ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ В ПРОЦЕССАХ ВЫПОЛНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе проведены исследования состояния рыбохозяйственной отрасли России по возможности выполнения национальных проектов и Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Показано, что в текущем состоянии отрасль исключает возможность выполнения национальных проектов, в связи с отсутствием механизмов. Предложен вариант создания государственной рыбохозяйственной корпорации, которая будет выполнять национальные проекты и влиять на частные рыболовные компании в процессе выполнения этих проектов.

Ключевые слова:
национальные проекты, государственная рыбохозяйственная корпорация, варианты развития рыбохозяйственного комплекса
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

«Нам нужно быстрее, не откладывая решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, перед которыми стоит страна.

Их содержание и ориентиры отражены в национальных проектах, реализация которых требует нового качества государственного управления, работы Правительства, всех уровней власти, прямого диалога с гражданами.

Люди хотят развития и сами стремятся двигаться вперёд в профессии, знаниях, в достижении благополучия, готовы брать на себя ответственность за конкретные дела. Зачастую они лучше знают, что, почему и как надо менять там, где они живут, работают, –  в городах, районах, сёлах, по всей стране.

Темпы изменений должны нарастать с каждым годом, с ощутимыми для граждан результатами по достижению достойного уровня жизни. И, повторю, с их активным участием».

 

В.В. Путин, Послание Президента Федеральному Собранию, 15 января 2020 года

 

Исследование развития рыбохозяйственной отрасли России, на основе элементов полной функции управления [10]:

1) исследование состояния объекта (отрасли) управления (опознавание факторов среды);

2) выработка целей развития отрасли, в соответствии с процессами в стране и мире;

3) формирование концепции управления;

4) осуществление процессов реализации целей развития.

Наиболее полно этапам 1, 2 и 3 В.В. Путиным уделено внимание на Госсовете по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса (19 октября 2015 г.). Доклад сделан около пяти лет назад, однако большинство проблем, поставленных В.В. Путиным, не решены в отрасли до сих пор. Сам доклад имеет свою внутреннюю логику, обусловленную концептуальным характером (3), поэтому для понимания видения концепции развития рыбохозяйственной отрасли России, текст доклада сгруппируем по тематикам в контексте национальных проектов и доктрины продовольственной безопасности:

1) Информация социального характера [2]: «Отмечу также, что основной объём выловленной рыбы поставляется на экспорт в мороженом виде, с низкой степенью переработки»; «бизнес заточен на получение прибыли и работает там, где ему выгодно. Однако ни нашу страну, ни её граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цены рыбы на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и ритейлерами, когда в рыбной отрасли расплодились разного рода рантье, использующие наши биоресурсы, и когда почти 70 процентов доходов рыбодобывающих предприятий основано на экспорте сырья»; «В результате, рыбопромышленный сектор, безусловно, набрал солидный вес. Но проблема в том, что эти достижения мало повлияли на укрепление продовольственной безопасности страны, развитие прибрежных территорий и смежных отраслей экономики»; «Сегодня же мы значительно отстаём по всем этим позициям от наших конкурентов. Так, уровень прибрежного рыболовства снизился за последние пять лет на 10 процентов».

2) Информация фактологического характера [2]: «Износ отечественных судов приближается к критическим 90 процентам, они не только экономически неэффективны, но и небезопасны для самих рыбаков»; «И вопрос, что будем делать дальше, на каких судах будем вылавливать рыбу через пять, десять лет, остро стоит».

3) Информация, как функция управления [2]: «Рабочая группа Госсовета подготовила предложения, которые мы сегодня должны будем обсудить. Их основной смысл – стимулирование инвестиционной активности рыбодобытчиков и переработчиков путём выделения под их расходы определённой доли квот на вылов. Такое решение давно назрело, и подчеркну, что квоты в обмен на инвестиции будут работать не только на развитие смежных отраслей, на наполнение рыбой внутреннего рынка, но и в интересах самих рыбопромышленников. В конечном счёте, эти вложения повлияют и на дальнейшее развитие их производств».

Функция управления (3) реализуется сейчас за счёт инвестиционных квот: строятся прибрежные рыбообрабатывающие предприятий и суда. Однако существующая ситуация в постройке судов и прибрежных рыбообрабатывающих предприятий, оснащённых иностранной электроникой, машинами, двигателями, механизмами, перерабатывающими линиями (за исключением отдельных случаев) исключают отечественное развитие машиностроения, систем управления, электроники и судостроения, что игнорирует полную реализацию задачи (1) в части «развития смежных отраслей экономики» и саму функцию управления. При этом постройка судов по существующему принципу может на годы заблокировать развитие смежных отраслей [4; 5], что видно на примере восстановления отечественного гражданского авиастроения. Например, в конце 90-х, в ходе хозяйственных споров, на судах типа «Содружества», оставшихся под флагом РФ, демонстративно сервисными командами было уничтожено все программное управления этих судов и только в ходе работы отечественных специалистов, ими были написаны собственные программы, а также установлена, где это требовалось другая электронная база. На современных судах сервисное обслуживание уже осуществляется дистанционно, то новые строящиеся суда легко могут сделать «кирпичами». Здесь необходимо отметить, что потеря компетенций в области процессов рыболовства для России, имеющей наибольшую в мире береговую линию, повлечет утерю части суверенитета (п.6, 7, 14) [11].

СССР обладал достаточными (по ряду направлений ведущими) компетенциями в рыбохозяйственной области, большая часть технологий в начале 90-х была куплена иностранными компаниями, которые сейчас обеспечивают им конкурентные преимущества, и эту продукцию они продают в Россию.

В настоящее время часть компетенций сохраняется в области производства орудий рыболовства, а также совершенствуются технологии производства сетематериалов. Компетенции в области промысловых схем и механизмов сохраняются в рамках разработки новых промысловых схем и механизмов и в части рыболовных компаний со своей производственной базой. Для полной реализации этого потенциала необходимы механизмы внедрения.

В настоящее время квоты на ВБР выдаются по историческому принципу на 15 лет, при этом предприятия свободно передают другим предприятиям эти квоты, что бы те их осваивали, следовательно, рантье в отрасли остается и обеспечивается законом [3]. При этом государство ни коим образом не получает от этого ничего и исключается учёт освоения квот согласно Ст. 13 п.2.2 [3]. В то же время, исключение рантье из отрасли ускорит процессы укрупнения и передачи ресурсов в наиболее эффективные компании. При этом «основной объём выловленной рыбы поставляется на экспорт» [2] сохраняется, и 85% насыщения внутреннего рынка отечественной рыбы и рыбопродуктов [11] не реализуем. Например, в период 2013-2018 гг., по установленным ОДУ, в Восточно-Камчатской зоне промысел велся по 35 объектам [9], но основная нагрузка осуществлялась на 7 объектах [8]: минтая – 43%, тихоокеанской сельди – 21%, трески – 12%, командорского кальмара – 7%, камбал дальневосточных – 5%, наваги – 4%, терпугов – 2%, а бычков и других видов 2%. Таким образом, неосвоенные ВБР исключаются из решения задач по повышению благосостояния населения России путем их потребления по доступным ценам в широком ассортименте, в соответствии с [11].

Общий вывод из [2]: «бизнес заточен на получение прибыли и работает там, где ему выгодно» и не участвует в решении социальных вопросов государства, а все предложения по изменению отрасли это предложения государства. Все это показывает, что в сложившейся ситуации реализовывать задачи национальных проектов в намеченные сроки и обеспечить выполнение указа [11] в рыбохозяйственной отрасли затруднительно.

Вариантом выхода для России является создание государственной рыбохозяйственной корпорация (ГРК), в цели которой будут входить:

1) разработка и внедрение новых технологий добычи и переработки ВБР с полным циклом подготовки специалистов для отрасли на базе рыбохозяйственных ВУЗов;

2) освоение недоиспользуемых ВБР в том числе и квотируемых, реализация которых будет осуществляться на внутренний рынок.

Цель 1 будет решать задачи:

- развитие компетенций в области технологий добычи и переработки ВБР для России (промысловые механизмы, перерабатывающие линии, системы управления цифровизация, искусственный интеллект и промысловое судостроение в рамках глобальных задач развития [4; 5; 7]). Подобные задачи решаются в государственных корпорациях в Норвегии, Исландии и др. странах, продукция которых сейчас устанавливается на рыболовных судах под флагом России. Таким образом, ресурсы России идут на развитие этих стран в ущерб развития России (примером верного решения является создание Исландией в Санкт-Петербурге судостроительной компании «Наутик Рус»);

- подготовка кадров для отрасли (в том числе и государственного управления). Как показано в работах [4; 5] проблемы с кадрами в отрасли не в плохой подготовке специалистов в ВУЗах, а следствие появления для людей большого выбора возможностей реализации вне моря своих материальных и, в первую очередь, духовных потребностей, что затруднительно реализовать на существующих и строящихся судах, поскольку они отражают старые концепции и не соответствуют глобальным тенденциям развития судостроения [7]. Фактически в ближайшее время «текучка» кадров у рыбохозяйственных компаний будет только увеличиваться. Это потребует от рыболовных компаний освоения постоянной системы обучения и переподготовки кадров (крупные компании это уже осуществили), но и это не решит проблемы. Увеличение заработной платы, позволит «закрепить» работников на 3-5 лет, в дальнейшем люди будут возвращаться только эпизодически на флот, теряя квалификацию [5]. В целом это приведет к тому, что на флот будут приходить малограмотные работники, плохо приспособленные к творчеству, не имеющие той нужной для рыбака удачи, а новые, построенные по старой концепции, суда будут работать все хуже и хуже [5]. В то же время именно в рамках государственных задач наиболее опытные специалисты смогут реализовывать свой потенциал в государственной рыбохозяйственной корпорации.

Из заявления В.В. Путина о конце либерализма [6], где парадигмой либерализма является задействование в управление эффективных менеджеров, следует, что для решения задач выполнения национальных проектов нужны специалисты, способные создавать новые технологии и системы управления, а цифровизация и искусственный интеллект заменит эффективных менеджеров окончательно. Поэтому вопрос с кадрами стоит и в области государственного управления [2], в том числе в рыбохозяйственной отрасли.

Цель 2 будет решать задачи:

- по стимулированию потребления рыбопродукции внутри страны, путём снижения цен для потребителя. Для большинства частных компаний принятие решения о ведении промысла вытекает из условия более 100% прибыли, поэтому продукция идет на экспорт, где эту прибыль можно получить в обход налоговых органов России, а также снижая уровень заработной платы или задерживая ее выплату. При этом идёт процесс концентрации ресурсов в крупных компаниях, показатели прибыли которых нивелируются – стремятся к нулю;

- обеспечить возможность практической подготовки кадров для рыбохозяйственной отрасли, поскольку только ограниченное количество частных компании могут это осуществлять сегодня, что фактически обеспечит всю технологическую цепочку: образование – научные исследования – практическая реализация – широкое внедрение.

В государственной собственности сейчас имеются два судна в разных регионах, работа которых ведется по остаточному принципу, и они фактически задействованы очень слабо и простаивают, поскольку не обеспечены квотами, в связи с юридическими особенностями закона [3]. Поэтому уже сейчас имеющиеся суда и будущая государственная рыбохозяйственная корпорация должны осуществлять работу по добыче водных биоресурсов, в соответствии со ст. 1 и 13 [3], как «рыболовство» «для государственных нужд». Но в закон [3] нужно будет ввести «государственное рыболовство» (отсутствует механизм реализации «для государственных нужд»), поскольку сейчас промышленное и прибрежное рыболовство в законе [3] определены как предпринимательская деятельность.

В плане развития отрасли и ее системы управления ГРК будет реализовывать различные варианты развития отрасли, а затем, как проверенный механизм, эти технологии будут внедряться для всех участников. Сейчас многие предложения, которые могут затронуть спокойную жизнь частных рыболовных компаний, направленные на развитие отрасли, а, следовательно, и России не находят поддержки и реализуются частично при сопротивлении частных рыболовных компаний с аргументами о невозможности технической реализации или отсутствием средств.

В настоящее время для проведения исследований в технологических и организационных направлениях требуется аренда судов у частных компаний, на что уходят средства и время. Использование научных судов ФГБНУ «ВНИРО» исключено, поскольку они выполняют другие задачи.

Таким образом, ГРК должна будет обладать рыболовными судами для обеспечения указа [11] и самоокупаемости с учетом постройки новых рыболовных и научно-технологических судов; совместного финансирования и разработки технических заданий с другими государственными корпорациями в области судостроения, двигателестроения и электронных систем управления судов, технологий по переработке сырья; кластеров по разработке технологий добычи (орудий рыболовства и сооружений аквакультуры, разработке сетематериалов и их производство, промысловых схем и механизмов, систем управления и организации промысла).

Поэтому государственная рыбохозяйственная корпорация (ГРК) будет осуществлять полный цикл выпуска конкурентоспособной продукции для отечественной отрасли и населения, реализуя национальные проекты (образование, экология, наука, цифровая экономика) в рамках рыбохозяйственной отрасли, смежных отраслей и развития прибрежных территорий.

 

Список литературы

1. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию, 15 января 2020 года - http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 11.02.2020)

2. Заседание президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. - http://kremlin.ru/events/president/news/50524 (дата обращения: 12.02.2016)

3. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ.

4. Зорченко Н.К., Еремин Ю.В., Осипов Е.В. Системы автономных и полуавтономных процессов промысла. // Рыбное хозяйство, № 4, 2017. С 94-96.

5. Зорченко Н.К., Еремин Ю.В., Осипов Е.В. Судостроение 2050: будущее, которое наступит завтра// Рыбное хозяйство, № 5, 2018. С 12-13.

6. Путин В.В. Интервью газете The Financial Times // http://kremlin.ru/events/president/news/60836(дата обращения: 11.02.2020)

7. Blueprint 2050, the maritime world beyond the horizon/ NISS, 17.04.2016 Rotterdam - 60 p.

8. Грибова К.А., Лисиенко С.В. Анализ современного состояния добычи водных биологических ресурсов в многовидовой промысловой системе Восточно-Камчатская промысловая зона в период 2013-2018 гг., как ресурсной основы повышения ее промысловой эффективности//Рыбное хозяйство, № 1, 2020. С. 32-35

9. Общий допустимый улов ВБР во внутренних морских водах РФ, территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, в Азовском и Каспийском морях на 2013-2018 гг. [Электронный ресурс] / 2019г. - режим доступа http://fish.gov.ru/ Сведения об улове рыбы, добыче других водных биоресурсов и производстве рыбной продукции за 2013-2018 гг. [Электронный ресурс] / 2019г. - режим доступа http://fish.gov.ru/

10. Достаточно общая теория управления // Санкт-Петербургский государственный университет, 2003 - 419 с.

11. Указ Президента РФ от 21.01.2020 г. N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»

Войти или Создать
* Забыли пароль?