Coastal fisheries of the Arctic region: proposals for reorganization
Abstract and keywords
Abstract (English):
The socio-economic importance of coastal fishing in the development of the economy and social sphere of the Murmansk region is shown. Proposals have been developed to improve the functioning of coastal fisheries by transferring part of the regulatory powers to the regional level. To improve the socio-economic efficiency of the coastal fishery, the need to create a wholesale distribution center is substantiated.

Keywords:
Murmansk region, coastal fisheries, regulatory framework, proposals for improvement
Text
Publication text (PDF): Read Download

Мурманская область была и остается одним из крупных хозяйствующих субъектов Российской Федерации, развивающих океаническое (промышленное) и прибрежное рыболовство, а также и перерабатывающие производства на берегу. В их основе лежит, прежде всего, добыча рыбы и морепродуктов, осуществляемая как в режиме прибрежного рыболовства в Белом и Баренцевом морях, так и в дальних районах Мирового океана.

В недалёком прошлом рыбная промышленность была градообразующей в г. Мурманск. В настоящее время социально-экономическое значение рыбопромышленного комплекса также является значимым как для области, так и для страны.

По мнению мурманской рыбацкой общественности, обеспечение северян свежей и охлажденной рыбой, а береговых перерабатывающих предприятий – охлаждённым сырьём для производства доступных и демократичных по цене пищевых рыботоваров первой необходимости, должно стать краеугольным камнем и главной составляющей рыбохозяйственной политики органов региональной исполнительной и законодательной власти на местах, а также и федеральных структур, расположенных в регионе. Обозначенный вид деятельности активно и реально влияет на уровень качества жизни людей на приморских территориях Российской Федерации, особенно заполярных.

В условиях, когда основная часть добывающих судов океанического рыболовства уже много лет практикует не заходить в порты Мурманска, прибрежное рыболовство сохраняет городу звание рыбацкой столицы Арктики, а также осуществляет на практике социально-экономические цели и задачи, поставленные Президентом Российской Федерации на заседании Президиума Госсовета по развитию рыбной отрасли 19 октября 2015 года.

Рыбаки прибрежья, береговые переработчики рыбного сырья предельно реалистично смотрят на обстановку в стране и в Арктическом регионе. С учётом этого и в меру своих возможностей, помогают Правительству области развивать различные формы рыночной торговли рыбой, обеспечивая таким образом население Северо-Западного округа рыбной продукцией по доступным сниженным ценам. Данное мероприятие прогрессивно и в полной мере влияет на продуктовую базу здорового питания людей, благоприятно сказывается на их жизнеобеспечении на Севере. Значительное влияние прибрежное рыболовство оказывает на занятость населения, в том числе на побережье, а также на городской бюджет столицы области.

Так, за период с 2009 по 2020 год судами предприятий – членов-участников некоммерческой организации «Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана», (НО АПРФХМ), добыто порядка 123 тыс. т трески и пикши, а также незначительное количество прилова. Из них изготовлено и доставлено на Мурманский берег свыше 85 тыс. т указанной рыбы в охлажденном разделанном виде. При средней отпускной цене в 140 руб. за 1 кг стоимость продукции составила, примерно, 11 млрд 900 млн рублей. Вся эта денежная масса задействована в экономике области. Дополнительно образовано на постоянной основе около 1000 рабочих мест. Гарантированы рабочие места портовикам, рыбопереработчикам, судоремонтникам и другим специалистам, обслуживающим флот. Добавленная стоимость, при изготовлении на береговых предприятиях продукции глубокой переработки из поставленного прибрежным флотом сырья, используется в экономике региона.[1]

В то же время многолетняя практика функционирования прибрежного рыбохозяйственного комплекса свидетельствует о недостатках нормативно-правового поля, необходимого для полноценной деятельности данной отрасли хозяйства, в частности, об отсутствии эффективного механизма управления ею из федерального центра.

Прибрежное рыболовство – это, своего рода, локомотив социально-ориентированного промышленного производства по переработке рыбного сырья на берегу, идущий в авангарде рыбодобытчиков и поставляющий пищевую продукцию и рыбное сырьё в охлажденном виде с Белого и Баренцева морей, с рек и озер водных акваторий Мурманской области на отечественный берег, прежде всего, мурманский. Результативность работы прибрежных промысловых компаний в море, рыболовных артелей на внутренних водоемах области, береговых перерабатывающих предприятий и обслуживающих предприятий сферы услуг и работ снижается и сдерживается несовершенством законодательства. Речь идет об отсутствии у региональных властей рычагов для оперативного вмешательства и разрешения на местах регулярно возникающих системно-образующих рабочих издержек, а у федеральных органов отсутствуют необходимые знания условий и особенностей регионов для разблокирования той или иной насущной проблемы, в силу их удалённости от мест производства. На урегулирование и согласование неотложных вопросов с вышестоящими инстанциями уходит много времени. Результаты промысла при этом минимизируются, сводятся почти к нулевому показателю. Уменьшается количество выпущенной продукции и страдает ее качество. Появляется социальная напряженность в трудовых коллективах.

Необходимо отметить, что такой расклад дел в большой степени порой образуется из-за управляемости данным хозяйством без учета государственного стратегического подхода к нему на месте.

Как следствие, товарный оборот рыбы, логистика ее продвижения, работа контролирующих, надзирательных и иных задействованных органов сопровождаются конфликтными ситуациями, возникающими, как правило, по причине ничтожности или не проработанности спущенных сверху законов и подзаконных актов, обуславливающих указанный вид деятельности. У предприятий возникают материальные и производственные неувязки, на почве которых возникает ненормальная морально-психологическая обстановка, влекущая за собой вышеуказанную напряженность. Так, вследствие допущенной на федеральном уровне известной законодательной ошибки касательно первичной обработки рыбы на борту рыбопромысловых судов, хозяйствующие субъекты в течение 1,5 лет не могли отправлять суда на промысел без риска быть оштрафованными на крупные суммы. В это время Государственная Дума решала вопрос в каком виде прибрежным рыбакам доставлять рыбу на берег. В результате длительной неопределённости шесть добывающих предприятий прекратили свою работу в режиме прибрежного рыболовства и перешли на щадящий, по их меркам, вид лова – промышленный, а прибрежное рыболовство Северного рыбохозяйственного бассейна в 2020-2021 годах не доловило порядка 15514,618 т только тресковых видов рыб. Береговые рыбные фабрики недополучили 84385,444 т качественного охлажденного рыбного полуфабриката, общая стоимость которого составила бы для добывающих прибрежных предприятий 2167031715 рублей. Перерабатывающие предприятия понесли потери, вследствие уменьшения объёмов товарной продукции и добавленной стоимости. Значительно упали прямые поставки свежей и охлажденной рыбы в торговые сети по схеме: борт судна – прилавок – население. Возникли сбои в работе социальной региональной программы «Наша рыба». Затормозились выезды по области рыбных ярмарок выходного дня. Всё это вызвало неудовлетворенность населения, с далеко идущими для области отрицательными последствиями.

В научных источниках существуют различные данные о величинах мультипликативного экономического эффекта, от заходящих в порт промысловых судов для выгрузки рыбной продукции, ремонта и приобретения других услуг. Так, согласно «Программе восстановления и стабилизации рыбохозяйственного комплекса Мурманской области», выполненной в 1996 г. группой специалистов рыбной отрасли Мурманской области, мультипликатор на 1 т, поставленной в порт трески и пикши, мог составить [1]:

а) по объему реализации товаров и услуг – 2,75;

б) по объему поступлений в бюджет и внебюджетные фонды – 1,9;

в) по увеличению рабочих мест – 4,7.

Кроме того, мультипликативный эффект может быть получен в судоремонтном производстве. По данным НО «Союз судоремонтных предприятий», затраты на судоремонт, заходящих в российские порты, судов в среднем составляют около 10% от стоимости реализованной продукции судна.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Эта конституционная норма позволяет улучшить управление прибрежным рыболовством путём передачи регионам части регулирующих полномочий, что позволит Правительству Мурманской области:

- обеспечить использование государственных ресурсов в роли одного из превалирующих факторов для общего развития области и в целом северо-западной части Арктики России;

- в освоении на прибрежных промыслах всех, выделяемых Мурманской области, квот на вылов водных биоресурсов, в том числе и нетрадиционных, малоиспользуемых;

- в увеличении поставок населению и береговым рыбным фабрикам качественной свежей и охлажденной рыбной продукции и сырья;

- в соблюдении баланса интересов государства и бизнеса;

- в улучшении торговли рыбой по сниженным ценам;

- в обеспечении рабочей силой береговых рыбоперерабатывающих предприятий и, связанных с ними, производств за счет местного населения;

- в улучшении качества питания и укрепления здоровья населения;

- в создании нормального морально-психологического климата среди рыбаков и рыбообработчиков;

- в улучшении социально-экономической обстановки в регионе.

Расчёты ИЭП КНЦ РАН[2] показывают, что при всем этом возрастет налоговая отдача и будет решена главная социальная задача правильного назначения и эффективного использования природных водных биологических ресурсов Баренцева и Белого морей [2].

Оперативное регулирование на региональном уровне прибрежного рыболовного и берегового перерабатывающего комплекса, а также и обслуживающих их организаций, будет разумно стимулироваться и осуществляться на местах без оглядки на федеральный центр, что обязательно отразится на настроении людей и их работоспособности.

Мурманская область на достаточном уровне обеспечена и насыщена населением и специалистами, береговыми портовыми сооружениями, соответствующей рыбной инфраструктурой, сопутствующими производствами, а также – удобно и близко расположена на побережьях одновременно Белого и Баренцева морей.

На основе вышеизложенного, рыбопромышленники прибрежного добывающего и берегового перерабатывающего сообщества Мурманской области и учёные ИЭП КНЦ РАН предлагают законодательной и исполнительной властям Мурманской области:

- выступить инициаторами возобновления (продолжения) работы с Федеральными органами власти по перераспределению необходимой части полномочий по управлению прибрежным рыбопромышленным комплексом от Центра – региону.

- Правительству Мурманской области, с привлечением прибрежной рыбацкой общественности, разработать и внести в областной парламент проект регионального Закона «О прибрежной рыбохозяйственной деятельности на территории Мурманской области».

Полномочия, передаваемые на регион, по мнению большинства участников прибрежного рыбохозяйственного комплекса, должны быть наполнены содержанием, обеспечивающим управление:

● добычей водных биологических ресурсов в морских районах в режиме прибрежного рыболовства и дальнейшей их переработкой;

● судоремонтом, иными профильными работами и услугам, связанным с прибрежной рыбохозяйственной деятельностью;

● в разрешении конфликтных и проблемных вопросов с надзорными, контролирующими и иными органами власти на местах.

Учитывая факт, что в режиме прибрежного рыболовства ведут промысел только предприятия Мурманской области и всего лишь одно предприятие от Республики Карелия, инициировать выход на соответствующие федеральные инстанции с предложением об утверждении города-порта Мурманск Центром управления прибрежным рыбохозяйственным комплексом в зоне ответственности Северного рыбохозяйственного бассейна.

В целях реализации безотходного производства на берегу, создать на территории областного центра универсальное предприятие по переработке рыбных и других биологические отходов, применяя принцип государственно-частного стратегического партнерства. Вырабатываемая на предприятии продукция (рыбная мука, рыбий жир пищевые добавки и другие) пользуются спросом на внешнем и внутреннем рынках в качестве компонентов комбикормов, ветеринарных препаратов и других целей. Их наличие даст импульс для возрождения в области зверового пушного хозяйства и ветеринарной промышленности; будет толчком к развитию экспортной составляющей региона; улучшит кормовую базу сельского хозяйства области; покажет пример рачительного использования ВБР; исключит экологические катаклизмы в регионе.

В рамках регионального проекта «Новый Мурманск», на базе полученного опыта уже внедренной областной программы «Наша рыба», в первоочередном порядке актуализировать работу по организации строительства на территории Мурманской области, с применением современных методов торговой логистики, универсального оптово-розничного распределительного Центра. Создание такого предприятия будет содействовать ликвидации посреднического звена в реализации рыбной продукции, что позволит снизить розничные цены.

Поскольку в Мурманске намечено строительство оптово-розничного рынка «Нептунея», то он, по нашему мнению, может выполнять и функции Распределительного центра. Этот проект реально может войти отдельной локацией в проект «Новый Мурманск», который поддержан на федеральном уровне.

Для обеспечения ритмичности поставок качественной охлаждённой рыбной продукции торговым сетям и сырья для перерабатывающих предприятий, проработать вопрос о создании в правовом поле отдельного муниципального (профильного) специализированного транспортно-промыслового прибрежного флота, частично подчиненного, на определенных стратегических условиях, муниципалитету или правительству Мурманской области. По нашему мнению, такой флот можно организовать в рамках государственно-частного партнерства на базе муниципалитета или области с привлечением, на первых порах, прибрежных судов ныне действующих предприятий прибрежных промыслов.

Для стимулирования увеличения масштабов прибрежного рыболовства и в целях снижения цен, на поставляемую судами, рыбную продукцию рекомендуется не взимать с участников промысла плату за представляемые промысловые квоты биоресурсов. Важна также поддержка предприятий прибрежного комплекса в виде субсидий из бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

Для уточнения целей и задач, а также для придания импульса в функционировании прибрежного рыбохозяйственного комплекса целесообразно провести научно-практическую конференцию под эгидой регионального Правительства и областной Думы.

Предлагаемые мероприятия по развитию прибрежного рыболовства и береговой переработки рыбы, пополнят бюджеты всех уровней, положительно отразятся на благосостоянии северян, поднимут имидж рыбацкой столицы Заполярья, Центра Северо-Западной части зоны Арктики России. При определенных условиях они могут войти в историю как лучшие практики грамотного и эффективного использования государственного стратегического ресурса. В перспективе могут стать пригодными для масштабирования их в стране.

Приведенные в статье, предложения по развитию арктического прибрежного рыбохозяйственного комплекса направлены на обеспечение продовольственной безопасности в Северо-Западном регионе. Они продиктованы сегодняшней ситуацией в стране, предусматривающей обновление основных производственных фондов Арктической зоны Российской Федерации, в соответствие с задачами, поставленными Президентом страны В.В.Путиным и Правительством РФ в соответствующих федеральных и региональных документах [3; 4; 5].

 

 

[1] Евенко А.А. Записка некоммерческой организации «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» «О профильных вызовах прибрежного рыбодобывающего сообщества Мурманской области по дальнейшему обеспечению на ее территории продовольственной безопасности» (направлена в Правительство Мурманской области 04 апреля 2022 года, исх. №04\04\01).

 

[2] Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина – обособленное подразделение Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской Академии наук»

References

1. Vasiliev A.M. Theoretical foundations of improving the efficiency of the fishing industry in the European North. - Apatity: Publishing House of the Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2004. - 147 p.

2. Scientific and applied foundations of the state policy of the functioning of the resource and raw materials economy on the shelf and in the coastal zone of the Russian Arctic in the context of globalization: research report (concluded): 0234-2014-0006 / Institute of Economic Problems of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences; scientific hands. Vasiliev A.M.; executive director: Vasiliev A.M., Kuranov Yu.F., Fadeev A.M. [et al.]. - Apatity, 2017. -123 p.

3. Meeting on the development of the Arctic zone on April 13, 2022 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68188 (accessed 25.04.2022).

4. Decree of the President of the Russian Federation dated October 26, 2020 No. 645 "On the Strategy for the development of the Arctic zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period up to 2035" // SZ RF. - 2020. - No. 44. - P. 6970.

5. Decree of the Government of the Russian Federation of March 30, 2021 N 484 "On approval of the state program of the Russian Federation "Socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation" // SZ RF. - 2021. - No. 14. - P. 2352.

Login or Create
* Forgot password?