РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЫБНОГО ПРОМЫСЛА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Решение проблемы индивидуального рыбного промысла обсуждается много лет, однако до сего времени приемлемого варианта не найдено. Инфраструктура, способная решить данный вопрос, в настоящее время отсутствует. Предлагается, в рамках действующего законодательства, разработанная авторами, инновационная инфраструктура. В центре предлагаемой инфраструктуры – Муниципальное унитарное предприятие и Рыбный кооператив (артель), а также – лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, рыбный рынок и судоремонтные площадки. Реализация предлагаемой инфраструктуры позволяет решить не только задачу индивидуального рыбного промысла, но также ряд социально-экономических задач Мурманского региона (в частности, возрождение судостроения и судоремонта). Представлены предварительные экономические расчеты.

Ключевые слова:
индивидуальный рыбный промысел, инфраструктура, маломерные суда, муниципальное унитарное предприятие, рыбный кооператив (артель)
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Исторически существование поселения на побережье Кольского полуострова было связано с рыбным промыслом. В начале столетия только на участке побережья восточного Кольского полуострова от Териберки до Восточной Лицы вылавливали более 2000 т рыбы, из которых около полутора тыс. т составляла треска. В начале 60-х годов укрупнение, а фактически – ликвидация ряда поселений на побережье Кольского полуострова привела к социально-экономическому упадку этого региона и утрате им всего промыслового опыта. Развитие перспективной отрасли, в значительной мере, способствовало бы решению социально-экономических проблем прибрежных поселков, ведь прибрежный промысел дает ощутимый прирост благосостояния жителям. Норвежские коллеги живут в схожих климатических условиях и имеют доступ к таким же обширным запасам рыбных ресурсов, но доля охлажденной рыбы на их рыбных рынках достаточно высока, так как рыбаки, после вылова, могут смело продавать свежевыловленную рыбу сразу же после швартовки. Норвежцы вылавливают около 40000 т маломерными судами у своих берегов, в команде норвежского судна не 30 человек, а 2-3, расход топлива в сутки измеряется не тоннами, а килограммами.

В настоящее время индивидуальный рыбный промысел в нашей стране регулируется следующими нормативными актами:

- «Федеральный закон от 25.12.2018 № 475-ФЗ О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в дальнейшем – № 475-ФЗ.

- Приказ Минсельхоза России от 30.10.2014 N 414 (ред. от 26.10.2018) «Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2014 N 35043) в дальнейшем – Правила рыболовства.

- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 №162 О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции».

Эти документы позволяют рыбаку-любителю заниматься рыбной ловлей исключительно для удовлетворения личных потребностей, а также для отдыха. Однако свежевыловленную рыбу рыбак-любитель продать не может, так как сталкивается с рядом административных ограничений.

Кроме того, для возможности выхода в море с использованием своего водного транспорта, необходимо разрешение властей, получить которое проблематично из-за несоответствия судов нормам безопасности и предполагаемому виду деятельности. Действительно, выход в море осуществляется, в основном, на надувных резиновых лодках, что не безопасно.

Решение проблемы индивидуального рыбного промысла обсуждается много лет, однако до сего времени приемлемого решения не найдено. Недавно губернатором Мурманской области А.В. Чибисом была выдвинута федеральная инициатива, благодаря которой рыбаки-любители смогут законно продавать свой улов, что, безусловно, хорошо, однако вместе с принятием данной инициативы на законодательном уровне появятся несколько вопросов, на которые нужно будет дать ответы, а именно: как обеспечить контроль вылова рыбных биоресурсов рыбаками-любителями, каким образом обеспечить безопасность рыбаков и, наконец, какие органы будут заниматься такого рода контролем.

По сути, инфраструктура, способная решить проблему индивидуального рыбного промысла, в настоящее время отсутствует.

Нужно отметить, что нерешенность этой проблемы влечет за собой еще ряд вопросов, которые приводят к ухудшению социально-экономического положения Мурманского региона: во-первых, недостаток свежей охлажденной рыбы на рыбных прилавках Мурманска. По данным Мурманскстата, в 2019 г. среднедушевое потребление рыбы и рыбных продуктов составило 21,6 кг в год, что ниже медицинской нормы, равной 24,6 кг. Одной из причин этого является недостаток на рыбных прилавках Мурманска свежей охлажденной рыбы. Связано это, в том числе, с федеральным законодательством и санитарными правилами, которые запрещают выпускать в продажу рыбу, выловленную рыбаками-любителями, а также экспортной направленностью крупных рыбопромышленников, что, конечно, оправдано более выгодными ценами на сбыт рыбной продукции за рубежом, однако, с другой стороны, это приводит к тому, что Мурманские судоремонтные площадки начинают простаивать и закрываться, также различные рыбообрабатывающие предприятия просто не выдерживают сырьевого голода и либо перестраивают свою деятельность, либо закрываются. В регионе из 60 судоремонтных предприятий, имеющих свидетельства о признании (документ, подтверждающий соответствие требованиям морского регистра) реально работают только 30. И лишь 5 оказывают полный комплекс услуг, включая докование. Без собственного судоремонта рыбная отрасль полноценно развиваться не сможет. Судоремонтная база Мурманска сегодня находится в плачевном состоянии, она не выдерживает конкуренции ни по цене, ни по качеству. И здесь следует отметить, что целесообразно было бы наладить на судоремонтных площадках Мурманских верфей производство маломерных судов типа катеров для индивидуального рыбного промысла.

Таким образом, удалось выделить целую цепочку проблем, которые комплексно воздействуют на социально-экономическое положение Мурманской области (рис. 1).

 

 

Рисунок 1. Цепочка социально-экономических проблем Мурманской области

Figure 1. The chain of socio-economic problems of the Murmansk region

 

Материалы и методы

Предлагается в рамках действующего законодательства, разработанная авторами, инновационная инфраструктура, позволяющая решить эту и еще ряд социально-экономических проблем региона.

Разработанная инфраструктура основывается на ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в рамках которого рассматриваются основные принципы создания и функционирования кооперативов, а также сельскохозяйственные производственные кооперативы, одним из разновидностей которых является сельскохозяйственная/рыболовецкая артель (колхоз) – «сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, а также для иной, не запрещённой законом, деятельности путём добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств …».

Также в основу инфраструктуры заложено создание Муниципального унитарного предприятия (МУП) –коммерческой организации, владеющей собственностью, но не имеющей права распорядиться ею по своему усмотрению. Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал, а организация только пользуется предоставленным имуществом.

Муниципальные унитарные предприятия могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона, однако чаще всего подобные предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Учредительным документом такого юридического лица является устав. Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

1. Гражданский кодекс РФ;

2. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ г. Москва «О национальной платежной системе»;

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Перечень не полон, к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.

Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т.д.

На рисунке 2 представлена модель предлагаемой инфраструктуры индивидуального рыбного промысла.

В целом она состоит из следующих блоков:

1. Производственный кооператив (рыболовецкая артель), либо несколько таких кооперативов, которые создают рыбаки-любители на основании Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», куда они сдают пойманную рыбу;

2. Муниципальное унитарное предприятие регионального уровня – это центральное звено инфраструктуры. Основная функция МУП – организация и реализация процесса индивидуального рыбного промысла, в том числе и общий надзор над всем процессом.

3. Судоверфи либо судоремонтные площадки, где реализуется производство маломерных судов типа катеров для индивидуального рыбного промысла.

4. Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.

5. Рыбный рынок (сеть магазинов, торгующих рыбой и рыбными продуктами).

 

 

Рисунок 2. Схема инфраструктуры индивидуального рыбного промысла

Figure 2. The scheme of the infrastructure of individual fishing

 

Задачи МУП:

1. Инициирование создания производственного кооператива в форме рыболовецкой артели (колхоза).

2. Закупка маломерных судов, часть из которых будет сдаваться в аренду рыбакам-любителям членам рыболовецкой артели (колхоза), а часть будет работать согласно установленному графику, с использованием постоянной команды рыбаков, которые будут состоять в штате (для обеспечения рентабельности работы предприятия).

3. Аренда причала.

4. Для нескольких судов нанимаются постоянные команды рыбаков, с которыми заключаются трудовые договора.

5. Заключение договора с лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы, с целью проведения контроля, добытой рыбаками и сданной в кооператив, рыбы.

6. Налаживание деловых связей и прием заявок от торговых сетей и рыбных лавок на вылов определенного количества рыбы.

7. Ведение сайта предприятия, где должны выставляться торговые позиции, соответствующие ассортименту, хранящемуся на складе предприятия.

8. Возможна организация своего рыбного магазина, куда будет направляться на продажу часть выловленной рыбы.

9. Наполнение склада рыбой, а также работа по заявкам будет осуществляться с помощью: судов с постоянной командой, которые будут, по установленному графику, ходить в рейсы (режим работы 5/2), и судов, арендуемых рыбаками-любителями для осуществления любительской рыбной ловли.

В целом, система работает следующим образом:

1. Члены, созданной рыбаками-любителями, рыболовецкой артели (колхоза) берут в краткосрочную либо длительную аренду у МУП маломерные суда, осуществляют рыбалку и сдают рыбу в кооператив, который продает ее МУПу. По сути, рыбаки-любители будут торговать рыбой с предприятием через производственный кооператив.

2. МУП проводит ветеринарную экспертизу рыбы в лаборатории, которая будет выдавать на рыбу сертификат качества, дающий право на продажу рыбы. В случае обнаружения в партии рыбы вредоносных паразитов, вся партия будет проходить процедуру шоковой заморозки с последующей транспортировкой на склад. После получения сертификата качества, из выловленной рыбы, в соответствии с заявкой, будет формироваться заказ, который в последствии отправится заказчику.

3. После закрытия заявки, полученные от продажи рыбы средства будут перечисляться в кооператив, распределяющий их членам кооператива в соответствии с долей участия в вылове рыбы.

Можно сослаться на международный опыт, в частности, Норвегии, относительно развития кооперативов. Система кооперативов образовалась в Норвегии благодаря самим рыбакам, желающим избежать давления со стороны переработчиков сырца, принимающих вылов и способных влиять на условия покупки. После многочисленных общественных дебатов были созданы союзы рыбаков (кооперативы), управляемые со стороны самих рыбаков (Союзами рыбаков, моряков и судовладельцев). Устав и Правила кооперативов устанавливаются в Директорате по рыболовству. Норвежские кооперативы не занимаются закупкой или продажей рыбы, но ведут учет всех первичных продаж. Так, норвежские суда не имеют права на выгрузку, не определив покупателя, которого необходимо указать в документации при выгрузке. Согласно норвежскому законодательству, принимающая сырье организация должна быть зарегистрирована в соответствующем реестре в качестве покупателя рыбы. Реестр и процедура выдачи разрешений на покупку составляется Директоратом по рыболовству и Государственной инспекцией контроля качества продуктов питания. Если прямой покупатель отсутствует, реализация продукции возможна через рыбные аукционы, организованные теми же кооперативами. Кооперативы также предоставляют гарантии по выплатам за уловы и контролируют объемы выгрузок. Рыбопромышленники могут продавать рыбу с помощью кооператива, даже если судно еще находится в море и/или намеревается выгружаться в иностранном порту, реализуя продукцию на рынках за пределами Норвегии. В этом случае первичная покупка все равно регистрируется через кооператив. Процент от стоимости улова по договору оплачивается кооперативам в качестве сбора за его услуги. Распределение этих средств контролируется самим рыбаками (сборы только обеспечивают деятельность кооператива и не несут в себе цели получения какой-либо прибыли).

В Норвегии также действует институт минимальных цен на сырье при его первичной продаже – кооперативы контролируют сбыт по ценам не ниже установленного минимума. Минимум устанавливается в процессе закрытых переговоров с властями, рыбопереработчиками и рыбаками и может меняться, в зависимости от ситуации на рынке и колебаний запасов биоресурсов (если стороны не приходят к согласию относительно ценообразования, кооперативы вправе установить минимум в одностороннем порядке, основываясь на положениях Закона «О сбыте рыбы-сырца» [4]. Такая политика крайне важна для малых рыболовных сообществ, которые, зачастую, зависят всего от 1-2 покупателей в своем регионе и не могут поставлять свою продукцию на крупные аукционы, в силу географической удаленности. Кооперативы также помогают перенаправить рыбаков для выгрузки в места, где организовались дополнительные мощности для сбыта.

Возможность контроля над минимальными ценами позволяет кооперативам также играть роль «рыбных бирж». Благодаря электронному рынку, созданному кооперативами, рыбаки и покупатели (в т.ч. и иностранные) могут прозрачно и безопасно осуществлять торговлю свежей рыбой (до 95% рыбной продукции в Норвегии реализуется с помощью электронных аукционов, по нашему мнению, очень разумно было бы создать такой сайт для мурманских рыбаков. см. Рис.1), а власти – получать массивные данные об уловах, статистику продаж и делегировать кооперативам часть контроля за установленными квотами на вылов (кооператив вправе реализовать небольшой/случайный перелов в пользу государства). Например, наиболее крупными норвежскими кооперативами являются Союз прибрежных рыбаков Норвегии (Norges Kystfiskarlag); Союз по сбыту рыбы-сырца (Norges Råfisklag), ответственный за оборот донных видов и морских млекопитающих; Союз по сбыту сельди (Norges Sildesalgslag), ответственный за сбыт пелагических видов. Последние два кооператива, в свою очередь, включают в себя региональные сбытовые объединения, области контроля которых зависят от регионального распределения ценовых зон Норвегии. Например, Союз по сбыту рыбы-сырца подразделяется на Всенорвежское объединение организаций по сбыту сырца в г. Тромсе, Региональную организацию по сбыту сырца донных рыб в г. Тронхейм, Представительство объединения в г. Рервик и др. [5].

Так, в Норвегии действует сформированный механизм управления сбытом, действующий в интересах рыбаков, управляемый рыбаками и обеспечиваемый за счет рыбаков.

Рисунок 3. Типовая схема деятельности кооператива по сбыту рыбной продукции

Figure 3. A typical scheme of the cooperative's activities for the sale of fish products

 

Приведем предварительный расчет рентабельности работы кооператива (рыбной артели) – выручка и прибыль кооператива (артели).

Сделаем расчет для двух значений вылова: (50 и 75% вылова от максимального) при стоимости судна (катера) равной 2085800 рублей. Для вылова в 50% выручка составит 200x229000 = 45800000 руб., прибыль – 6104700 руб. Для вылова в 75%: выручка – 200x344250 = 68850000 руб., прибыль – 16069246 рублей.

 

 

Рисунок 4. Зависимость дневного дохода рыбака от стоимости выкупа рыбы

Figure 4. Dependence of a fisherman's daily income on the cost of buying fish

 

 

Рисунок 5. Зависимость прибыли рыбака от стоимости выкупа рыбы

Figure 5. Dependence of the fisherman's profit on the cost of fish redemption

 

 

Рисунок 6. Рентабельность реализованной продукции

Figure 6. Profitability of products sold

 

Заключение

Проведенный авторами анализ ситуации с индивидуальным рыбным промыслом показал отсутствие эффективной инфраструктуры, позволяющей рыбакам осуществлять вылов рыбы и возможность распоряжаться своим уловом. Существующее законодательство не позволяет реализовывать рыбакам эти функции.

Авторы статьи разработали инфраструктуру индивидуального рыбного промысла на базе существующего законодательства, что позволяет эффектино использовать ее, не проходя сложный путь изменения правовых основ (рис. 2). В центре предлагаемой инфраструктуры – Муниципальное унитарное предприятие и Рыбный кооператив (артель). Реализация предлагаемой инфраструктуры позволяет решить не только задачу индивидуального рыбного промысла, но и еще целый ряд социально-экономических задач Мурманского региона (в частности, возрождения судостроительной и судоремонтной отрасли).

Список литературы

1. Федеральный закон от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в дальнейшем - №475-ФЗ

2. Приказ Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414 (ред. от 26.10.2018) «Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2014 № 35043) в дальнейшем - Правила рыболовства.

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 №162 О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции».

4. Закон «О сбыте рыбы-сырца»: http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/nor13984E.pdf

5. Зиланов В.К. Рыбное хозяйство Норвегии. / В.К. Зиланов, В.М. Борисов, Г.И. Лука - М.: Издательство ВНИРО, 2017 г. - С. 192-193

Войти или Создать
* Забыли пароль?