Прибрежное рыболовство Арктического региона: предложения по реорганизации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Показано социально-экономическое значение прибрежного рыболовства в развитии экономики и социальной сферы Мурманской области. Разработаны предложения по улучшению функционирования прибрежного рыболовства путём передачи части регулирующих полномочий на региональный уровень. Для повышения социально-экономической эффективности прибрежного промысла обоснована необходимость создания оптово-распределительного центра.

Ключевые слова:
Мурманская область, прибрежное рыболовство, нормативно-правовая база, предложения по совершенствованию
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Мурманская область была и остается одним из крупных хозяйствующих субъектов Российской Федерации, развивающих океаническое (промышленное) и прибрежное рыболовство, а также и перерабатывающие производства на берегу. В их основе лежит, прежде всего, добыча рыбы и морепродуктов, осуществляемая как в режиме прибрежного рыболовства в Белом и Баренцевом морях, так и в дальних районах Мирового океана.

В недалёком прошлом рыбная промышленность была градообразующей в г. Мурманск. В настоящее время социально-экономическое значение рыбопромышленного комплекса также является значимым как для области, так и для страны.

По мнению мурманской рыбацкой общественности, обеспечение северян свежей и охлажденной рыбой, а береговых перерабатывающих предприятий – охлаждённым сырьём для производства доступных и демократичных по цене пищевых рыботоваров первой необходимости, должно стать краеугольным камнем и главной составляющей рыбохозяйственной политики органов региональной исполнительной и законодательной власти на местах, а также и федеральных структур, расположенных в регионе. Обозначенный вид деятельности активно и реально влияет на уровень качества жизни людей на приморских территориях Российской Федерации, особенно заполярных.

В условиях, когда основная часть добывающих судов океанического рыболовства уже много лет практикует не заходить в порты Мурманска, прибрежное рыболовство сохраняет городу звание рыбацкой столицы Арктики, а также осуществляет на практике социально-экономические цели и задачи, поставленные Президентом Российской Федерации на заседании Президиума Госсовета по развитию рыбной отрасли 19 октября 2015 года.

Рыбаки прибрежья, береговые переработчики рыбного сырья предельно реалистично смотрят на обстановку в стране и в Арктическом регионе. С учётом этого и в меру своих возможностей, помогают Правительству области развивать различные формы рыночной торговли рыбой, обеспечивая таким образом население Северо-Западного округа рыбной продукцией по доступным сниженным ценам. Данное мероприятие прогрессивно и в полной мере влияет на продуктовую базу здорового питания людей, благоприятно сказывается на их жизнеобеспечении на Севере. Значительное влияние прибрежное рыболовство оказывает на занятость населения, в том числе на побережье, а также на городской бюджет столицы области.

Так, за период с 2009 по 2020 год судами предприятий – членов-участников некоммерческой организации «Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана», (НО АПРФХМ), добыто порядка 123 тыс. т трески и пикши, а также незначительное количество прилова. Из них изготовлено и доставлено на Мурманский берег свыше 85 тыс. т указанной рыбы в охлажденном разделанном виде. При средней отпускной цене в 140 руб. за 1 кг стоимость продукции составила, примерно, 11 млрд 900 млн рублей. Вся эта денежная масса задействована в экономике области. Дополнительно образовано на постоянной основе около 1000 рабочих мест. Гарантированы рабочие места портовикам, рыбопереработчикам, судоремонтникам и другим специалистам, обслуживающим флот. Добавленная стоимость, при изготовлении на береговых предприятиях продукции глубокой переработки из поставленного прибрежным флотом сырья, используется в экономике региона.[1]

В то же время многолетняя практика функционирования прибрежного рыбохозяйственного комплекса свидетельствует о недостатках нормативно-правового поля, необходимого для полноценной деятельности данной отрасли хозяйства, в частности, об отсутствии эффективного механизма управления ею из федерального центра.

Прибрежное рыболовство – это, своего рода, локомотив социально-ориентированного промышленного производства по переработке рыбного сырья на берегу, идущий в авангарде рыбодобытчиков и поставляющий пищевую продукцию и рыбное сырьё в охлажденном виде с Белого и Баренцева морей, с рек и озер водных акваторий Мурманской области на отечественный берег, прежде всего, мурманский. Результативность работы прибрежных промысловых компаний в море, рыболовных артелей на внутренних водоемах области, береговых перерабатывающих предприятий и обслуживающих предприятий сферы услуг и работ снижается и сдерживается несовершенством законодательства. Речь идет об отсутствии у региональных властей рычагов для оперативного вмешательства и разрешения на местах регулярно возникающих системно-образующих рабочих издержек, а у федеральных органов отсутствуют необходимые знания условий и особенностей регионов для разблокирования той или иной насущной проблемы, в силу их удалённости от мест производства. На урегулирование и согласование неотложных вопросов с вышестоящими инстанциями уходит много времени. Результаты промысла при этом минимизируются, сводятся почти к нулевому показателю. Уменьшается количество выпущенной продукции и страдает ее качество. Появляется социальная напряженность в трудовых коллективах.

Необходимо отметить, что такой расклад дел в большой степени порой образуется из-за управляемости данным хозяйством без учета государственного стратегического подхода к нему на месте.

Как следствие, товарный оборот рыбы, логистика ее продвижения, работа контролирующих, надзирательных и иных задействованных органов сопровождаются конфликтными ситуациями, возникающими, как правило, по причине ничтожности или не проработанности спущенных сверху законов и подзаконных актов, обуславливающих указанный вид деятельности. У предприятий возникают материальные и производственные неувязки, на почве которых возникает ненормальная морально-психологическая обстановка, влекущая за собой вышеуказанную напряженность. Так, вследствие допущенной на федеральном уровне известной законодательной ошибки касательно первичной обработки рыбы на борту рыбопромысловых судов, хозяйствующие субъекты в течение 1,5 лет не могли отправлять суда на промысел без риска быть оштрафованными на крупные суммы. В это время Государственная Дума решала вопрос в каком виде прибрежным рыбакам доставлять рыбу на берег. В результате длительной неопределённости шесть добывающих предприятий прекратили свою работу в режиме прибрежного рыболовства и перешли на щадящий, по их меркам, вид лова – промышленный, а прибрежное рыболовство Северного рыбохозяйственного бассейна в 2020-2021 годах не доловило порядка 15514,618 т только тресковых видов рыб. Береговые рыбные фабрики недополучили 84385,444 т качественного охлажденного рыбного полуфабриката, общая стоимость которого составила бы для добывающих прибрежных предприятий 2167031715 рублей. Перерабатывающие предприятия понесли потери, вследствие уменьшения объёмов товарной продукции и добавленной стоимости. Значительно упали прямые поставки свежей и охлажденной рыбы в торговые сети по схеме: борт судна – прилавок – население. Возникли сбои в работе социальной региональной программы «Наша рыба». Затормозились выезды по области рыбных ярмарок выходного дня. Всё это вызвало неудовлетворенность населения, с далеко идущими для области отрицательными последствиями.

В научных источниках существуют различные данные о величинах мультипликативного экономического эффекта, от заходящих в порт промысловых судов для выгрузки рыбной продукции, ремонта и приобретения других услуг. Так, согласно «Программе восстановления и стабилизации рыбохозяйственного комплекса Мурманской области», выполненной в 1996 г. группой специалистов рыбной отрасли Мурманской области, мультипликатор на 1 т, поставленной в порт трески и пикши, мог составить [1]:

а) по объему реализации товаров и услуг – 2,75;

б) по объему поступлений в бюджет и внебюджетные фонды – 1,9;

в) по увеличению рабочих мест – 4,7.

Кроме того, мультипликативный эффект может быть получен в судоремонтном производстве. По данным НО «Союз судоремонтных предприятий», затраты на судоремонт, заходящих в российские порты, судов в среднем составляют около 10% от стоимости реализованной продукции судна.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Эта конституционная норма позволяет улучшить управление прибрежным рыболовством путём передачи регионам части регулирующих полномочий, что позволит Правительству Мурманской области:

- обеспечить использование государственных ресурсов в роли одного из превалирующих факторов для общего развития области и в целом северо-западной части Арктики России;

- в освоении на прибрежных промыслах всех, выделяемых Мурманской области, квот на вылов водных биоресурсов, в том числе и нетрадиционных, малоиспользуемых;

- в увеличении поставок населению и береговым рыбным фабрикам качественной свежей и охлажденной рыбной продукции и сырья;

- в соблюдении баланса интересов государства и бизнеса;

- в улучшении торговли рыбой по сниженным ценам;

- в обеспечении рабочей силой береговых рыбоперерабатывающих предприятий и, связанных с ними, производств за счет местного населения;

- в улучшении качества питания и укрепления здоровья населения;

- в создании нормального морально-психологического климата среди рыбаков и рыбообработчиков;

- в улучшении социально-экономической обстановки в регионе.

Расчёты ИЭП КНЦ РАН[2] показывают, что при всем этом возрастет налоговая отдача и будет решена главная социальная задача правильного назначения и эффективного использования природных водных биологических ресурсов Баренцева и Белого морей [2].

Оперативное регулирование на региональном уровне прибрежного рыболовного и берегового перерабатывающего комплекса, а также и обслуживающих их организаций, будет разумно стимулироваться и осуществляться на местах без оглядки на федеральный центр, что обязательно отразится на настроении людей и их работоспособности.

Мурманская область на достаточном уровне обеспечена и насыщена населением и специалистами, береговыми портовыми сооружениями, соответствующей рыбной инфраструктурой, сопутствующими производствами, а также – удобно и близко расположена на побережьях одновременно Белого и Баренцева морей.

На основе вышеизложенного, рыбопромышленники прибрежного добывающего и берегового перерабатывающего сообщества Мурманской области и учёные ИЭП КНЦ РАН предлагают законодательной и исполнительной властям Мурманской области:

- выступить инициаторами возобновления (продолжения) работы с Федеральными органами власти по перераспределению необходимой части полномочий по управлению прибрежным рыбопромышленным комплексом от Центра – региону.

- Правительству Мурманской области, с привлечением прибрежной рыбацкой общественности, разработать и внести в областной парламент проект регионального Закона «О прибрежной рыбохозяйственной деятельности на территории Мурманской области».

Полномочия, передаваемые на регион, по мнению большинства участников прибрежного рыбохозяйственного комплекса, должны быть наполнены содержанием, обеспечивающим управление:

● добычей водных биологических ресурсов в морских районах в режиме прибрежного рыболовства и дальнейшей их переработкой;

● судоремонтом, иными профильными работами и услугам, связанным с прибрежной рыбохозяйственной деятельностью;

● в разрешении конфликтных и проблемных вопросов с надзорными, контролирующими и иными органами власти на местах.

Учитывая факт, что в режиме прибрежного рыболовства ведут промысел только предприятия Мурманской области и всего лишь одно предприятие от Республики Карелия, инициировать выход на соответствующие федеральные инстанции с предложением об утверждении города-порта Мурманск Центром управления прибрежным рыбохозяйственным комплексом в зоне ответственности Северного рыбохозяйственного бассейна.

В целях реализации безотходного производства на берегу, создать на территории областного центра универсальное предприятие по переработке рыбных и других биологические отходов, применяя принцип государственно-частного стратегического партнерства. Вырабатываемая на предприятии продукция (рыбная мука, рыбий жир пищевые добавки и другие) пользуются спросом на внешнем и внутреннем рынках в качестве компонентов комбикормов, ветеринарных препаратов и других целей. Их наличие даст импульс для возрождения в области зверового пушного хозяйства и ветеринарной промышленности; будет толчком к развитию экспортной составляющей региона; улучшит кормовую базу сельского хозяйства области; покажет пример рачительного использования ВБР; исключит экологические катаклизмы в регионе.

В рамках регионального проекта «Новый Мурманск», на базе полученного опыта уже внедренной областной программы «Наша рыба», в первоочередном порядке актуализировать работу по организации строительства на территории Мурманской области, с применением современных методов торговой логистики, универсального оптово-розничного распределительного Центра. Создание такого предприятия будет содействовать ликвидации посреднического звена в реализации рыбной продукции, что позволит снизить розничные цены.

Поскольку в Мурманске намечено строительство оптово-розничного рынка «Нептунея», то он, по нашему мнению, может выполнять и функции Распределительного центра. Этот проект реально может войти отдельной локацией в проект «Новый Мурманск», который поддержан на федеральном уровне.

Для обеспечения ритмичности поставок качественной охлаждённой рыбной продукции торговым сетям и сырья для перерабатывающих предприятий, проработать вопрос о создании в правовом поле отдельного муниципального (профильного) специализированного транспортно-промыслового прибрежного флота, частично подчиненного, на определенных стратегических условиях, муниципалитету или правительству Мурманской области. По нашему мнению, такой флот можно организовать в рамках государственно-частного партнерства на базе муниципалитета или области с привлечением, на первых порах, прибрежных судов ныне действующих предприятий прибрежных промыслов.

Для стимулирования увеличения масштабов прибрежного рыболовства и в целях снижения цен, на поставляемую судами, рыбную продукцию рекомендуется не взимать с участников промысла плату за представляемые промысловые квоты биоресурсов. Важна также поддержка предприятий прибрежного комплекса в виде субсидий из бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

Для уточнения целей и задач, а также для придания импульса в функционировании прибрежного рыбохозяйственного комплекса целесообразно провести научно-практическую конференцию под эгидой регионального Правительства и областной Думы.

Предлагаемые мероприятия по развитию прибрежного рыболовства и береговой переработки рыбы, пополнят бюджеты всех уровней, положительно отразятся на благосостоянии северян, поднимут имидж рыбацкой столицы Заполярья, Центра Северо-Западной части зоны Арктики России. При определенных условиях они могут войти в историю как лучшие практики грамотного и эффективного использования государственного стратегического ресурса. В перспективе могут стать пригодными для масштабирования их в стране.

Приведенные в статье, предложения по развитию арктического прибрежного рыбохозяйственного комплекса направлены на обеспечение продовольственной безопасности в Северо-Западном регионе. Они продиктованы сегодняшней ситуацией в стране, предусматривающей обновление основных производственных фондов Арктической зоны Российской Федерации, в соответствие с задачами, поставленными Президентом страны В.В.Путиным и Правительством РФ в соответствующих федеральных и региональных документах [3; 4; 5].

 

 

[1] Евенко А.А. Записка некоммерческой организации «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» «О профильных вызовах прибрежного рыбодобывающего сообщества Мурманской области по дальнейшему обеспечению на ее территории продовольственной безопасности» (направлена в Правительство Мурманской области 04 апреля 2022 года, исх. №04\04\01).

 

[2] Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина – обособленное подразделение Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской Академии наук»

Список литературы

1. Васильев А.М. Теоретические основы повышения эффективности функционирования рыбной отрасли на Европейском Севере. - Апатиты: Изд-во Кол. науч. центра РАН, 2004. - 147 с.

2. Научные и прикладные основы государственной политики функционирования ресурсно-сырьевой экономики на шельфе и в прибрежной зоне российской Арктики в условиях глобализации: отчет о НИР (заключит.): 0234-2014-0006 / Институт экономических проблем Кольского научного центра Российской Академии наук; науч. рук. Васильев А.М.; отв. исполн.: Васильев А.М., Куранов Ю.Ф., Фадеев А.М. [и др.]. - Апатиты, 2017. -123 с.

3. Совещание по вопросам развития Арктической зоны 13 апреля 2022 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68188 (дата обращения 25.04.2022).

4. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. N 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // СЗ РФ. - 2020. - № 44. - С. 6970.

5. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021 г. N 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2021. - № 14. -С. 2352.

Войти или Создать
* Забыли пароль?