Россия
Россия
ВАК 06.04.2001 Рыбное хозяйство и аквакультура
ВАК 08.00.00 Экономика
В статье рассматриваются современные тенденции развития высшего образования, которые применяются по программе магистратуры «Водные биоресурсы». Новый подход к организации учебного процесса, с целью развития и формирования профессиональных компетенций учащихся, в высшей школе требуется для использования интерактивных методов и организации процесса обучения магистров. Все это позволяет студентам в будущем устроиться на высокооплачиваемую работу и быть востребованными на рынке труда. Будущие специалисты получают углубленные знания в сфере создания водных объектов в любых условиях – от пустыни до высокогорья; в использовании спецмашин для вылова и разведения рыбы; в управлении технологическими процессами; учатся оценивать биологические параметры продукции, окружающую среду, умению определять пригодность водоемов для разведения рыбы и ракообразных. Студенты в обязательном порядке проходят практику, которая позволяет применить полученные знания и умения в работе.
профессиональное образование, учебный процесс, умения и навыки, технологии, водные биоресурсы, аквакультура
Развитие рыбного хозяйства создало повышенный спрос на квалифицированные кадры. Одним из самых главных направлений в экономике развитых стран в современном мире стало развитие аквакультуры, что позволяет не только не нарушить естественного баланса в морях и реках, но и контролировать процесс разведения рыбы. Магистерская программа «Водные биоресурсы» направлена на подготовку грамотных специалистов, которые в будущем смогут способствовать снабжению страны экологически чистыми отечественными продуктами. Для этого понадобится в несколько раз увеличить объемы разведения и вылова рыбы, решить вопрос выращивания ракообразных, наладить товарное производство. Эти и другие проблемы углубленно изучаются на данной специальности.
По предварительным данным Росстата, за 2018 г. объем производства переработанной и консервированной рыбы, ракообразных и моллюсков увеличился на 3,05% и составил 4164 тыс. тонн.
Рисунок 1. Производство рыбной продукции в 2015-2018 гг. (тыс. тонн)
В современных условиях становится очевидным тот факт, что рыбоводство и рыболовство – перспективная отрасль, корни которой уходят глубоко в историю.
Рисунок 2. Востребованность специалистов на рынке труда по видам деятельности до 2030 года, %
Современное общество нуждается в специалистах, обладающих такими качествами как самостоятельность, мобильность, творческое мышление. Это подчеркнуто в Концепции долгосрочного социально-экономического развития: «Возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития» [1]. В современном информационном и образовательном пространстве эта задача не может быть решена без использования новых технологий. Таким образом, высшее образование направлено на повышение компетентности в формировании новой культуры мышления [2]. Невозможно достичь этой цели без учета личности преподавателя, его мировоззрения, способности убеждать и нести определенные творческие идеи.
Выбор в обучении дисциплине по водным биоресурсам преподаватели делают в пользу смешанных технологий – сочетание традиционного обучения и инновационного подхода к процессу обучения [3].
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет обеспечить преемственность социокультурного опыта и формирование творческого и критического мышления студентов.
Образовательная программа магистратуры по направлению подготовки «Водные биоресурсы» представляет собой комплекс основных характеристик образования, разработанный с учетом требований рынка труда и развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, организационно-педагогические условия и технологии реализации образовательного процесса, формы аттестации, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практик, средства в виде фонда оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации обучающихся и для государственной итоговой аттестации, методов и средств обучения, применяемых образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации ОП ВО.
Магистерская программа по направлению подготовки «Водные биоресурсы» способствует развитию у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных, универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Это позволит готовить высококвалифицированные кадры, руководящий персонал и специалистов для Центрального Управления по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации.
Современные тенденции развития высшего образования требуют нового подхода к организации образовательного процесса с целью развития и формирования профессиональных компетенций студентов. Сущность государственного социального заказа в Российской Федерации отражена в ФГОС, как требование к уровню профессионального образования выпускника по направлению образовательной программы.
Для реализации ООП, магистратуры на базе ФГОС используют интерактивные и активные формы ведения учебного процесса, составляющего не менее 20%.
Обучение должно способствовать приобретению опыта и навыков, которые используются в области научных исследований и практической деятельности. В системе высшего образования, при реализации учебного плана, широко представлены различные, личностно-педагогические технологии: информационные и коммуникационные (мультимедиа, интерактивные курсы), активное, эвристическое, проблемное, дополнительное образование, кооперативная педагогика и т.д. [4].
Развитие профессиональных компетенций и личностных качеств напрямую зависит от методов и техник, используемых преподавателем в соответствии с целями, выбранными учебными пособиями и используемыми технологиями.
Современное образование в институте невозможно представить без мультимедийных технологий. Мультимедийные занятия дают учащимся возможность воспринимать учебные материалы, развивают способность синтезировать, анализировать, сравнивать, четко организовывать самостоятельную и групповую работу и активировать творческую деятельность. Например, использование презентаций в изучении дисциплин предоставляет студентам более полную и достоверную информацию о процессе, повышает роль наглядности и экономит время на учебе, нежели при конспектировании сложного малознакомого материала.
Использование такого подхода позволяет повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективности учебного процесса, а также глубже понять необходимый материал. Вторым по популярности интерактивным методом преподавания дисциплины является творческая работа по заданию, предложенному преподавателем, которая требует проявления воображения, а не только воспроизведения информации. Эти задания содержат элемент новизны. Для их выполнения необходимо найти собственное «правильное» решение, с точки зрения учащегося, основываясь на собственном опыте и опыте коллег [5].
Важной особенностью современного образования является его постоянное совершенствование. Переход на стандарты нового поколения в образовательном процессе университета является насущной необходимостью использования современных образовательных технологий. Научно-технический прогресс, компьютеризация общества требуют от студентов овладения особыми характеристиками современного образовательного процесса. Рынок труда нуждается в профессионалах, которые способны анализировать проблемы и ситуации, возникающие в их деятельности, предлагать решения этих проблем. Образование способствует формированию многогранной личности, способной к самоанализу, самооценке и уверенности в себе. Поэтому необходимо использовать такие методы обучения, которые направлены на развитие творческих, коммуникативных и аналитических навыков, а также углубляют учебный процесс, делая его более продуктивным и интересным для студентов.
Использование современных методов обучения формирует правильные профессиональные навыки, обеспечивает подготовку специалиста, способного грамотно мыслить и принимать оптимальные решения, помогает решать задачи обучения с высокой эффективностью. Эти методы могут быть использованы в различных образовательных программах.
При изучении экологических дисциплин можно применять игровые технологии и кооперативную педагогику, которые способствуют расширению горизонта, развитию познавательной деятельности и созданию определенных навыков и умений, необходимых в практической деятельности.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2008 г. N° 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» - Электронный ресурс. - Режим доступа из URL; http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения; 22.03.2019)
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы образования на 2016-2020 годы». - Электронный ресурс. Режим доступа из URL: http://government.ru/media/files/mlorkfxbbck.pdf (дата обращения: 10.04.2019)
3. Бейсекова Р.Т., Омарова Г.А., Мунашова Ж.Б. Новейшие социальные технологии в преподавании социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе // Социосфера. - 2016. - № 3. - С. 207-210;
4. Алексеенко О. Н. Использование интерактивных методов на профильно-ориентированных занятиях по иностранному языку // Алексеенко О. Н. - Электронный ресурс - Режим доступа из URL: http://festival.1september.ru/ articles/607308/ (дата обращения: 02.05.2019)
5. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». № 9. 2017 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа из URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html (дата обращения: 18.03.2019)