Exchanges of visits of the Ministers of Fisheries of the USSR and Japan and a look at modern fishing Russian-Japanese relations from 2023
Abstract and keywords
Abstract (English):
After 1956, relations between the USSR and Japan in the field of fisheries began to develop rapidly. The ministers of fisheries of the two countries played a huge role in this process. During the existence of the USSR, an extensive legal base for such relations was formed. Modern fishing relations between Russia and Japan are regulated by a contractual basis, formed back in the Soviet period. The paper provides a detailed chronology of Soviet-Japanese fishing relations and the specific participation in this process of the Ministers of Fisheries of the USSR and Japan. An assessment is given of the current state of bilateral relations in the field of fisheries, which are mainly based on the legal legacy of the Soviet period. Painful points of relations, which also got from that time, are noted.

Keywords:
USSR, Japan, fisheries, ministerial visits, negotiations, agreements, "safe fishing".
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Введение

Восстановление межгосударственных отношений между СССР и Японией после Второй мировой войны происходило параллельно с формированием советско-японских отношений в области рыболовства. В какой-то степени рыболовный вопрос стал катализатором новых послевоенных межгосударственных отношений двух стран. 

В 1955-1956 гг. начались переговоры о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений между СССР и Японией.

По результатам переговоров, 19 октября 1956 г. в Москве была подписана «Совместная декларация СССР и Японии», провозгласившая восстановление мира и добрососедских отношений между двумя странами. Также было решено, что одновременно с декларацией вступают в силу, подписанные 14 мая 1956 г., Конвенция о рыболовстве в северо-западной части Тихого океана и Соглашение о сотрудничестве при спасении людей, терпящих бедствие на море.

После окончания Второй мировой войны мир коренным образом изменился не только в Европе. Мир изменился и в Тихом океане. Важные для СССР и Японии вопросы рыболовства необходимо было регулировать на новой основе. Уже на начальном этапе переговоров по этим вопросам в дело включились рыболовные министры с обеих сторон. Их роль в этом процессе была очень велика. Заложенная в 1956-1998 гг. база рыболовных отношений работает с успехом до нашего времени.

Сейчас мир переживает сложный момент. Но и при этом рыболовные отношения между Россией и Японией продолжают работать. Эти отношения «искрят», тормозятся в силу известных обстоятельств, но не останавливаются совсем. Достижение такого состояния было очень непростым. Разобраться, как это происходило, а также оценить внутренние процессы, происходящего в те далекие годы, с точки зрения современной ситуации (перекинуть «мостик понимания» из прошлого в настоящее) и составляет цель излагаемого ниже материала. Сделана попытка рассмотреть роль в этих процессах конкретных людей – руководителей рыбохозяйственных отраслей двух стран.

 

Основные итоги визитов министров рыбного хозяйства СССР в Японию и иных контактов с властями Японии по вопросам рыболовства

Стремясь к полноценному урегулированию отношений после окончания войны, Советское правительство 9 апреля 1956 г. согласилось начать переговоры по рыболовству с Японией. Переговоры проходили в Москве, возглавить их с советской стороны Правительство СССР поручило министру рыбной промышленности СССР А.А. Ишкову. Со стороны Японии 12 апреля 1956 г. вести переговоры было поручено министру сельского и лесного хозяйства[1] И. Коно, тесно связанному с крупнейшими японскими рыбопромышленниками, и послу Японии в Канаде К. Мацудайра.

Конвенция о рыболовстве в открытом море в северо-западной части Тихого океана была подписана 14 мая 1956 г. Она действовала 20 лет, до наступления эпохи 200-мильных зон. Конвенция заложила основы регулирования японского экспедиционного рыболовства в районах, прилегающих к побережью советского Дальнего Востока в Охотском, Беринговом, Японском морях и в северо-западной части Тихого океана (СЗТО). Рыбные ресурсы и особенно лососи, запасы которых происходили из рек Советского Союза на Дальнем Востоке, до вступления в силу Конвенции не были защищены от нерегулируемого японского экспедиционного промысла, и нуждались в охране.

Конвенция 1956 г. решала еще одну очень важную задачу: она создала основы для координации научных исследований, направленных на рациональное использование водных биоресурсов в водах СЗТО.

В соответствии с условиями Конвенции 1956 г., проводились сессии советско-японской рыболовной комиссии (СЯРК), на которых определялись меры регулирования, создающие условия для нормального воспроизводства рыболовных запасов, а также ограничивали объемы лова лососей японскими рыболовными судами в регулируемой зоне рыболовства в пределах «линии Булганина».

Советская сторона последовательно выступала за установление научно обоснованных квот вылова и районов лова, с тем, чтобы обеспечить сохранение и воспроизводство рыболовных ресурсов. Иную позицию занимала Япония. Отражая мнение крупных рыбопромышленных компаний, заинтересованных в получении высоких прибылей от огромных уловов ценных видов водных биоресурсов, японское правительство неизменно стремилось к увеличению квот вылова в СЗТО. Во многих случаях комиссия не могла прийти к соглашению. Переговоры переносились на политический уровень с участием послов, министров и глав правительств [1].

Министр А.А. Ишков, как рыболовный дипломат, сыграл наиболее заметную роль в формировании послевоенных советско-японских рыболовных отношений, современных, своевременных для того времени и отвечавших интересам советского рыболовства. Таков был исторический момент. Хронология событий, связанных с нормализацией советско-японских рыболовных отношений, приведенная в таблице 1, явно свидетельствует, что роль министра А.А. Ишкова была исключительной, как по историческому моменту, так и по вкладу в развитие двусторонних рыболовных отношений. 

Но и его последователи на этом посту – министры рыбного хозяйства СССР В.М. Каменцев и Н.И. Котляр, как рыболовные дипломаты, также успешно отвечали запросам времени. Их совместными усилиями была заложена прочная база советско-японских, а затем российско-японских отношений, которая эффективно работает до настоящего времени. Каждая встреча, каждый визит означали прогресс в обеспечении взаимных интересов СССР и Японии в области рыболовства.

А.А. Ишков уделял большое внимание отношениям СССР с Японией в области рыболовства. Он трезво оценивал успехи японской рыбной промышленности. Все ответственные переговоры с Японией, а это разработка и заключение послевоенных конвенций, соглашений, договоренностей по принципиальным вопросам взаимного промысла, А.А. Ишков вел сам, либо они осуществлялись под его руководством и контролем [2]. Его вклад в развитие советско-японских рыболовных отношений высоко оценен и в Японии [3].

В 1957 г., для решения проблемы нарушения советской границы японскими рыбаками и прекращения арестов японских судов советскими патрульными кораблями, Правительство Японии сделало предложение Советскому Союзу о так называемом «безопасном промысле» японских рыболовных судов в водах южных Курил. Советская Сторона вначале дала понять, что готова положительно рассмотреть эту просьбу. Но в 1958 г. через министра А.А. Ишкова, во время его первого визита в Японию, Японской Стороне было отказано в рассмотрении вопроса «безопасного промысла» на том основании, что правительство Японии было не готово заключить мирный договор с Советским Союзом [4]. С данного момента партнером советского министра на переговорах становится М. Акаги – министр сельского и лесного хозяйства Японии. В последующие годы они еще не раз встретятся за столом переговоров.

Становление советско-японских рыболовных отношений проходило в теснейшей увязке с попытками Японии урегулировать вопрос территориальных претензий в отношении Южных Курил. В этой связи, при проведении переговоров с японцами (не только в 1958 г., но в последующем), А.А. Ишков получал мандат своего правительства на обсуждение и территориального вопроса, разумеется, в рамках определенных ему полномочий. Визит 1958 г. во многом был связан именно с такой постановкой вопроса. Правительство и МИД Японии в конце 1950-х годов рассматривали А.А. Ишкова как проводника правительства СССР, облеченного необходимыми полномочиями для обсуждения, в том числе и территориальных проблем [5]

Так появилась в советско-японских отношениях проблема «безопасного промысла». Решение ее растянулось на долгие десятилетия. Некоторые успехи на данном пути были достигнуты в 1963, 1981 и 1998 годах. Но эти достижения не окончательные и до сих пор подвергаются нападкам, когда между нашими странами усиливаются противоречия [6].

Впервые частичное решение вопроса «безопасного промысла» было достигнуто в 1963 г., когда 10 июня в Москве было подписано Соглашение между Госкомитетом по рыболовству при Совнархозе СССР и Всеяпонской ассоциацией рыбопромышленников о промысле морской капусты у о. Сигнальный (архипелаг Хабомаи). Данное соглашение касалось только части мелких рыбацких хозяйств Хоккайдо, желавших вести рыбный промысел в водах советских южных Курил. Кроме того, из-за крайне жесткой позиции ряда японских политиков по территориальному вопросу, это соглашение было расторгнуто в 1977 г. после введения СССР 200-мильной зоны, которая включала и воды вокруг южных Курил. Новое соглашение по морской капусте было заключено в 1981 г. после продолжительных сложных переговоров [6]. Роль министра А.А. Ишкова в разработке и заключении этого соглашения была очень велика. В этот период решались сложнейшие проблемы в области морепользования с точки зрения морского права, а в 1977 г. произошла «революция» в Мировом океане, когда происходило лавинообразное установление 200-мильных зон. Это кардинально меняло обстановку в международном морском рыболовстве.

Второй визит в Японию А.А. Ишкова состоялся 19-28 июня 1966 года. По его итогам было подписано Коммюнике [4]. В ходе встречи стороны обсудили вопросы промысловых операций в водах, окружающих Южные Курилы, совершенствования действия Соглашения о спасении человеческой жизни на море, вопросы дальнейшего действия Конвенции о рыболовстве в северо-западной части Тихого океана 1956 г., а также вопросы развития научно-технического сотрудничества в области рыболовства.

Был составлен проект соглашения о научно-техническом сотрудничестве в области рыболовства. Текст был предварительно подписан министром А.А. Ишковым и министром сельского и лесного хозяйства Э. Сакатой в присутствии министра иностранных дел Э. Сиины и бывшего министра сельского и лесного хозяйства А. Мунэнори. Данное событие придало научно-техническому сотрудничеству двух стран в области рыболовства более высокий статус. Оно стало самостоятельным направлением сотрудничества в области советско-японских отношений.

Официальное Соглашение [2] было подписано в 1967 г. 24 июля в Москве. Данное Соглашение стало прорывом в отношениях двух стран в области научно-технического сотрудничества. Обмен научными материалами и координация научных исследований был дополнен возможностью прямого общения ученых СССР и Японии на регулярной основе. Начало этому было положено встречей ученых двух стран по сайре на борту советской плавбазы «Павел Чеботнягин» в 1968 г., важность такого сотрудничества подчеркивали и советские ученые, и японские [7]

 

Фото 1. Министр рыбного хозяйства СССР А.А. Ишков с ознакомительным визитом в Японии в июне 1972 г. во время осмотра рыбного порта Кагосима (из архива японского новостного агентства MBC NEWS)

Photo 1. Minister of Fisheries of the USSR A.A. Ishkov on a study visit to Japan in June 1972 during an inspection of the Kagoshima fishing port (from the archive of the Japanese news agency MBC NEWS)

 

Незадолго до введения СССР 200-мильной экономической зоны и Японией 200-мильной рыболовной зоны, при самом деятельном участии министра А.А. Ишкова во время его третьего визита в Японию, 6 июня 1975 г. было подписано Соглашение по ведению рыбопромысловых операций (о предотвращении повреждения орудий лова в водах Японии). Это самое «долгоиграющее» советско-японское соглашение в области рыболовства. Оно действует по настоящее время. Его особое значение состоит в том, что оно обусловило появление постоянных представительств по рыболовству двух стран в Москве и Токио в составе Посольств. Данный аппарат намного облегчил сношения СССР/России и Японии по всему кругу рыболовных и рыбохозяйственных отношений на уровне специалистов профессионалов.

Советско-японское сотрудничество в области рыболовства и, особенно по вопросам научно-технического сотрудничества развивалось, даже после денонсации в 1977 г. рыболовной конвенции 1956 г., вызванной появлением в морском праве положения о 200-мильных морских зонах. Денонсировав конвенцию, СССР, в рамках Временного соглашения 1977 г., [3] определил новые условия рыбного промысла японскими рыболовными судами в своей 200-мильной зоне, которые, в целом, были приняты японской стороной.

Несмотря на сложный характер советско-японских отношений, взаимодействие в области рыболовства не останавливалось. После долгих и трудных переговоров 21 апреля 1978 г., в Москве были подписаны Соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства и Протокол о порядке и условиях ведения промысла лососей в северо-западной части Тихого океана. Это было необходимо для защиты ресурсов лососей советского происхождения от неселективного и плохо контролируемого промысла в водах за пределами национальной юрисдикции – в открытых водах СЗТО.

Об уровне советско-японского сотрудничества в области рыболовства свидетельствовали и визиты в Японию министра рыбного хозяйства СССР В.М. Каменцева[4] (в феврале 1983 г. и ноябре 1985 г.). В ходе визитов проведен обмен мнениями по установлению стабильных и долгосрочных рыболовных отношений между странами, активизации сотрудничества в области рыбного хозяйства, повышению эффективности работы советско-японской комиссии по урегулированию (рыболовных) претензий, связанных с рыболовством, также по вопросу ремонта советских рыболовных судов в портах Японии и другим проблемам в отношениях между обеими странами в этой области.

 

Фото 2. Министр рыбного хозяйства В.М. Каменцев (справа) на встрече с бывшим министром сельского и лесного хозяйства Японии А. Мунэнори (в центре) и председателем Общества по изучению осетровых Японии С. Сайто в Токио в ноябре 1985 года

Photo 2. Minister of Fisheries V.M. Kamentsev (right) at a meeting with former Minister of Agriculture and Forestry of Japan A. Munenori (center) and Chairman of the Society for the Study of Sturgeon of Japan S. Saito in Tokyo in November 1985

 

После визита в Японию министра рыбного хозяйства СССР В.М. Каменцева в апреле 1983 г. сторонами были обозначены три основных направления дальнейшего взаимодействия на перспективу: промысел рыбы в 200-мильных экономических зонах; научно-техническое сотрудничество; совместный советско-японский промысел на коммерческой основе [8]. В тот период рыболовство оставалось самой стабильной сферой советско-японского сотрудничества, менее всего зависящей от внешнеполитической или рыночной конъюнктуры, что было обусловлено высоким спросом на морепродукты в Японии [9].

В ходе переговоров, состоявшихся в Москве в ноябре-декабре 1983 г., японская сторона согласилась разрешить заходы рыболовных судов СССР, ведущих промысел в японской зоне, в порт Онахами на тихоокеанском побережье Японии для снабжения питьевой водой, продуктами питания и для отдыха экипажей. Советская сторона (на основе взаимности) разрешила японским судам, ведущим промысел в советской зоне, использовать в аналогичных целях порт Находка. До этого времени на законодательном уровне заходы иностранных рыболовных судов в порты Японии запрещались, за исключением форс-мажорных обстоятельств.

В период работы В.М. Каменцева на посту министра рыбного хозяйства СССР между Советским Союзом и Японией были заключены два важнейших межправительственных соглашения: Соглашение от 7 декабря 1984 г. между Правительством СССР и Правительством Японии о взаимных отношениях в области рыболовства у побережий обеих стран и Соглашение от 12 мая 1985 г. между Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. О важности данных соглашений говорит то, что они до сих пор являются регуляторами взаимных отношений в области рыболовства. Это касается не только промысловых операций, но и научно-технического сотрудничества.

Последний министр рыбного хозяйства СССР Н.И. Котляр в период пребывания на этом посту побывал в Японии только один раз – в 1989 году. Как министр Н.И. Котляр проработал небольшой срок – с 8 января 1987 г. по 28 августа 1991 г. (в качестве и.о министра до 15 ноября 1991 г.). Для продолжительных зарубежных поездок просто не хватило времени. Тем не менее, визит в Японию состоялся по приглашению Правительства Японии 24-29 июля 1989 года.

Этот визит подтверждал высокий уровень взаимных отношений в области рыболовства. Во-первых, к этому времени действовали три межправительственных долгосрочных соглашения, а также – одно межведомственное. Во-вторых, уровень взаимных квот в водах обеих стран составлял от 182 до 310 тыс. тонн. Степень взаимной заинтересованности СССР и Японии в области рыболовства была высокой. Кроме того, СССР в своей зоне выделял Японии 100 тыс. т рыбы на платной основе.

Квота вылова лососей российского происхождения для японских судов в водах России и Японии составляла в конце 1980-х – начале 1990-х гг. 11000-24500 тонн на компенсационной основе и до 8820 тонн на коммерческой основе в водах России. Быстро развивались совместные предприятия (СП), совместные промыслы, закупки рыбы в море, все это на основе ресурсов зоны СССР. Тут уж японский интерес был более, чем высокий. Данные обстоятельства определяли значимость и содержание визита министра Котляра. Принимал советского министра японский «визави» Хориноути Хисао.

Таков вкратце был характер деятельности министров рыбного хозяйства СССР в отношении Японии. За это время – с момента нормализации послевоенных советско-японских отношений и до появления в мире нового Российского государства, советские министры посетили Японию 8 раз.

 

Основные итоги визитов министров сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии в СССР и иных контактов с властями СССР по вопросам рыболовства

В отличие от СССР, в рассматриваемый период список министров сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии был гораздо многочисленнее, чем список советских министров – 58 фамилий. Некоторые депутаты становились министрами сельского и лесного хозяйства по 5 раз (М. Акаги). Некоторые, после поста министра сельского и лесного хозяйства, становились премьер-министрами (С. Абэ или Ц. Хата) [10]. Также японские министры посещали СССР гораздо чаще – не менее 12 раз. 

Неоднократно министру А.А. Ишкову приходилось решать сложные проблемы двусторонних рыболовных отношений с министром сельского и лесного хозяйства Японии М. Акаги[5], который в 1957 г. впервые вошел в Правительство Японии в качестве министра сельского и лесного хозяйства. Министра М. Акаги ждали японо-советские переговоры по рыболовству с советским министром А.А. Ишковым, известные как «100 дней переговоров по рыболовству».

По сути, это была Первая сессия Советско-Японской рыболовной комиссии (СЯРК). Официальными датами ее проведения, согласно Протоколу этой Комиссии, зафиксированы 15 февраля–6 апреля 1957 года. Сессия проходила в Токио. Однако дополнительные консультации на уровне министров начались ранее и продолжались после сессии. Консультации проходили заочно, при уровне технических средств связи в то время это занимало много дней.

«Переговоры Акаги-Ишкова» (как их называли в Японии) из-за сложности поиска взаимоприемлемого решения неоднократно прерывались. Их итогом стала договоренность об установлении квоты вылова лосося для японских судов на уровне 110000 т, включая открытую часть Охотского моря. Однако к соглашению было добавлено условие о том, что японские суда лососевого промысла не будут выходить на промысел в Охотском море после 1958 года.

Эти переговоры о рыболовстве, включая стремление глубже узнать нашу страну для более эффективного отстаивания интересов японских рыбаков, побудили М. Акаги позже стать председателем Японо-Советской ассоциации дружбы. А на склоне лет М. Акаги был избран президентом Общества по изучению осетровых Японии, которое имело тесные связи с СССР, и в этом качестве он неоднократно посещал Советский Союз и встречался с министром рыбного хозяйства СССР В.М. Каменцевым [11].

В 1965 г. министр сельского, лесного хозяйства Японии М. Акаги сам посетил Советский Союз. В ходе консультаций он представил министру рыбного хозяйства СССР А.А. Ишкову конкретный план «безопасного промысла» японскими рыбаками (так называемый «предварительный план Акаги») в водах вокруг о. Шикотан и архипелага Хабомаи и просил Советскую Сторону рассмотреть это предложение. О предпосылках такого обращения указано выше. «Предварительный план Акаги» включал предложения о получении права лова важных, для мелких японских рыбаков о. Хоккайдо, видов рыб, таких как треска, минтай, камбалы, морская капуста (комбу) и камчатский краб, в водах вокруг островов Шикотан и Хабомаи южной Курильской гряды, с учетом сезона и вида промысла. Достижение Японией этой цели растянулось на десятилетия и происходило в несколько этапов. Также этот визит предназначался для обмена мнениями в основном по вопросам научно-технического сотрудничества в области рыболовства [4].

Обмен мнениями научно-технического характера включал вопросы о методах и техниках рыболовства, методах обработки улова для получения пищевой продукции, развитии рыболовства в открытом море, повышении продуктивности рыболовства, по вопросам управлении рыболовным флотом, обмене экспертами в области рыболовства. Была достигнута договоренность о набросках научно-технического сотрудничества между Советским Союзом и Японией в области рыболовства, включая совместные исследования рыбных ресурсов.

Спустя 10 месяцев письмо министра А.А. Ишкова с предложением о налаживании научно-технического сотрудничества в области рыболовства передал японскому министру П.А. Моисеев, представитель советской стороны на 9-м заседании Советско-Японской комиссии по рыболовству (РЯСК) в Токио 11 марта 1966 года. 

По данному вопросу была достигнута предварительная договоренность между П.А. Моисеевым и Начальником Департамента рыболовства Японии (ДРЯ) Т. Мацуока «о налаживании научно-технического сотрудничества в области рыболовства на основе будущего межправительственного соглашения». 

Важным этапом развития отношений СССР и Японии в области рыболовства стало Подписание в 1973 г. «Совместного заявления Японии и СССР о переговорах по рыболовству». С этой целью министр сельского и лесного хозяйства Ё. Сакураучи посетил Советский Союз и провел переговоры по рыболовству с министром рыбного хозяйства СССР А.А. Ишковым.

 

Таблица 1. Основные даты становления и последующего развития советско-японских рыболовных отношений в послевоенный период

Table 1. The main milestones of the formation and subsequent development of Soviet-Japanese fishing relations in the post-war period

Дата события

Содержание события

12 декабря 1956 г

Вступают в силу Конвенция о рыболовстве в северо-западной части Тихого океана и Соглашение о сотрудничестве при спасении людей, терпящих бедствие на море (подписано 14 мая 1956 г.).

14 февраля-6 апреля 1957 г.

Состоялось первое заседание Советско-Японской комиссии по рыболовству (СЯРК)

27 августа 1958 г.

Визит министра рыбного хозяйства СССР А.А. Ишкова в Японию

10 июня 1963 г.

Подписание соглашения между Госкомитетом по рыболовству при Совнархозе СССР и Всеяпонской ассоциацией рыбопромышленников о промысле морской капусты у о. Сигнальный (Кайгара) (г. Москва).

2-8 мая 1965 г.

Визит министра сельского и лесного хозяйства Японии М. Акаги в СССР.

19-28 июня 1966 г.

Визит Министра рыбного хозяйства СССР А.А. Ишкова в Японию.

24 июля 1967 г.

Подписано Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о научно-техническом сотрудничестве в области рыбного хозяйства (14.7.1967)

11 - 15 октября 1971 г.

Визит министра сельского и лесного  хозяйства Японии М. Акаги в СССР.

6 июня 1972 г.

Рабочий визит Министра рыбного хозяйства СССР А.А. Ишкова в Японию.

19 - 27 октября 1973 г.

Визит министра сельского и лесного хозяйства Японии Ё. Сакураути в СССР. Консультации с министром рыбного хозяйства СССР А.А. Ишковым.

1 августа 1973 г.

Подписание советско-японского соглашения о регулировании китобойного промысла в северной части Тихого океана (в Токио).

2 - 8 июня 1975 г.

Визит министра рыбного хозяйства СССР А.А. Ишкова в Японию.

6 июня 1975 г. подписано Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии по ведению рыбопромысловых операций (о предотвращении повреждения орудий лова в водах Японии)

10 декабря 1976 г.

Издание  Указа Президиума Верховного Совета СССР «О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР».

24 февраля 1977 г.

Совет Министров СССР принял решение о введении в действие 200-мильной зоны, включая воды вокруг Южных Курильских островов.

25 февраля 1977 г.

Опубликовано Постановление Совета Министров СССР «Об утверждении Положения об охране рыбных и других живых ресурсов в прилегающих к побережью СССР морских районах»

25 февраля 1977 г.

Японское правительство сообщило о неприемлемости односторонних мер Советского Союза

28 февраля –

3 марта 1977 г.

Первый визит министра сельского хозяйства Японии Д. Судзуки в Советский Союз

7-16 апреля 1977 г.

Второй визит министра сельского хозяйства Японии Д. Судзуки  в Советский Союз

16-22 апреля 1977 г.

Визит в СССР делегации представителей парламента (по 15 представителей от каждой партии во главе с Ё. Сакураути) по поводу советско-японских переговоров по рыболовству

29 апреля 1977 г.

Советский Союз уведомляет Японию о прекращении действия советско-японского договора о рыболовстве (срок действия договора один год).

2 мая 1977 г.

Парламент Японии принимает два закона о морской политике (о временных мерах в отношении 200-мильной рыболовной зоны и о введении 12-мильной зоны территориального моря)

25-27 мая 1977 г.

Третий визит министра сельского и лесного хозяйства Японии Д. Судзуки в Советский Союз

27 мая 1977 г.

Подписание советско-японского Временного соглашения о рыболовстве (Москва) (вступило в силу 10 июня 1977 г.) (о промысле у побережья СССР).

29 июня 1977 г.

Начало переговоров о временном договоре о рыболовстве между СССР и Японией (в Токио).

28 июля-5 августа 1977 г.

Визит в Японию Министра рыбного хозяйства СССР А.А. Ишкова

4 августа 1977 г.

Подписание советско-японского Временного соглашения о рыболовстве (в Токио) об условиях промысла в водах, прилегающих к побережью Японии.

29 сентября 1977 г.

Начало переговоров между СССР и Японией о долгосрочном соглашении о рыболовстве (в Москве).

16 декабря 1977 г.

Подписание Протокола о продлении действия временных соглашений между Советским Союзом и Японией (Москва).

11-22 апреля 1978 г.

Визит министра сельского, лесного и рыбного хозяйства И. Накагава в СССР.

21 апреля 1978 г.

Подписание Соглашения о сотрудничестве в области рыбного хозяйства и Протокола о порядке и условиях ведения промысла лососей в северо-западной части Тихого океана (о сохранении запасов лососей за пределами 200-мильных зон).

16-22февраля 1983 г.

Визит в Японию Министра рыбного хозяйства СССР В.М. Каменцева

26 июня 1984 г.

СССР объявляет о прекращении советско-японского сотрудничества в области рыболовства.

16-23 сентября 1984 г.

Визит министра сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии С. Ямамура в СССР.

7 декабря 1984 г.

Подписание Советско-Японского межправительственного соглашения о взаимных отношениях

в области рыболовства у побережий обеих стран.

30 января-1 февраля 1985 г.

Визит министра сельского, лесного и рыбного хозяйства М. Сато в СССР.

12 мая 1985 г.

Подписание Соглашения о сотрудничестве в области рыбного хозяйства (Москва, подписали В.М. Каменцев и Я. Катори).

13-19 ноября 1985 г.

Визит в Японию Министра рыбного хозяйства СССР В.М. Каменцева.

8-11 апреля 1986 г.

Визит министра сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии Ц. Хата в СССР.

18-23 июня 1987 г.

Визит министра сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии М. Като в Советский Союз.

24-29 июля 1989 г.

Визит в Японию Министра рыбного хозяйства СССР Н.И. Котляра.

10-15 июня 1991 г.

Визит министра сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии М. Кондо в Советский Союз.

 

В результате этих переговоров министры двух стран договорились о следующем:

1. Заключить долгосрочное соглашение о рыболовстве;

2. Продолжить переговоры по вопросам «безопасного промысла» в ближайшем будущем на основе Советско-Японского Совместного заявления;

3. Определить ожидаемый улов лососей, с учетом вылова в предыдущем 1972 г., и договориться на два года о квоте вылова крабов и трубача японскими судами в водах, прилегающих к побережью СССР в СЗТО.

Также было решено продолжить обсуждение проблемы входа советских патрульных судов при промысле лосося к югу от 45° с.ш. Все это было отражено в Совместном заявлении.

Пик активности работы между министрами рыболовства СССР и Японии пришелся на 1977 год, который стал переломным в истории освоения Мирового океана и в судьбе мирового рыболовства. Наступала эпоха 200-мильных зон. 10 декабря 1976 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР». 25 февраля 1977 г. опубликовано Постановление Совета Министров СССР «Об утверждении Положения об охране рыбных и других живых ресурсов в прилегающих к побережью СССР морских районах».

После опубликования данных документов и ряда протестов в Японии, в Москву срочно – 28 февраля 1977 г. вылетел министр сельского и лесного хозяйства Японии Д. Судзуки. В ходе встречи А.А. Ишков и Д. Судзуки договорились провести с 15 по 31 марта 1977 г. советско-японские переговоры по рыболовству и продлить до истечения этого срока промысел рыбы японскими судами в морских районах СССР.

Из-за острого противостояния внутри Японии между сторонниками и противниками развития советско-японских отношений, а также по причине расхождения позиций сторон по вопросам делимитации 200-мильных зон, переговоры были прерваны. Однако японской стороне пришлось возобновить переговоры, и 27 мая 1977 г. опять встретиться в Москве. После принятия условий Советской Стороны и снятия всех политических вопросов было подписано временное «Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о рыболовстве у побережья СССР в северо-западной части Тихого океана на 1977 год». Японии была выделена квота в  объеме 455 тыс. тонн.

4 августа 1977 г. в Токио было подписано временное «Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о рыболовстве у побережья Японии на 1977 год», определяющее правила промысла для советских рыбаков, работающих в водах, прилегающих к побережью Японии (основным объектом промысла для советских рыбаков была скумбрия). Была достигнута также договоренность о продолжении переговоров для заключения постоянного соглашения.

Одним из последних визитов японских министров в СССР стал визит Ц. Хаты в 1986 году.

В ноябре-декабре 1986 г. в Токио предстояло открытие 2-й сессии Советско-Японской Комиссии по рыболовству, чтобы определить квоты вылова на взаимной основе в 200-мильных зонах СССР и Японии на 1987 год. Квота на взаимной основе была установлена в объеме 200000 тонн. Кроме того, СССР на 1988 г. выделил Японии еще 100000 т в обмен на оплату в размере 1710 млн иен. Подобная договоренность о разделении бесплатной и платной рыболовной квоты была достигнута впервые в истории рыболовных отношений двух стран [12]. Принципиально новый подход потребовал предварительных переговоров с участием Министра сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии Ц. Хата.

 

Взгляд на российско-японские рыболовные отношения из 2023 года

В 1970-1980-е гг. Россия (в то время СССР) и Япония были ведущими мировыми рыболовными державами, они обладали мощнейшими флотами экспедиционного промысла. В 1980-е годы вылов рыбы каждой из двух стран превышал 11 млн тонн. Стороны соперничали в борьбе за рыбные ресурсы во многих районах Мирового океана. И не только соперничали, но и сотрудничали. К этому их принуждали непреодолимые условия: страны – ближайшие соседи в СЗТО; облавливали одни и те же ресурсы, которые встречаются в водах обеих стран; данные ресурсы надо было сохранять, а для этого изучать, а также ограничивать промысловое давление.

Обмены специалистами в советские годы осуществлялся не только на рабочем экспертном уровне или между учеными двух стран, но и на самом высоком отраслевом уровне. Взаимные визиты министров рыболовства были едва ли не регулярными.

В 1990-е гг. получила значительное развитие торговля продукцией рыболовства, преимущественно одностороннего характера – из России в Японию шел поток ценных видов рыбных ресурсов (крабов, креветок, морского ежа и т.п.). При этом из Японии в Россию поступали в основном технические средства для осуществления рыболовства, включая промысловые суда, орудия лова и пр. Понятно, что данное сотрудничество осуществлялось между соседними регионами – Южными Курилами и Хоккайдо, часто имело нелегальный характер и черты нелегально возникшей свободной экономической зоны [13].

В конце 1990-х и в начале 2000-х гг. ситуация стала постепенно переходить в правовое русло. В дополнение к уже существовавшим четырем двусторонним соглашениям в области рыболовства были заключены два новых межправительственных документа: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских ресурсов от 21 февраля 1998 г. и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сохранении, рациональном использовании, управлении живыми ресурсами в северо-западной части Тихого океана и предотвращении незаконной торговли живыми ресурсами от 8 сентября 2012 года.

Связи в области торговли рыбной продукцией стабилизировались, рыболовные суда продолжали вести промысел в зонах друг друга, сложились устойчивые отношения между учеными и специалистами в области рыбного хозяйства. И, несмотря на некоторые политические трения двух стран, взаимодействие России и Японии в области рыболовства и рыбного хозяйства оценивалось как взаимовыгодное и казалось предсказуемым.

Однако, начиная с 2020 г., произошли события, которые заставили всю планету, не говоря уже о рыболовстве, привыкать к новым условиям существования под влиянием коронавируса с не очень ясными перспективами. Новые потрясения для человечества и мировой экономики принесли санкции в отношении России со стороны коллективного Запада, вызванные специальной военной операцией на Украине. Санкции коснулись, в том числе, рыболовства и, разумеется, российско-японских рыболовных отношений. Последствия их воздействия предсказать трудно.   

Возможные ходы сосуществования многополярного мира в новых условиях подсказывает МИД России. Посол РФ в США А.И. Антонов, послы России в прибалтийских республиках[6] в ряде телеинтервью начала 2023 г. отмечали, что основная роль дипломатии, даже в этот очень непростой исторический период, заключается в поиске точек соприкосновения (взаимодействия) для строительства отношений со странами пребывания в долгосрочной перспективе. Полагаем, что послы излагали, в первую очередь, позицию МИД России, как лица российского государства. Это должно в такой же степени относиться и к Японии.

Кто-то может сказать, что сейчас не время заниматься подобными поисками точек соприкосновения, когда идет СВО и коллективный Запад (включая всех сателлитов США, Япония в их числе) ополчился против России. Не могу согласиться с таким подходом.

Область двусторонних рыболовных отношений (не рискну наделять ее статусом «особой») на фоне даже тех сравнительно легких санкций, которые Япония ввела в хоре с США, G7 и Евросоюзом в отношении России, показывает достаточную гибкость в учете взаимных интересов.

Такой подход подтвердило заявление представителя Правительства Японии по рыболовству на заключительном заседании 39-й сессии Российско-Японской Комиссии по рыболовству, проходившей в режиме ВКС 19-27 декабря 2022 года. В этом заявлении указывалось на то, что, помимо взаимной экономической заинтересованности (купи-продай), Россия и Япония понимают важность взаимодействия на более «высоком» уровне, имея ввиду сохранение возобновляемых (рыбных), но нуждающихся в мерах постоянной защиты, ресурсах. Такие ресурсы образуются и встречаются не только в прибрежных водах России и Японии, но и в открытых водах северо-западной части Тихого океана, где становятся объектами промысла рыбопромышленников третьих стран, которые не являются странами происхождения эксплуатируемых рыбных запасов.   

Подтверждает правильность такой оценки значительный рост стоимости японского импорта продукции рыболовства из России в 2022 году. Японские СМИ сообщают, что «Япония импортировала морепродуктов из России на рекордную сумму в 155,2 млрд йен (1,2 млрд долл. США) в 2022 году, по данным Министерства финансов Японии», подчеркивая, что страна по-прежнему зависит от Москвы в поставках морепродуктов, несмотря на ухудшение отношений из-за войны на Украине. В то время как Япония ввела экономические санкции, морепродукты были исключены из списка «запрещенных» для ввоза в Японию, поскольку Токио посчитал, что неблагоприятное воздействие на отечественный бизнес будет слишком большим» [14].   

Япония очень долго добивалась решения вопроса «безопасного промысла», прилагая для этого все усилия на самом высоком рыболовно-дипломатическом уровне – уровне министров рыболовства. И начались попытки решения, в ходе самых первых министерских визитов, после установления дипломатических отношений и заключения первых межправительственных договорённостей по рыболовству между СССР и Японией.

Вопрос был как бы решен в годы правления Б.Н Ельцина по его прямому указанию в 1998 году. Конечно, это было сделано в результате не прекращавшегося давления, в том числе глав японского государства, которые, с привычной для Японии частотой, менялись на высоком посту, а позиция по «безопасному промыслу» – нет. 

Казалось бы, выигрыш за Японией. Но, как показала канва дальнейших событий, Соглашение 1998 г. оказалось уязвимым, даже за скобками того, что в России много противников этого акта как на Дальнем Востоке России со стороны заинтересованных российских рыбаков, так и в Москве и даже в Мурманске. В последние годы оно оказалось под ударом МИД России, как ответ на реакцию антироссийских санкций со стороны Японии. Делать это удобно – одним из основных условий реализации данного соглашения является необходимость его ежегодного продления. 

С одной стороны, Япония очень хочет благополучной и стабильной реализации этой договоренности, с другой – не может противостоять позиции США, которые единолично решают, как вести себя Японии в отношении России.

Если посмотреть немного шире, то рыболовство из силы, объединяющей две страны в советские годы, сейчас превращается в силу разъединяющую, в барьер нормализации политических отношений двух стран. Общий климат советско-японских отношений был сложным, если не плохим. Но рыбаки Японии, составлявшие значительную часть японского электората, требовали от правительства и парламента улучшить отношения, чтобы беспрепятственно вести промысел в водах СССР в северо-западной части Тихого океана.  

Надо отдать должное нашему ближайшему соседу в Тихом океане. Несмотря на множество рестрикций в отношении России, в случае крайней необходимости удается и деньги переводить, как это произошло в 2022 г. для реализации того же «безопасного промысла», и продолжить покупать российскую нефть, и принимать российских туристов (при отсутствии прямого авиасообщения это удается делать через третьи страны).

Очевидно, что время, когда контакты в области рыболовства между Россией и Японией опять станут возможны в полной мере и станут развиваться, обязательно наступит. Актуальность океана и растущая важность морских ресурсов заставят это сделать. Но это время будет другим. И нужно будет опять делать прорыв или даже прорывы в российско-японских отношениях. Видимо, опять настанет эпоха рыболовной дипломатии на высшем уровне.

Пока в посольстве России в Японии затишье. Посол России в Японии был отозван в Москву в ноябре 2022 года. Новый посол до сих пор не назначен. На фоне решения разместить в Токио офис НАТО подвижки не предвидится. Наше посольство в Японии работает в полуспящем режиме [15]. Но это не относится к области рыболовных отношений. Обмены, переговоры и прочие мероприятия хоть и в режиме ВКС продолжаются. Рыбаки обеих стран продолжают промысел в водах друг друга. Не снижает обороты торговля рыбными продуктами.

Представляется, что рыболовство России сохранит свою стабильность, в первую очередь благодаря мощной сырьевой базе рыболовства российских вод. Но как будут развиваться международные связи? Без этого рациональное освоение и использование ресурсов Мирового океана невозможно.

Многое будет зависеть от того, каким станет рыболовство Японии ко времени возобновления активности контактов по рыболовству между двумя странами. В Японии и за ее пределами происходят некоторые события, которые уже приводят или приведут в дальнейшем к заметным изменениям в национальном рыболовстве Японии.

Так, совершенствование рыболовного законодательства Японии, в частности Закона о рыболовстве № 267 от 1949 г. (поправки от 2018 г.), похоже, может повести политику сохранения ресурсов рыболовства своей зоны по пути США. В конце 1980-х годов Соединенные Штаты полностью национализировали ресурсы своих вод в северной части Тихого океана и вытеснили иностранный флот из своей зоны. Нельзя исключать, что в какой-то момент произойдет «японизация» 200-мильной зоны Японии для рыболовства. 

Наметки этой тенденции мы наблюдаем в текущий момент. Во-первых, на примере скумбрии японской зоны: Япония создает массу противодействий для добычи скумбрии в своей зоне российским рыбакам даже в условиях «квот взаимности». Во-вторых, помимо России рыбный промысел в 200-мильной зоне Японии не ведёт ни одно иностранное государство. С ближайшими странами соседями – Китаем и Республикой Корея – Япония договорилась о взаимном промысле в специально созданных для этого в Восточно-Китайском море, так называемых, временных или специально установленных рыболовных зонах. Правовой режим в этих районах и пространственный статус отличается от условий промысла иностранного флота в ИЭЗ прибрежного государства. 

Другая тенденция, которая сохранится, вероятнее всего, и в будущем. Это старение рыбацкого населения и уменьшение числа рыбаков. Казалось бы, эти проблемы Японии и наших рыбаков касаться не должны. Но это только на первый взгляд. В совокупности все эти проблемы не могут не привести к определенному переформатированию двусторонних отношений (как это происходило, впрочем, в советские годы).

 

Выводы 

За годы, прошедшие от послевоенного восстановления межгосударственных и дипломатических отношений в 1956 г. и до 1991 г., министрами СССР и Японии, отвечающими за рыболовство,  была проделана огромная работа. Ее масштаб и необходимость диктовалась требованиями времени. Соседство двух стран и потребности рыболовства, в том числе с точки зрения сохранения рыбных запасов, определяли основные направления совместных действий, которые развивались от противодействия к взаимодействию и далее – к тесному сотрудничеству, несмотря на сложные политические отношения. В отношениях двух стран в советский период сложилось несколько направлений сотрудничества в области рыболовства, которые определяют характер российско-японского взаимодействия и в настоящее время. К ним относятся:

- сотрудничество в области организации океанического экспедиционного промысла, сначала японского, в водах прилегающих к побережьям СССР в СЗТО, потом и в водах вокруг Японии, где со временем стали вести промысел советские суда;

- направление «безопасного промысла» или промысла мелкими рыболовными судами, Хоккайдо главным образом, в территориальных водах СССР и, впоследствии, в территориальных водах России (на направлении «безопасного промысла» по-прежнему сохраняется много нерешенных проблем, и это оставляет место для нагнетания политического напряжения в целом между двумя странами, на фоне острых геополитических ситуаций);

- был поставлен под контроль промысел лососей советского происхождения в открытых водах СЗТО;

- были учреждены постоянно действующие межправительственные комиссии по урегулированию претензий, связанных с рыболовством, члены которых имеют дипломатические ранги и работают при дипломатических миссиях своих государств;

- были созданы прочные основы для развития научно-технического сотрудничества в области рыболовства, которое неуклонно развивается.

Как правило, при урегулировании рыболовных отношений стороны исходили из противоположных целей: Советский Союз всеми средствами пытался оградить рыбные ресурсы от нерегулируемого японского промысла в СЗТО; Япония, под давлением своих рыбаков и потребностей экономики, в послевоенные годы (острота продовольственной проблемы) стремилась сохранять, существовавшее в те годы, свое техническое превосходство в освоении рыбных ресурсов СССР. Важно, что в основе всех направлений сотрудничества лежит разветвленная международно-правовая база.

Учитывая значение рыболовного вопроса и его масштабы, а также обязательства перед своими народами, основная ответственность в решении поставленных задач, ложилась, как правило, на министров, которые руководили рыбной отраслью.

СССР и Япония искали «точки соприкосновения», несмотря на противоречия и разногласия на политическом уровне. Исключительная роль принадлежит министру рыбного хозяйства СССР А.А. Ишкову. С японской стороны участников этого процесса было много, что определяется особенностями японской внутренней политической системы.

После передачи Советским Союзом полномочий России мир рыбного промысла в Тихом океане сильно изменился. Мощно проявился Китай, в том числе и в области рыболовства и не только в СТО, но и почти во всех значимых районах Мирового океана. Россия заболела «европоцентризмом», появилась «пятая колонна», колонна «ждунов», вожделеющих возврата к либеральным временам. Провозглашен поворот к «спасительному» Востоку. Но настоящего поворота на Восток не появилось, появились пока только лозунги и широкие китайские объятия, в которые Россия и кинулась, в том числе и рыбаки российского Дальнего Востока.

В советско-японских и в российско-японских рыболовных отношениях самой долгоиграющей темой стал «безопасный промысел». Эта тема – одна из наиболее болезненных, как для рыбаков, так и для администраторов и политиков. И, похоже, она не кончилась и ею придется еще заниматься. Но лучше не использовать ее как дипломатическое оружие. Более конструктивно искать точки «соприкосновения», а не раздора.

 

Автор благодарит В.В. Цыгира за ценные критические замечания по тексту статьи и помощь в оформлении рукописи.

 

 

[1] Министерство сельского и лесного хозяйства Японии было учреждено 26 августа 1948 г., одновременно этот орган занимался проблемами рыболовства. По мере роста значения рыболовства, усиления международных ограничений, в частности, установления 200-мильных зон, статус рыболовства в Министерстве был повышен, и 5 июля 1978 года название было изменено на нынешнее – Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства.

[2] Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о научно-техническом сотрудничестве в области рыбного хозяйства.

[3] Фактически это были два соглашения – об условиях промысла советских судов в зоне Японии и об условиях промысла японских судов в зоне СССР.

[4] Министр рыбного хозяйства СССР с 14 февраля 1979 г. по 1 сентября 1986 г.

[5] Акаги Мунэнори занимал пост Министра сельского и лесного хозяйства Японии в 1957-1958, в период 1963-1965 (3 раза), 1971-1972 гг.  

[6] Одни из самых русофобских стран в мире

 

References

1. Kutakov LN Foreign policy and diplomacy of Japan. M.: MO. 1964. 536 p.

2. Zilanov VK Ishkov Alexander Akimovich - the founder of the fishing industry. URL: http://srps.ru/index.php/ishkov-aleksandr-akimovich-osnovatel-rybnoj-otrasli.html [Date of request 2023 June 2].

3. "The Minister of Fisheries of the USSR Alexander A. Ishkov - the founder of one of the leading fishing powers of the world (the face of the world)". Tokyo: Jiji Tsushinsha Publishing House. 1975. Volume 19. 36 p. (Sekai yūsū no gyogyō kuni o sodateta - Soren gyogyō-shō akusandoru akimobichi ishikofu (sekai no kao). Tōkyō: Jijitsūshinsha. 1975. Dai 19-kan. 36 pēji. (Japanase).

4. The Blue Book of Diplomacy. (Gaiko seise)Tokyo: The Japanese Foreign Ministry. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/gaiko / bluebook/1966/s41-3-7.htm (Japanese). [Accessed April 24, 2023 ].

5. Verbatim record of the 28th meeting of the Foreign Policy Commission of the Parliament of Japan (Gaimu iinkai kaigiroku. Give 28 kokkai shugiin) (Japanese): https://kokkai.ndl.go.jp/minutes/api/v1/detailPDF/img/102803968X00219580212. [Date of request 2023 may 5].

6. Kurmazov A.A. 2022. Russian-Japanese fishing relations under sanctions. // Fisheries. No. 5. Pp. 4-13. DOIhttps://doi.org/10.37663/0131-6184-2022-5-4-12. (In Rus., abstract in Eng.).

7. Kosaka S. Footprints of the Japan-Soviet Joint Research Conference that started with Pacific saury after 20 times/ URL.: https://tnfri.fra.affrc.go.jp/tnf/news35/kosaka.htm (Japanese). [Date of request 2023 may 17].

8. Kiba D.V. 2015. Russia and Japan in the second half of the XX-XXI centuries. Problems and Prospects for the Development of Relations. Tutorial. Komsomolsk-on-Amur: Izd.KiAGTU. 104 p. (In Russ.).

9. Korchevsky A.V. 2013. Soviet-Japanese cooperation in the Far East of the USSR in the mid-1960s 1980s. : autoref. dis. Candidate of Sciences Khabarovsk, P. 15. (In Russ.).

10. Fisheries Yearbook. 2014. (Suisan nenkan 2014). Tokyo: Suisansha. S. 362-363. (Japanese).

11. Romantics of sturgeon caviar (Kyabiya ni roman o motometa hitotati.). 2002.Tokyo: Maruzen. 217 p. (Japanese).

12. USSR and Eastern Europe Ministry of Foreign Affairs of Japan. 1987/URL.: https://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/1987/1987-3-6.htm (Japanese). [Date of request 2023 apr.27].

13. Kurmazov A.A. 2006.Free Economic Zone for Fishermen. // Dalnevostochnyi Capital. №7. Pp. 48-50. (In Russ.).

14. Japan Times. 2023. May 5/ URL.: https://www.japantimes.co.jp/news/2023/05/05/business/japan-russia-seafood. [Date of request 2023 may 11 ].

15. The Russian Embassy announced a trend towards worsening relations with Japan https://ria.ru/20230509/yaponiya-1870550763.html. [Date of request 2023 may 12 ].

Login or Create
* Forgot password?