Правовые основы сотрудничества Российской Федерации с государствами-участниками БРИКС в области рыбного хозяйства и перспективы его развития
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены правовые основы сотрудничества Российской Федерации c государствами-участниками БРИКС. Дана информация о месте этих государств в мировом рыболовстве и аквакультуре, о роли и развитии рыболовной отрасли в экономике Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. Проанализированы действующие двусторонние международные документы Российской Федерации с государствами-участниками БРИКС, совместное членство в международных организациях по рыболовству. Сформулированы предложения по развитию двустороннего сотрудничества Российской Федерацией с Бразилией, Индией, Китаем и ЮАР в области рыбного хозяйства.

Ключевые слова:
БРИКС, Российская Федерация, Бразилия, Китай, Индия, ЮАР, сотрудничество, рыболовство, аквакультура, международное право
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В настоящее время одним из наиболее ярких примеров международной интеграции является БРИКС. Оно включает в себя пять крупнейших развивающихся экономик: Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую Республику. Отметим, что вопреки некоторым утверждениям, БРИКС не является международной межправительственной организацией, поскольку не соответствует ключевым признакам такой организации: учреждение на основе международного договора, наличие соответствующей организационной структуры, наличие самостоятельных международных прав и обязанностей и др. [1] БРИКС – это международное интеграционное объединение, образованное в иной форме, но никак не в качестве международной организации. 

Страны БРИКС являются основной движущей силой глобального экономического роста в течение последнего десятилетия и в настоящее время на них приходится почти треть объемов мирового производства. На государства этого объединения приходится около 27% мирового ВВП (по паритету покупательной способности их национальных валют). Общая численность населения стран БРИКС составляет 2,88 млрд человек (42% от всего мирового населения), пять стран занимают 26% пространства нашей планеты [2].

Борьба с мировым продовольственным кризисом один из важнейших вопросов в повестке государств БРИКС. Являясь ведущими мировыми производителями продовольствия (за исключением ЮАР), участники объединения обладают высоким потенциалом для обеспечения продовольственной безопасности в рамках как самого союза, так и за его пределами [3].

В жизнеобеспечении населения и в экономике стран БРИКС важную роль играет рыболовная отрасль. Она обеспечивает продовольственные потребности населения в пище богатой белком (протеином), что особенно важно для таких стран, как Китай, Индия, где исторически потребление продуктов животного происхождения было на очень низком уровне [4].

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), по состоянию на 2022 г. ежегодный объем мирового морского промышленного рыболовства составляет 90,3 млн тонн морских живых ресурсов. При этом сразу три страны БРИКС входят в пятерку крупнейших рыболовных держав, осуществляющих морское промышленное рыболовство: Китай занимает первое место (примерно 12 млн тонн морских живых ресурсов ежегодно, что составляет 15% от общего объема), Российская Федерация находится на четвертом месте (около 4,8 млн тонн в год, что составляет 6% общего объема), Индия – на шестом (примерно 3,7 млн тонн, что равняется 5% общемирового объема) [5]. Таким образом, только три государства БРИКС (Китай, Россия и Индия) добывают около 21 млн тонн морских живых ресурсов ежегодно, что составляет чуть меньше трети общемирового улова.

Что касается общемирового объема промышленного рыболовства во внутренних водоемах государств БРИКС, то он составляет около 4 млн тонн в год. По данным показателям четыре государства БРИКС входят в 15 крупнейших стран: Индия является лидером в данном мировом рейтинге (1,8 млн тонн в год, что составляет 16% от общемирового объема), Китай занимает второе место (примерно 1,5 млн тонн, что равняется 13% от общемирового объема), Россия находится на одиннадцатом месте (около 300 тыс. тонн, составляющих 2% от общемирового объема), Бразилия – на двенадцатом примерно 220 тыс. тонн, т.е. 2% от общемирового объема).

Относительно производства продукции аквакультуры (животных и водорослей), Китай является абсолютным гегемоном с огромным отрывом от остальных государств. Индия также входит в число мировых лидеров в данном секторе. Повышаются темпы развития аквакультуры в России и Бразилии.  

Указанные статистические показатели отчетливо характеризуют весомую роль государств БРИКС в мировом рыболовстве и аквакультуре. В связи с этим целесообразно рассмотреть место рыбохозяйственной отрасли в каждом из государств БРИКС и провести анализ правовых основ сотрудничества Российской Федерации с Бразилией, Индией, Китаем и ЮАР в области рыбного хозяйства.

 

Федеративная Республика Бразилия

В национальной экономике Республики Бразилия рыбохозяйственная отрасль занимает важное место. Рыболовная деятельность осуществляется как во внутренних водоемах, так и в морских районах.

Основным районом морского рыболовства этой страны является юго-западная часть Атлантического океана. Основные промысловые объекты: горбылевые виды, тунцовые и мелкие пелагические виды рыб (сардина, сельдь, анчоус). В то же время многие живые ресурсы в исключительной экономической зоне эксплуатируются слабо или не эксплуатируются вовсе, в связи с чем морское промышленное рыболовство Бразилии имеет достаточно хорошие перспективы. Наиболее развит маломасштабный (кустарный, прибрежный) промысел, уловы которого составляют приблизительно 65% от общего объема выловленных морских живых ресурсов.

В Бразилии успешно развивается аквакультурный комплекс. Объем рыбной продукции, получаемой в результате деятельности рыбоводческих предприятий, постоянно растет. В основном выращиваются теплолюбивые и экзотические виды пресноводной и морской аквакультуры (пресноводные и морские креветки, тиляпия, карповые, устрицы, гребешок, а также декоративные виды рыб). Осуществляется также садковое выращивание и некоторых холодноводных объектов, например, радужной форели. В настоящее время в Южной Америке и Карибском бассейне Бразилия занимает второе место после Чили по объемам продукции аквакультуры [6].

Двустороннее сотрудничество между Россией и Бразилией в области рыбного хозяйства строится на основе Меморандума о взаимопонимании между Федеральным агентством по рыболовству (Российская Федерация) и Министерством рыболовства и аквакультуры Федеративной Республики Бразилия от 20 июля 2009 года.

Согласно документу, целью Меморандума является развитие сотрудничества в области рыбного хозяйства и аквакультуры на взаимовыгодной и равноправной основе, в соответствии с законодательством государства каждой из сторон.

Стороны намерены развивать сотрудничество по следующим основным направлениям: сохранение, рациональное управление и оптимальное использование морских живых ресурсов; предупреждение, сдерживание и ликвидация незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла; обмен информацией и документацией по вопросам рыбного хозяйства и аквакультуры; проведение исследований в области рыбного хозяйства и аквакультуры, разработка и реализация научно-технических программ; развитие аквакультуры; подготовка и повышение квалификации кадров для отраслей рыбного хозяйства и аквакультуры, разработка и реализация совместных проектов по морскому рыбному промыслу и аквакультуре, переработке и реализации рыбной продукции; развитие технологий добычи (вылова) и переработки рыбы и других объектов промысла, включая качество и безопасность продукции; развитие сопутствующих рыболовству видов производственной деятельности, в частности: судостроения, судоремонта, строительства морозильных, холодильных и перерабатывающих мощностей; проведение двусторонних семинаров, консультаций, направление специалистов для обмена опытом и др.

В Меморандуме подчеркивается, что он не является международным договором и не создает прав и обязанностей, регулируемых международным правом.

Отметим, что в 2015 г. в Москве руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков и министр рыболовства и аквакультуры Бразилии Э. Барбальо обсудили вопросы двустороннего сотрудничества и заявили о намерении начать реализацию Меморандума 2009 года. Глава Росрыболовства констатировал, что в области рыбного хозяйства взаимодействие между странами до сих пор практически не осуществляется. В свою очередь бразильский коллега отметил, что Бразилия возлагает большие надежды на укрепление связей с Россией, в том числе в сфере рыбного хозяйства. Министр заявил о готовности бразильской стороны к плодотворному диалогу и конкретным шагам для реализации меморандума [7].

Меморандум 2009 г. является единственным актом о сотрудничестве в области рыболовства двух государств. В то же время, учитывая, что ряд океанических видов живых ресурсов исключительной экономической зоны Бразилии используется не в полной мере, потенциально это могло бы вызвать интерес для российских судовладельцев. В связи с этим, как представляется, Росрыболовству целесообразно проработать вопрос о разработке двустороннего соглашения, которое могло бы создать действенные и эффективные правовые рамки сотрудничества России и Бразилии в области рыбного хозяйства.

Думается, что Бразилия также должна быть заинтересована в проведении экспериментальных научно-поисковых работ по выявлению недоиспользуемых ресурсов, которые могут быть осуществлены совместно Россией и Бразилией. Российские ученые-биологи, обладающие большим опытом и авторитетом в мировой рыбохозяйственной науке, могли бы оказать существенную помощь бразильским коллегам.

Следует отметить, что Россия и Бразилия могут осуществлять сотрудничество в многостороннем формате в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов (ИККАТ), Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ), Международной китобойной комиссии (МКК), где оба государства являются полноправными членами.

 

Республика Индия

Рыбное хозяйство в Индии является важным видом экономической деятельности и процветающим сектором с разнообразными ресурсами и потенциалом. Более 1 млрд человек (почти 20% всего населения) живут в прибрежных районах Индии. Рыболовство и аквакультура играют важную роль в экономике и средствах к существованию этой страны. Основными промысловыми видами являются тунцовые (малый тунец, сиера, полосатый тунец, альбакор), пелагические виды, ракообразные. Высокие показатели аквакультуры, где основную массу составляют пресноводные виды (карповые, сом, змееголовов). При этом марикультура развита слабо.

Большинство основных запасов морских живых ресурсов Индии полностью эксплуатируются. По мнению ФАО, нерегулируемый доступ к этим рыбным промыслам привел к значительному избытку мощностей, особенно средних и малых траулеров, которые конкурируют за истощающиеся рыбные ресурсы с преимущественно обедневшими мелкими рыбаками. Индия стремится расширить рыболовную деятельность на всю свою исключительную экономическую зону и выразила заинтересованность в помощи переоборудования и модернизации своих небольших судов. Несмотря на попытки сократить потери, обработка свежей рыбы с минимальной порчей по-прежнему проблематична и требует значительного внимания. Коме того, существуют проблемы повышения уровня производства, совершенствования холодильных мощностей и систем распределения и др. [8]

В настоящее время Россия и Индия не имеют двусторонних актов о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. При этом законодательство Индии предусматривает возможность ведения промысла иностранными судами в своей исключительной экономической зоне на основе международных договоров, возмездных разрешений (лицензий), а также при условии создания совместных предприятий для улучшения условий экспорта рыбы и рыбопродукции. Как и в случае с Бразилией, есть основания для проработки вопроса о целесообразности заключения двустороннего соглашения между Российской Федерацией и Индией о сотрудничестве в области рыбного хозяйства.

Что касается многостороннего сотрудничества Индии и России, то оно возможно в ФАО, АНТКОМ, МКК, в которых оба государства являются членами. В то же время можно было бы также налаживать сотрудничество (например, научное) в рамках Организации по тунцам Индийского океана (ИОТК), где Индия является полноправным членом, а Российская Федерация – постоянным наблюдателем. Отметим, что по мнению Атлантического филиала ФГБНУ «ВНИРО» (АтлантНИРО), перспективным объектом промысла для нашей страны могли бы стать желтоперые и полосатые тунцы в водах Индийского океана, недоосваиваемые в настоящее время, и управление промыслом которых осуществляется ИОТК. Однако для получения разрешения российским судам на добычу этих видов необходимо вступление России в данную Организацию [9]. В любом случае теоретически можно рассчитывать на плодотворный диалог с Индией по этому вопросу.

 

Китайская Народная Республика

Рыбное хозяйство вносит существенный вклад в экономику Китая, который остается на первом месте в мире по объему продукции морского промышленного рыболовства и аквакультуры.

Основными целями осуществляемой политики Китая в области рыбного хозяйства, являются: резервирование (сохранение) ресурсной базы национальной исключительной экономической зоны и континентального шельфа для внутреннего пользования; восстановление ресурсного потенциала, путем введения строгих ограничений на промысел в национальных водах (ограниченный доступ иностранного промыслового флота в воды под юрисдикцией Китая, создание охраняемых районов, строгие ограничения по сезонам промысла и пр.); поддержка и субсидирование дальнего экспедиционного промысла; всемерное развитие аквакультуры.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами, возможности для отечественного промысла в водах, находящихся под юрисдикцией Китая ограничены. Наиболее перспективными для Российской Федерации является двустороннее сотрудничество в области развития аквакультуры и научно-техническое сотрудничество в области рыбного хозяйства.

Правовой основой двустороннего сотрудничества в области рыболовства и аквакультуры между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой являются:

- Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 4 октября 1988 года;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амура и Уссури от 27 мая 1994 года;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области предупреждения, сдерживания и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов от 06 декабря 2012 года;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области исследования и использования Мирового океана от 27 мая 2003 года.

На данный момент основной площадкой для осуществления мероприятий, предусмотренных вышеуказанными Соглашениями, является Смешанная Российско-Китайская комиссия по рыболовству (далее – Комиссия). Заседания Комиссии проходят поочередно в России и Китае. Задачами Комиссии являются: отслеживание хода выполнения заключенных соглашений; изучение возможностей развития сотрудничества в новых областях; выработка рекомендаций по совершенствованию существующих соглашений и принятию новых соглашений; представление рекомендаций на рассмотрение договаривающихся Сторон.

Существующая правовая база создает устойчивые основы для осуществления двустороннего сотрудничества обоих государств в области рыбного хозяйства.

Многосторонний формат сотрудничества между Россией и Китаем возможен в рамках международных организаций, в которых оба государства являются полноправными членами: ФАО, Региональной организации по управлению рыболовством в южной части Тихого океана (СПРФМО), Комиссии по рыболовству в северной части Тихого океана (НПФК), АНТКОМ, ИККАТ, МКК. Кроме того, следует упомянуть Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана 2018 г., в котором участвуют Россия и Китай. По мнению Российского совета по международным делам (РСМД), России целесообразно активизировать диалог с неарктическими странами относительно рыболовства в анклаве Северного Ледовитого океана [10].

 

Южно-Африканская Республика

Прибрежные воды ЮАР представлены двумя экосистемами, характеризующимися разной рыбопродуктивностью. Западная часть континентального шельфа (атлантический сектор) обладает высокой рыбопродуктивностью для коммерческого рыболовства, характерной для сходных апвелинговых экосистем. Восточная часть шельфа (индоокеанский сектор) значительно менее продуктивна, но более разнообразна по видовому составу, включая эндемичные виды.

По объему вылова морских живых ресурсов ЮАР занимает ведущее место среди африканских стран. При этом из общего вылова на атлантический сектор приходится 99% уловов. Основными промысловыми видами ЮАР являются анчоус, хек, южноафриканская сардина, ставрида, кальмар. Что касается аквакультуры, то, несмотря на благоприятные экологические условия для ее развития и возможности для коммерческого производства различных культивируемых видов, сектор аквакультуры вносит незначительный вклад в рыбное хозяйство страны [11].

В настоящее время Россия и ЮАР не имеют двустороннего соглашения о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. В 2012 г. между странами был подписан протокол двухсторонних консультаций о перспективах развития сотрудничества в области рыболовства. Документ создает основу для российско-южноафриканского сотрудничества в таких областях как сохранение и рациональное использование живых морских ресурсов, предупреждение, сдерживание и ликвидация незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла. Также стороны наметили взаимодействие и координацию деятельности в международных организациях по рыболовству. Взаимный интерес представляют обмен информацией и данными по вопросам рыбного хозяйства, рыбохозяйственные исследования и разработка научных программ, развитие аквакультуры, подготовка и обучение специалистов для нужд рыбной отрасли, разработка совместных проектов в рыболовстве, переработке и реализации рыбопродукции. Стороны подтвердили намерение продолжить работу по подготовке проекта Меморандума о взаимопонимании между Федеральным агентством по рыболовству и Департаментом сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства ЮАР по сотрудничеству в области рыболовства.

В 2013 г. Росрыболовство и Департамент сельского, лесного хозяйства и рыболовства ЮАР на полях саммита БРИКС подписали Декларацию о намерениях по расширению сотрудничества в области рыболовства. Согласно документу, оба ведомства будут развивать сотрудничество в сохранении и рациональном использовании живых морских ресурсов, противодействии незаконному, несообщаемому и нерегулируемому (ННН) промыслу, а также активизируют обмен информацией и данными по вопросам рыболовства. Кроме того, в Декларации заявлялось об укреплении двусторонних отношений в вопросах, относящихся к деятельности международных рыболовных организаций, исследований в области рыболовства и разработки научных программ. Росрыболовство и Департамент сельского, лесного хозяйства и рыболовства ЮАР намерены совместно развивать аквакультуру, обучать специалистов для нужд рыбной отрасли и разрабатывать различные проекты в области рыболовства.

Примечательно, что еще в 2016 г. Правительство Российской Федерации приняло Распоряжение о подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области рыбного хозяйства и аквакультуры. Распоряжение включало в себя проект такого Соглашения, в соответствии с которым предусматривалось, что Соглашение направлено на установление и укрепление взаимодействия России и ЮАР в области управления и рационального использования водных биоресурсов, подготовки кадров для рыбной отрасли, научно-технических исследований в сфере рыболовства и аквакультуры. Кроме того, документ подразумевал обмен опытом в сфере переработки и реализации рыбной продукции, развитие сопутствующих рыболовству видов производственной деятельности, обмен информацией в области маркетинга и реализации морепродуктов на внутренних рынках, а также содействие бизнес-сообществу двух государств при реализации совместных проектов. Предполагалось, что для обеспечения выполнения положений Соглашения будет создан Российско-Южноафриканский комитет по морскому рыболовству и аквакультуре. Ожидалось, что развитие отношений России и ЮАР откроет перспективы для расширения районов промысла российских рыбаков. Однако указанное Соглашение по сей день не заключено.

Что касается возможностей для сотрудничества России и ЮАР на многостороннем уровне, то оно возможно в рамках ФАО, АНТКОМ, ИККАТ, МКК.

 

Заключение

Проведенный анализ позволяет заключить, что в настоящее время тесное сотрудничество с государствами-участниками БРИКС в области рыбного хозяйства у Российской Федерации сложилось только с Китаем, где действует широкая правовая основа такого взаимодействия. На постоянной ежегодной основе функционирует Смешанная Российско-Китайская комиссия по сотрудничеству в области рыбного хозяйства, кроме того, Китай осуществляет добычу в исключительной экономической зоне Российской Федерации в рамках заключенного двустороннего соглашения.

Как представляется, в условиях развития дальнейшей интеграции в рамках БРИКС и изменившихся векторов внешней политики нашей страны, следует продумать вопрос о целесообразности заключения двусторонних соглашений о сотрудничестве в области рыбного хозяйства с Бразилией, Индией и ЮАР. Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.), одним из приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации является укрепление потенциала и повышение международной роли межгосударственного объединения БРИКС, а также активизация сотрудничества во всех сферах с союзниками и партнерами России. Думается, что развитие сотрудничества с государствами-участниками БРИКС в области рыбного хозяйства отвечает указанным приоритетным направлениям.

Помимо традиционных областей сотрудничества, в двусторонние договоры с Бразилией, Индией и ЮАР можно было бы включить также три важных направления: взаимодействие в области технологий и инноваций в аквакультуре (в данном вопросе основными партнерами для Российской Федерации могут быть Китай и Индия, где объемы аквакультуры и технологии находятся на высоком уровне), содействие торговле и инвестициям, а также расширение информационного обмена. Данные предложения полностью корреспондируются с изложенными в действующей редакции Стратегии экономического партнерства БРИКС приоритетными областям сотрудничества (раздел II.4 Сотрудничество в сфере сельского хозяйства).

Список литературы

1. Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К. Правовая природа международных интеграционных объединений // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 455. С. 199-207.

2. History of BRICS // http://infobrics.org/page/history-of-brics/ (accessed: 15.08.2023), (дата обращения: 16/08/2023).

3. Роль и перспективы БРИКС в формирующемся миропорядке // https://www.wto.ru/our-blog/rol-i-perspektivy-briks-v-formiruyushchemsya-miroporyadke/ (дата обращения: 16/08/2023).

4. Растянникова Е.В. Роль рыбного хозяйства в странах БРИКС и его место в мировой экономике // Восточная аналитика. 2015. Выпуск 1. С. 33-45.

5. Состояние мирового рыболовства и аквакультуры 2022. На пути к «голубой» трансформации. - ФАO. Рим. 2022. 236 с.

6. National Aquaculture Sector Overview. Brazil // https://www.fao.org/fishery/en/countrysector/br/en?lang=en (accessed: 20.08.2023).

7. Россия и Бразилия будут развивать «рыбные» связи // https://fish.gov.ru/obzor-smi/2015/09/15/rossiya-i-braziliya-budut-razvivat-rybnye-svyazi/ (дата обращения: 20/08.2023).

8. Fishery and Aquaculture Country Profiles. India // https://www.fao.org/fishery/en/facp/ind?lang=en (accessed: 22.08.2023).

9. Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К. Правовые основы рыболовной политики Российской Федерации на международной арене// Рыбное хозяйство. 2019 №6. С. 26-30.

10. Арктика. Предложения к дорожной карте международного сотрудничества / А. В. Загорский, Д.К. Бекяшев, А.И. Глубоков, П.В. Саваськов, Е.Н. Хмелева; гл. ред. И. С. Иванов. М.: 2012. 40 с.

11. National Aquaculture Sector Overview. South Africa // https://www.fao.org/fishery/ru/countrysector/za/en?lang=en (accessed: 20.08.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?