Изучение биологических и экологических особенностей проявления болезней рыб при преподавании курса «Болезни рыб»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Приводятся сведения о необходимости изучения биологических и экологических особенностей проявления болезней рыб при преподавании курса «Болезни рыб», в связи с возникшими новыми условиями промышленного рыбоводства.

Ключевые слова:
болезни рыб, лечение, профилактика, студенты, рыбоводство
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В докладе ФАО ООН «Состояние мирового рыболовства и аквакультуры…» говорится, что в 2020 г. общий объем продукции рыболовства и аквакультуры достиг 214 млн т, включая 178 млн т водных животных и 36 млн т водорослей, что в значительной степени стало следствием развития аквакультуры [1].

При этом известно, что при росте мирового производства рыбы и морепродуктов, выпуск продукции аквакультуры возрастает опережающими темпами [2].

В Российской Федерации одной из важнейших задач, поставленных Доктриной продовольственной безопасности, является обеспечение населения высококачественной, доступной отечественной рыбной продукцией [3], и в ближайшие годы это, очевидно, будет достигаться за счет роста прудового рыбоводства, однако необходимо помнить, что рыбы часто подвержены различным заболеваниям. Болезни рыб, обитающих в естественных и искусственных водоемах, наносят существенный ущерб рыбному хозяйству, а в современном рыбоводстве эта проблема встает особенно остро, требуя различных видов лечения [4].

Заболевания различной природы могут за короткий интервал времени уничтожить значительную часть (иногда до 100%) рыб, которые выращиваются в прудах или садках [5].  

В связи с этим, необходимо осуществлять постоянный контроль состояния здоровья рыб, численности возбудителей и проводить разработку мероприятий, которые предотвращают возникновение заболеваний и снижают ущерб от них. Такие мероприятия выполняют ветеринарные врачи-ихтиопатологи.

С целью подготовки высококвалифицированных специалистов по болезням рыб для различных регионов РФ, на кафедре биологии, генетики и разведения животных ФГБОУ ВО «Казанская ГАВМ» для студентов факультета ветеринарной медицины преподается курс «Болезни рыб».

При преподавании этого курса особое внимание уделяется изучению биологических и экологических особенностей проявления болезней рыб.

Отмечается такая особенность, как невозможность индивидуального обследования и лечения отдельной особи, что вызывает необходимость применять методы выборочного обследования и группового лечения стада, в котором отмечены заболевшие рыбы [6].

В лекциях подчеркивается, что в водоемах борьба с возбудителями болезней затруднена, так как они или их промежуточные хозяева постоянно находятся в воде рыбоводного сооружения, поступают из источников водоснабжения, либо передаются от больных рыб к здоровым, т.к. рыбы находятся вместе.

Студентам рассказывают о том, что основной упор, при планировании оздоровительных работ в неблагополучных рыбоводных хозяйствах, следует делать на проведении профилактики, связанной с недопущением заноса возбудителей, при выполнении различных рыбоводных мероприятий и перевозок рыб, а также о необходимости правильного подбора объектов рыбоводства, с учетом существующей эпизоотической обстановки.

 

При преподавании курса «Болезни рыб» в Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана» руководствуются федеральным государственным стандартом высшего образования 3++. Согласно этому стандарту, студенты должны овладеть следующими компетенциями:

 

ПК-1. Способен использовать общепринятые и современные методы исследования для проведения клинического обследования животных с целью установления диагноза. По этой компетенции студенты должны:

Знать:

- методику сбора анамнеза жизни и болезни рыб;

- факторы жизни животных, способствующие возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний;

- этиологию и патогенез заболеваний рыб;

- общепринятые критерии и классификации заболеваний рыб, перечни болезней рыб, утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Уметь:

- осуществлять сбор и анализ информации о происхождении и назначении рыб, способе и условиях содержания, кормлении (анамнез жизни животных);

- осуществлять сбор и анализ информации о возникновении и проявлении заболеваний рыб, ранее перенесенных заболеваниях, эпизоотологической обстановке (анамнез болезни животных);

- устанавливать предварительный диагноз на основе анализа анамнеза и клинического обследования общими методами;

- отбирать пробы биологического материала рыб для проведения лабораторных исследований;

- осуществлять интерпретацию и анализ данных лабораторных методов исследования рыб для установления диагноза;

- осуществлять постановку диагноза в соответствии с общепринятыми критериями и классификациями, перечнями заболеваний рыб;

- пользоваться специализированными информационными базами данных для диагностики заболеваний рыб;

Владеть:

- методиками сбора анамнеза жизни и болезни рыб для выявления причин возникновения заболеваний и их характера;

- методиками постановки диагноза на основе анализа данных анамнеза, общих, специальных (инструментальных) и лабораторных методов исследования;

 

ПК-2. Способен проводить мероприятия по лечению животных, больных инфекционными, паразитарными и незаразными заболеваниями. По этой компетенции студенты должны:

Знать:

- методы медикаментозного лечения больных рыб, показания к их применению, в соответствии с методическими указаниями, инструкциями, наставлениями, правилами диагностики, профилактики и лечения животных;

- государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения;

- фармакологические и токсикологические характеристики лекарственного сырья, лекарственных препаратов химической и биологической природы, биологически-активных добавок для профилактики и лечения болезней рыб различной этиологии;

Уметь:

- пользоваться специализированными информационными базами данных при выборе способов лечения заболеваний рыб;

- вводить лекарственные препараты при лечении болезней рыб различными способами;

- пользоваться специальным оборудованием при проведении лечебных обработок, в соответствии с инструкциями по его эксплуатации;

Владеть:

- методикой разработки плана лечения болезней рыб на основе установленного диагноза и индивидуальных особенностей животных;

 

ПК-3. Способен организовать мероприятия по предотвращению возникновения незаразных, инфекционных и паразитарных болезней для обеспечения устойчивого здоровья животных. По этой компетенции студенты должны:

Знать:

- методы сбора и анализа информации при ветеринарном планировании;

- рекомендуемые формы плана противоэпизоотических мероприятий;

- виды противоэпизоотических мероприятий и требования к их проведению, в соответствии с методическими указаниями, инструкциями, наставлениями, правилами диагностики, профилактики и лечения болезней рыб;

Уметь:

- осуществлять сбор и анализ информации, в том числе данных ветеринарной статистики, необходимой для планирования профилактических противоэпизоотических мероприятий;

- оценивать влияние условий содержания и кормления рыб на состояние их здоровья, в рамках реализации планов мероприятий по профилактике заболеваний животных;

- проводить беседы, лекции, семинары для работников организации с целью разъяснения принципов работы по профилактике заболеваний рыб;

Владеть:

- правилами сбора и анализа информации, в том числе данных ветеринарной статистики, необходимой для планирования профилактических противоэпизоотических мероприятий;

- методами оценки влияния условий содержания и кормления рыб на состояние их здоровья, в рамках реализации планов мероприятий по профилактике заболеваний животных.

 

Знание биологических и экологических особенностей возбудителей болезней рыб позволит студентам – будущим ветеринарным ихтиопатологам определить основные направления по оздоровлению рыбного стада в различных рыбоводных хозяйствах.

Студентам необходимо помнить, что практически любой возбудитель может стать причиной возникновения болезни, при создании для него благоприятных условий, которые часто возникают в результате хозяйственной деятельности человека.

Акцентируется, что проявление инфекционных и инвазионных заболеваний рыб может быть связано и с наличием таких неблагоприятных факторов среды, как резкие перепады температуры воды, переуплотненные посадки, пониженное содержание кислорода, частые биотехнические манипуляции с рыбой.

В ходе ведения курса показывается, что из-за стресс-факторов наблюдаются случаи несвойственного некоторым паразитам нарушения специфичности. Для нейтрализации действия стресс-факторов нужно не только оптимизировать показатели водной среды, исключать технологические приемы, вызывающие ранение рыбы и применять полноценные, обогащенные минерально-витаминными добавками корма, но и использовать специальные медикаментозные препараты седативного действия для снижения отрицательного влияния стресс-факторов.

Таким образом, особое внимание, уделяемое биологическим и экологическим проявлениям болезней рыб при преподавании курса «Болезни рыб», позволит подготовить высококвалифицированные кадры, которые смогут успешно работать в промышленном рыбоводстве агропромышленного комплекса России.

 

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад в работу авторов: А.Н. Муньков идея статьи, подготовка текста; А.А. Смирнов – обзор литературы, редакция и корректировка текста.

 

The authors declare that there is no conflict of interest.

Contribution to the work of the authors: A.N. Munkov – the idea of the article, the preparation of the text; A.A. Smirnov – literature review, revision and correction of the text.

 

Список литературы

1. Cостояние мирового рыболовства и аквакультуры. На пути к «голубой» трансформации. - Рим: ФАО. - 2022. https://doi.org/10.4060/cc0463ru. (дата обращения: 06.03.2023).

2. Хохлова, Н.Ф. Тенденции развития рыбоводства и рыболовства в России / Н.Ф. Хохлова // Вестник МФЮА. - 2021. - № 4. - С. 1096-119.

3. Соколов А.В. Современное состояние и тенденции развития рыбохозяйственного комплекса России / А.В. Соколов // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК-продукты здорового питания. - 2019. - № 4 - С. 36-48.

4. Голенева, О.М. Лечение паразитарных заболеваний рыб в аквакультуре / О.М. Голенева, Е.В. Федорова, Т.М. Шленкина, Е.М. Романова // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные достижения ветеринарной медицины и биологии - в сельскохозяйственное производство». - Уфа, 2014. - С. 47-51.

5. Дегтярик, С. Болезни - «подводные камни» рыбоводства / С. Дегтярик, О. Марцуль // Наука и инновации. - 2020. - №3. - С. 24-28.

6. Головина Н.А. Ихтиопатология. / Н.А. Головина, Ю.А. Стрелков, В.Н. Воронин, П.П. Головин [и другие]. - М.: Мир, 2003. - 448 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?