ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе рассмотрены вопросы повышения качества образования в вузе. Авторы привели результаты организации учебно-воспитательной работы по подготовке специалистов для рыбопромыслового флота в Мореходном институте Дальрыбвтуза. Приведены сведения об образовательных программах обучения, распределения приема абитуриентов и выпуска бакалавров и специалистов по направлениям: подготовки, внедрения результатов выпускных квалификационных работ, востребованность выпускников. Рассмотрены перспективы совершенствования организации учебно-воспитательной работы для повышения качества образования.

Ключевые слова:
качество образования, учебно-воспитательный процесс, программы обучения, бакалавр, специалист, востребованность выпускников
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Проблема повышения качества образования в вузах в настоящее время остается актуальной. Во всем мире участники инициативы CDIO [1] приняли основной принцип инновационной образовательной среды для подготовки инженеров нового поколения с практико-ориентированным обучением. Международные стандарты CDIO ориентированы на комплексный подход к формированию будущего специалиста (Осмысление – Проектирование – Внедрение – Эксплуатация).

Основными проблемами образовательных организаций являются: отставание сроков подготовки специалистов от скорости развития современных технологий на производстве, высокой конкуренции на рынке труда, оторванность обучения от реальной практической деятельности. Технологический подход к образованию предполагает рассмотрение учебно-воспитательного процесса как целостной системы, с использованием интерактивных технологий обучения [2].

По мнению автора работы [3], следует активнее вести профориентационную работу среди школьников для повышения престижа инженерных профессий. Автор работы [4] считает, что главным критерием образования является спрос работодателей.

Важным в профессиональной подготовке студентов является использование интерактивных технологий в образовательном процессе [5], применение компьютерных технологий [6], усиление исследовательской составляющей обучения [7].

В 2020 г. принят закон о воспитательной составляющей образования. В документе рассматривается механизм организации воспитательной работы, которая является составной частью образовательных программ. «Воспитание обучающихся, при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе, включаемых в такие образовательные программы, рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы» [8].

Целью настоящей работы является приведение результатов организации учебно-воспитательного процесса Мореходного института Дальрыбвтуза в 2020/21 учебном году для оценки качества подготовки специалистов для рыбопромыслового флота.

Основные сведения приведены в таблицах 1-7.

 

Таблица 1.Сведения об образовательных программах

Table 1. Information about educational programs

Виды программ высшего образования

Код направления подготовки (специальности)

Число реализуемых образовательных программ

Число программ, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий

Образовательные программы бакалавриата по направлениям:

 

4

 

Электроэнергетика и электротехника

13.03.02

1

 

Технология транспортных процессов

23.03.01

1

1

Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

23.03.03

1

1

Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства

26.03.01

1

1

Образовательные программы специалитета по направлениям:

 

3

 

Судовождение

26.05.05

1

-

Эксплуатация судовых энергетических установок

26.05.06

1

-

Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

26.05.07

1

-

 

 

Таблица 2. Распределение приема абитуриентов по направлениям подготовки и специальностям

Table 2. Distribution of admission of applicants by areas of training and specialties

Число принятых студентов и курсантов

Принято на обучение всего (по формам обучения: очная/ заочная), чел.

В том числе на обучение (по формам обучения: очная/ заочная)

за счет бюджетных ассигнований

по договорам об оказании платных образовательных услуг

По программам бакалавриата

79/105

76/65

3/40

По программам специалитета

74/140

74/50

-/90

Всего студентов и курсантов по программам бакалавриата/специалитета

153/245

150/115

3/130

 

Таблица 3. Распределение выпуска бакалавров и специалистов по направлениям подготовки

Table 3. Distribution of graduation of bachelors and specialists in areas of training

Число обучающихся

Число выпускников (по формам обучения: очная/ заочная)

 
 
 

По программе бакалавриата (4)

59/125

 

По программы специалитета (3)

6/57

 

Всего по программам бакалавриата/ специалитета

65/182

 

 

Таблица 4. Выпуск бакалавров и специалистов

Table 4. Graduation of bachelors and specialists

Код направления подготовки

Наименование

специальности, направления подготовки

Всего

 

 

план

факт

 
 

26.05.05

«Судовождение»

18

17

 

13.03.02

«Электроэнергетика и электротехника»

51

47

 

26.05.07

«Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»

31

17

 

26.05.06

«Эксплуатация судовых энергетических установок»

29

29

 

23.03.01

«Технология транспортных процессов»

76

76

 

23.03.03

«Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»

22

22

 

26.03.01

«Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства»

39

39

 

 

Таблица 5. Сведения о внедрении результатов выпускных квалификационных работ

Table 5. Information on the implementation of the results of final qualifying works

Код специальности, направления подготовки

Выполнение ВКР

Рекомендованы ГЭК

количество защищенных ВКР

по тематическим планам предприятий и организаций

с использованием ЭВМ

к внедрению

к публикации

26.05.05

17

-

17

-

2

13.03.02

47

2

47

6

-

26.05.07

17

2

17

-

-

26.05.06

29

-

29

2

2

23.03.01

76

2

76

4

-

23.03.03

22

-

22

7

-

26.03.01

39

4

39

2

-

 

Таблица 6. Востребованность выпускников

Table 6. Demand for graduates

Код специальности, направления подготовки

Количество выпускников

Процент выпускников, направленных на работу

Количество/процент выпускников, работающих в регионе

26.05.05

17

-

17

13.03.02

47

100

 

26.05.07

17

100

 

26.05.06

29

100

 

23.03.01

26

69,2

15/57,7

23.03.03

9

77,8

7/77,8

26.03.01

13

69,2

9/69,2

 

 

Материально-техническая база института соответствует действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивает проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных основными профессиональными образовательными программами. В таблице 7 представлен список основного оборудования и программных средств обучения.

 

Таблица 7. Основное оборудование и программные средства обучения

Table 7. Basic hardware and software training

Название

Количество

Учебное судно (УПС «Паллада», УТС «Е. Краснов»)

2

Модели и макеты

29

Гидрологические приборы

10

Комплексы лабораторного оборудования

17

Лабораторные стенды

66

Тренажеры

10

Персональные компьютеры

132

Специализированные чертежные столы

51

Специальные программные средства:

обучающие компьютерные программы

программы компьютерного тестирования

виртуальные тренажеры

электронные версии учебных пособий

электронная библиотека

 

22

24

54

32

5

 

По договорам с судоходными и рыбохозяйственными компаниями, курсанты Дальрыбвтуза проходят производственные плавательные практики на последующих курсах обучения. Перечень основных предприятий, с которыми заключены договоры на организацию практической подготовки обучающихся, подготовку специалистов и трудоустройство выпускников: ОАО «Преображенская база тралового флота» п. Преображение; ЗАО «Пиленга» г. Южно-Сахалинск; ОАО ХК «Дальморепродукт» г. Владивосток; ЗАО «Римско» г. Владивосток; ЗАО «Ролиз» г. Владивосток; ООО «Русская Рыбопромышленная компания» г. Владивосток; ЗАО «Остров Сахалин» г. Южно-Сахалинск; «Находкинская база активного морского рыболовства» г. Находка; ЗАО РК «Восток-1» г. Владивосток; ООО «Корякморепродукт» Камчатский край; с. Ивановка, ОАО «Дальрыба» г. Владивосток; ООО Рыболовецкий колхоз «Тихий Океан» г. Находка; ООО «Дальрифер» г. Владивосток; ОАО «Южморрыбфлот» Приморский край поселок Южно-Морской; ООО «Интеррыбфлот» г. Владивосток; ЗАО «Сахалин Лизинг Флот» г. Холмск; ОАО Рыболовецкий колхоз «Приморец» Шкотовский район, Подъяпольск; АО «АКРОС» г. Петропавловск-Камчатский; АО ВП «ЭРА» г. Владивосток, ООО «Антей» г. Владивосток; ЗАО «РИМСКО» г. Владивосток; АО «Восточная верфь» г. Владивосток; ПАО «Калымаэнерго» г. Магадан; ООО «Охотский промысловик» г. Хабаровск; АО «ДГК» г. Хабаровск; ООО «Чукотка» г. Владивосток; ООО «Фристайл технолоджи», ООО «Примэнерго» г. Владивосток; ПАО «ДЭК» г. Владивосток; ООО «ВЭСТ» г. Владивосток; КГУП «Примтеплоэнерго» г. Владивосток; ООО «Электрические системы», АО «Турниф» г. Владивосток; АО «Дальрыба» г. Владивосток; ТИНРО Центр г. Владивосток; ООО «Дальриферс» г. Владивосток; ЗАО «Портовый флот» г. Владивосток; ПАО «ВМТП» г. Владивосток; ООО «Ad Wise» г. Владивосток; ООО «Ремавбиз» г. Владивосток; ООО «Т-Сервис Логистик», ООО «Маригтайм», ОАО «ВМРП» г. Владивосток; ОАО «НМРП» г. Находка; ООО СК «Малый порт» г. Находка; АО «Восточный порт» г. Находка; ООО «Альтакс-1» г. Владивосток; ООО «Дон Логистик» г. Владивосток; ЗАО «ТЭКО», ООО «ВМКТ» г. Владивосток; ООО «ДВЛК» г. Владивосток.

Согласно принятым поправкам в закон об образовании [8], был разработан план организации воспитательной работы с обучающимися. Для координации и развития воспитательной работы со студентами учебных групп назначаются кураторы-преподаватели Мореходного института и командиры – наставники учебных групп курсантов. В их обязанность входит помощь в адаптации обучающихся в образовательном пространстве вуза, вовлечение студентов и курсантов в научную, творческую и спортивную деятельность, содействие развитию благоприятного психологического климата в группе.

В 2020-21 учебном году были проведены различные мероприятия (краевые, городские, вузовские, институтские), согласно утверждённому плану. Перечень основных мероприятий по воспитательной работе:

1. Участие в торжественной церемонии открытия кинофестиваля «Меридианы Тихого».

2. Проведение собраний кураторов, командиров-наставников с первокурсниками. Ознакомление обучающихся с Уставом университета и Правилами внутреннего распорядка в университете и общежитии студенческого городка.

3. Социально-психологическое тестирования обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории Приморского края, направленного на выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ по Приказу Минобразования.

4. Школа лидерства «Старостат 2020».

5. Студенческий вечер «Посвящение в студенты».

6. День открытых дверей университета.

7. Рассмотрение поведения нарушителей дисциплины на заседаниях студсовета.

8. Слет студенческого и курсантского актива университета.

9. Проверка соблюдения правил внутреннего распорядка, пожарной безопасности, санитарного состояния комнат в общежитии.

10. Заседания учебно-воспитательной комиссии по профилактике правонарушений в общежитии.

11. Лекция на тему: «Гражданская активность молодежи».

12. Лекция на тему: «Молодежный экстремизм и методы борьбы с ним».

13. Беседы кураторов и командиров-наставников на тему: «Терроризм как социальное явление».

14. Работа по набору в студенческий путинный отряд.

15. Проведение бесед кураторов и командиров-наставников после совместного просмотра фильмов о ВОВ в общежитии.

16. Поздравительные акции, приуроченные ко дню защитника Отечества.

17. Первенство по жиму лежа, посвященное Дню защитника Отечества.

18. Комплексная спортивная межуниверситетская Олимпиада.

19. Участие в субботнике по уборке территории.

20. Профилактическая акция «Наркоконтроль», проводимая УФМСКН России по Приморскому краю Приморским Краевым наркологическим диспансером.

Обучающиеся мореходного института были вовлечены в профориентационную деятельность среди школьников. Авторы убеждены что, эффективно проводя профориентационную работу, можно не только способствовать развитию университета, но и помочь обучающимся в полной мере раскрыть собственный потенциал, чтобы они могли быстро адаптироваться к смене ролей после вхождения в общество, повысить свою конкурентоспособность в трудоустройстве, реализовать всестороннее становление престижа морских и инженерных профессий.

Следует отметить увеличение в два раза числа студентов и курсантов, участвующих в научных мероприятиях (СНТК, предметных олимпиадах).

Проведенный анализ организации учебно-воспитательной работы позволяет рассмотреть перспективы ее совершенствования для повышения качества образования. Основными направлениями будут: выбор новых направлений подготовки, рассмотрение возможности открытия магистратуры и аспирантуры, расширение области применения компьютерных технологии обучения, улучшение материально-технической базы.

Список литературы

1. Conceiving-Designing-Implementing-Operating (CDIO) [Electronic resource]. - Access mode: http://cdio.org/ (accessed: 2.01.2022).

2. Надточий Ю.Б., Зерний Ю.В. Высшее техническое образование в России: проблемы и возможности: монография «Развитие науки и образование». - Чебоксары: ООА Издательский дом «Среда». - 2019. - С. 133-154.

3. Федоров И.Б. Проблемы отечественной системы высшего технического образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://federalbook.ru› FSO › soderganie › Fedorov (дата обращения 5.12.2021)

4. Соболев Л.Б. Проблемы инженерного образования в России // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - т.7. - № 7. - С. 1252-1267.

5. Федорова Е.Я., Друзьянова В.П. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе: сб. матер. Межд. науч.- прак. конф. «Модернизация инженерного образования: российские традиции и современные инновации» - Якутск: Издательский дом СВФУ. - 2017. - С. 243-246.

6. Недбайлов А.А. Применение компьютерных технологий для повышения качества подготовки специалистов для рыбной отрасли // Рыбное хозяйство. - 2018. - № 4. - С. 8-11.

7. Кучеренко Л.В. Повышение уровня качества образования усилением исследовательской составляющей обучения // Рыбное хозяйство. - 2021. - № 3. - С .25-27.

8. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения 5.12.2021)

Войти или Создать
* Забыли пароль?