ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АКВАКУЛЬТУРЫ В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЫ ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СЕМИНАРОВ ПО ПРОГРАММЕ TAPAS «ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПРОЕКТИРОВАНИЕМ, СТРОИТЕЛЬСТВОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ХОЗЯЙСТВ АКВАКУЛЬТУРЫ В СООТВЕТСТВИИ С НАЦИОНАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГОСУДАРСТВ СЕВЕРНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Получение разрешений (лицензий) на деятельность в аквакультуре стран Европы – процесс сложный и многоуровневый из-за наличия большого количества различных ведомств, ответственных за лицензирование: по водопользованию, ветеринарное, строительное, по охране окружающей среды и т.п. На Семинарах TAPAS предложены новые подходы по оптимизации процесса лицензирования – E-Licensing, One-stop-shop, лицензия на аквакультуру, Guidance, пересмотр и гармонизация законодательства в ЕС.

Ключевые слова:
лицезирование, аквакультура, TAPAS, NACEE, бюрократические «узкие места», многоуровневое управление, E-Licensing, One-stopshop, пересмотр и гармонизация законодательства в ЕС
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

По мнению лидеров Евросоюза, несмотря на то, что аквакультура является одним из самых быстроразвивающихся сегментов мирового производства продовольствия [1], обеспеченность ЕС за счет собственных ресурсов невелика, например, почти 70% потребляемых морепродуктов импортируется. Страны-члены ЕС подготовили национальные стратегии роста продукции на 25% к 2020 году. Для поддержки этой стратегии был принят проект TAPAS Tools for Assessment and Planning of Aquaculture Sustainability, представляющий собой 4-летний совместный исследовательский проект ЕС Horizon-2020, старт которому был дан в марте 2016 г. [1]. Целью его является разработка инструментов и методов, направленных на укрепление экологической устойчивости европейской аквакультуры и рост ее продукции, создание «экономически выгодных средств управления аквакультурой по всей Европе, путём поддержки прозрачного и эффективного лицензирования, повышения пищевой и экологической безопасности аквакультуры, определения и преодоления препятствий, которые могут повлиять на прогресс и расширение отрасли в Европе в целом и в отдельных странах» [1].

Исполнителями проекта (партнерами) являются 15 организаций из 10 стран ЕС – университеты, научно-исследовательские институты, фонды и организации, занимающиеся развитием и продвижением продукции аквакультуры [1]. 

Одним из партнеров программы TAPAS является NACEENetwork of Aquaculture Centers in Central-Eastern Europe (в русском произношении – НАСИ) – сеть центров по аквакультуре Центральной и Восточной Европы; это неправительственная организация, созданная в 2004 г. в сотрудничестве с ФАО ООН, объединяющая до 40 членов из 15 стран Центральной и Восточной Европы и имеющая своей целью установление рабочих контактов и взаимодействия в решении научных и практических задач рыбоводных хозяйств, научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений, работающих в сфере рыбного хозяйства [2; 3; 4]. Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) является членом НАСИ с 2009 г. и через членство в НАСИ также принял участие в работе и мероприятиях по программе TAPAS.

Одним из «узких мест» (bottle-necks [1]) является чрезмерная бюрократическая нагрузка на предприятия аквакультуры. Выявлению этих «узких мест» в управлении ими, преодолению бюрократического давления на них и на отрасль в целом, и облегчению лицензирования в аквакультуре¸ т.е. получения разрешения на использование водных объектов под аквакультуру, разрешения использования определенных видов гидробионтов и т.д. посвящена отдельная часть выполнения программы TAPAS, по итогам которой проведены два Международных Семинара TAPAS (1st and 2nd TAPAS Workshops) – в марте 2019 г. в г.Ольштын, Польша, и в декабре 2019 г. в Санкт-Петербурге, в РГГМУ.

Участники Семинаров из 12 стран Европы: 7, входящих в ЕС – Великобритании, Ирландии, Польши, Венгрии, Швеции, Хорватии, Латвии, 5, не входящих в ЕС – России, Сербии, Белоруссии, Молдовы и Украины – представили анализ ситуации в своих странах с управлением аквакультурой, как отраслью национального хозяйства и в случае с отдельным предприятием. Анализировались законодательные акты в области аквакультуры, структура государственного управления отраслью и наличие необходимости получать разрешение на деятельность (лицензирование). Выявлено, что в некоторых странах есть специфический закон об аквакультуре – Россия, Молдова, Хорватия [5; 6; 7], в ряде других стран такой специфический закон отсутствует – Белоруссия, Венгрия, Латвия, Сербия [8; 9]. Основной государственный орган для управления аквакультурой во всех странах – Министерство сельского хозяйства (в разных странах есть вариации в его названии – например, сельского хозяйства и лесоводства и т.п.), в котором создан департамент для управления аквакультурой и его региональные отделы на местах.

Общим является то, что во всех странах требуется не одна, а ряд лицензий или разрешений, прежде чем в определенном месте хозяйство аквакультуры вступит в работу. Количество и тип лицензий варьируются в зависимости от страны, вида объекта аквакультуры, системы и т.п. Самая сложная система отмечена в Хорватии, поскольку там требуются лицензии различных типов для пресноводной аквакультуры и для марикультуры.

На примере Венгрии [8] можно показать состояние с лицензированием деятельности в аквакультуре в ЕС. В Венгрии отсутствует конкретное правовое положение о лицензировании аквакультуры и нет лицензии, специфичной для аквакультуры – применяются общие правила водопользования, строительства, ОВОС и т.д., то есть несколько лицензий и разрешений, каждое из которых должно быть получено отдельно. В этот список входят лицензии на право водопользования (Water rights licences), которые выдаются Водным управлением и требуются для всех видов водопользования и эксплуатации гидротехнических сооружений. Многоуровневая система лицензирования включает в себя: предварительное разрешение на получение лицензии на право водопользования, основная лицензия на право пользования водными ресурсами, лицензия на право пользования водными ресурсами для строительства. К заявлению на получение лицензии на право пользования водными ресурсами должны прилагаться документы, выданные другими организациями: лицензия-разрешение на строительство (Департамент по строительству), оценка воздействия на окружающую среду (Природоохранный орган), лицензия на инкубацию и выращивание рыбопосадочного материала (Управление по племенной работе), ветеринарная лицензия (Управление по ветеринарии), разрешение на использование чужеродных видов (Управление по рыболовству) плюс разрешения от коммунальных служб, полиции, пожарной охраны, охраны растений и почв, археологической службы и т.д. Время выдачи составляет минимум 2 месяца, суммарная стоимость всех лицензий превышает 10000 Евро, а срок действия лицензий – максимум 2 года [8].

По результатам докладов представителей стран Европы на 2-м Семинаре TAPAS были идентифицированы общие для всех стран бюрократические «узкие места», препятствующие эффективной практике лицензирования и регулирования [10]:

1. Время, необходимое для принятия решения о выдаче лицензии, слишком велико;

2. Плохая коммуникация с лицами из разных агентств, принимающих решения;

3. Общественное восприятие негативное восприятие отрасли;

4. Отсутствие политической воли для поддержки и/или расширения отрасли аквакультуры;

5. Затраты, связанные с подачей заявки на получение лицензии, существенно различающиеся в разных юрисдикциях, достаточно велики;

6. Законодательство и нормативная база являются сложными, как на уровне ЕС, так и на национальном уровне;

7. Количество лицензий, разрешений, регистраций и др., которых в сумме очень много, варьируется в разных юрисдикциях; это количество, требуемое для работы, считается чрезмерным. Необходимо упрощение административного процесса;

8. Принятие решений процесс сложный, поскольку разрешения дают несколько разных агентств, т.н. многоуровневое управление;

9. Срок действия и владения лицензией слишком короткий (1-2 года), что затрудняет планирование, инвестирование и ведение бизнеса;

10. Изменение или продление лицензии во многих юрисдикциях эквивалентно новому заявлению;

11. Неполные заявки и запросы на дополнительную информацию и опросы в ходе оформления приводят к временным задержкам и увеличивают продолжительность процесса.

В результате выявления основных «узких мест» были предложены, кроме общих пожеланий по снижению бюрократической нагрузки, следующие инновационные рекомендации [10]:

1. Электронная система подачи заявок на лицензирование (E-Licensing);

2. Централизация всех элементов заявок на лицензирование и координация процесса принятия решений «в одно окно» (One-stop-shop);

3. Получение лицензии собственно на деятельность в аквакультуре;

4. Издание пошагового руководства (Guidance) для подателя заявки на лицензирование;

5. Пересмотр и гармонизация законодательства в ЕС для облегчения процесса получения лицензии;

6. Широкий доступ общественности к информации по лицензированию и обсуждению ее результатов.

 

Список литературы

1. http://tapas-h2020.eu/ - Website of the TAPAS project. - Электронный ресурс, 22.01.2020

2. http://www.agrowebcee.net/nacee/about-nacee/ - Website of the Network of Aquaculture Centers in Central-Eastern Europe. - Электронный ресурс, 22.01.2020.

3. Королькова С.В. РГГМУ и НАСИ - сотрудничество для обмена опытом в профессиональной деятельности по вопросам воспроизводства водных биоресурсов и аквакультуры. 5-я Международная конференция молодых ученых НАСИ//Ученые записки РГГМУ.- 2017. № 46. С.151-155.

4. Педченко А.П., Королькова С.В. Формирование навыков прикладных научных исследований - приоритетная задача высшего рыбохозяйственного образования//Рыбное хозяйство. - 2017. - № 2. С.19-22.

5. Студенов И.И., Торцев А.М. Рыболовные участки как инструмент управления водными ресурсами региона// Рыбное хозяйство. - 2019. - № 2. С.30-35.

6. Sergeev V. State regulation and support of aquaculture development in Leningrad region/2nd TAPAS Workshops on identified bottlenecks in aquaculture governance and licensing: Сollected articles//Under the editorship of S.V.Korolkova. - SPb: Asterion, 2019. 70 p.

7. Curcubet G. Aquaculture governance and licensing procedure in Republic of Moldova/2nd TAPAS Workshops on identified bottlenecks in aquaculture governance and licensing: Сollected articles//Under the editorship of S.V.Korolkova. - SPb: Asterion, 2019. 70 p.

8. Lengyel P. Aquaculture governance and licensing of aquaculture farms in Hungary/ 2nd TAPAS Workshops on identified bottlenecks in aquaculture governance and licensing: Сollected articles//Under the editorship of S.V.Korolkova. - SPb: Asterion, 2019. 70 p.

9. Kostousov V.G. Management and licensing in aquaculture of the republic of Belarus/ 2nd TAPAS Workshops on identified bottlenecks in aquaculture governance and licensing: Сollected articles//Under the editorship of S.V.Korolkova. - SPb: Asterion, 2019.- 70 p.

10. O’Donohoe P. New and Flexible Approaches to Aquaculture Licencing / 2nd TAPAS Workshops on identified bottlenecks in aquaculture governance and licensing: Сollected articles//Under the editorship of S.V.Korolkova. - SPb: Asterion, 2019. 70 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?