. (Date of application 15.09.3023). (In Russ.).

24. Selin V.M. (2015). Methodological aspects of the analysis and assessment of the average per capita consumption of fish and seafood by the population of the Russian Federation // Economic and social changes: facts, trends, forecast. Vol. 6 (42). Pp. 139-152. (In Russ.).

25. Balashov V.V. Will fish consumption in Russia reach the level of African countries? // Pacific Bulletin. - 30.09.2019. https://regnum.ru/article/3209128 . (Date of application 15.09.3023). (In Russ.).

26. Vasiliev A.M., Zatkheeva V.A., Lisunova E.A. (2020). Contribution of Russian fisheries, including Arctic, to the achievement of indicators of the "Doctrine of food security of the Russian Federation" // Arctic: ecology and economics. No. 1(37). Pp. 15-25. (In Russ.).

27. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2567-r dated 08.09.2022 "On approval of the Strategy for the development of agro-industrial and fisheries complexes of the Russian Federation for the period up to 2030". http://government.ru/docs/all/143037 (Date of application 15.09.3023). (In Russ.).

28. Starodubtseva G.S. (2022). Resources and use of fish and fish products in live weight (raw weight) in the Russian Federation // Rosstat. Mediabank. (In Russ.).

29. Shpachenkov Yu.A. (1992). Analysis of production and consumption of fish products in the period 1980-1990. M.: VNIERH. 67 p. (In Russ.).

30. Balashov V.V. Fish table from the Government of Russia // Regnum News Agency. - 08.03.2021. https://regnum.ru/article/3209128. (Date of application 15.09.3023). (In Russ.).

31. Ovchinnikov A. Why fish in Russia is sold three times more expensive than the real cost // Komsomolskaya Pravda. - 19.12.2017. https://www.kp.ru/daily/26771.5/3804695/?ysclid=lkm5lppuv851530044. (Date of application15.09.3023). (In Russ.).

32. Zilanov V.K. A meager catch - to the people // Soviet Russia. 09.01.2023. https://sovross.ru/2023/01/09/skudnyj-ulov-narodu.

33. Studenetsky S.A. (1994). The social significance of the fishing industry for Russia // Fisheries. No. 4. Pp. 3-9. (In Russ.).

34. Volvenko I.V. (2022). Ecological and economic assessments of bioresources of the Northern Pacific and strategies for their use // Izvestia TINRO. Vol. 202(4). Pp. 970-991. (In Russ.).

35. Balashov V.V. On the main fish // Nord-News. - 08.09.2023. https://nord-news.ru/topic/?mtopicid=1592. (Date of application 15.09.3023). (In Russ.).

36. Studenetsky S.A., Yanovskaya N.V. (1986). Review of the state of world fisheries for 1979-1983 and 1984, Moscow: VNIRO. 212 p. (In Russ.).

37. Shpachenkov Yu.A. (1999). Food security and the role of fisheries in its provision. M.: VNIERH. 69 p. (In Russ.).

38. Zilanov V.K., Yanovskaya N.V. Russia on the world market of fish and seafood. Moscow: VNIRO Publishing House. 1997. 40 p.

39. Fisheries of the USSR - 70 years. M.: VNIERH. 1989.184 p.

Login or Create
* Forgot password?