employee
Russian Federation
VAC 06.04.2001 Рыбное хозяйство и аквакультура
VAC 08.00.00 Экономика
The paper considers the state of the fisheries industry in Russia in context of national projects and the Food Security Doctrine of the Russian Federation. It is shown that currently the industry level excludes the possibility of national projects realisation due to the lack of mechanisms. An option has been proposed to create a state fisheries corporation that will carry out national projects and influence private fishing companies in the implementation of these projects.
national projects, state fisheries corporation, ways for the development of fisheries complex
«Нам нужно быстрее, не откладывая решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, перед которыми стоит страна.
Их содержание и ориентиры отражены в национальных проектах, реализация которых требует нового качества государственного управления, работы Правительства, всех уровней власти, прямого диалога с гражданами.
Люди хотят развития и сами стремятся двигаться вперёд в профессии, знаниях, в достижении благополучия, готовы брать на себя ответственность за конкретные дела. Зачастую они лучше знают, что, почему и как надо менять там, где они живут, работают, – в городах, районах, сёлах, по всей стране.
Темпы изменений должны нарастать с каждым годом, с ощутимыми для граждан результатами по достижению достойного уровня жизни. И, повторю, с их активным участием».
В.В. Путин, Послание Президента Федеральному Собранию, 15 января 2020 года
Исследование развития рыбохозяйственной отрасли России, на основе элементов полной функции управления [10]:
1) исследование состояния объекта (отрасли) управления (опознавание факторов среды);
2) выработка целей развития отрасли, в соответствии с процессами в стране и мире;
3) формирование концепции управления;
4) осуществление процессов реализации целей развития.
Наиболее полно этапам 1, 2 и 3 В.В. Путиным уделено внимание на Госсовете по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса (19 октября 2015 г.). Доклад сделан около пяти лет назад, однако большинство проблем, поставленных В.В. Путиным, не решены в отрасли до сих пор. Сам доклад имеет свою внутреннюю логику, обусловленную концептуальным характером (3), поэтому для понимания видения концепции развития рыбохозяйственной отрасли России, текст доклада сгруппируем по тематикам в контексте национальных проектов и доктрины продовольственной безопасности:
1) Информация социального характера [2]: «Отмечу также, что основной объём выловленной рыбы поставляется на экспорт в мороженом виде, с низкой степенью переработки»; «бизнес заточен на получение прибыли и работает там, где ему выгодно. Однако ни нашу страну, ни её граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цены рыбы на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и ритейлерами, когда в рыбной отрасли расплодились разного рода рантье, использующие наши биоресурсы, и когда почти 70 процентов доходов рыбодобывающих предприятий основано на экспорте сырья»; «В результате, рыбопромышленный сектор, безусловно, набрал солидный вес. Но проблема в том, что эти достижения мало повлияли на укрепление продовольственной безопасности страны, развитие прибрежных территорий и смежных отраслей экономики»; «Сегодня же мы значительно отстаём по всем этим позициям от наших конкурентов. Так, уровень прибрежного рыболовства снизился за последние пять лет на 10 процентов».
2) Информация фактологического характера [2]: «Износ отечественных судов приближается к критическим 90 процентам, они не только экономически неэффективны, но и небезопасны для самих рыбаков»; «И вопрос, что будем делать дальше, на каких судах будем вылавливать рыбу через пять, десять лет, остро стоит».
3) Информация, как функция управления [2]: «Рабочая группа Госсовета подготовила предложения, которые мы сегодня должны будем обсудить. Их основной смысл – стимулирование инвестиционной активности рыбодобытчиков и переработчиков путём выделения под их расходы определённой доли квот на вылов. Такое решение давно назрело, и подчеркну, что квоты в обмен на инвестиции будут работать не только на развитие смежных отраслей, на наполнение рыбой внутреннего рынка, но и в интересах самих рыбопромышленников. В конечном счёте, эти вложения повлияют и на дальнейшее развитие их производств».
Функция управления (3) реализуется сейчас за счёт инвестиционных квот: строятся прибрежные рыбообрабатывающие предприятий и суда. Однако существующая ситуация в постройке судов и прибрежных рыбообрабатывающих предприятий, оснащённых иностранной электроникой, машинами, двигателями, механизмами, перерабатывающими линиями (за исключением отдельных случаев) исключают отечественное развитие машиностроения, систем управления, электроники и судостроения, что игнорирует полную реализацию задачи (1) в части «развития смежных отраслей экономики» и саму функцию управления. При этом постройка судов по существующему принципу может на годы заблокировать развитие смежных отраслей [4; 5], что видно на примере восстановления отечественного гражданского авиастроения. Например, в конце 90-х, в ходе хозяйственных споров, на судах типа «Содружества», оставшихся под флагом РФ, демонстративно сервисными командами было уничтожено все программное управления этих судов и только в ходе работы отечественных специалистов, ими были написаны собственные программы, а также установлена, где это требовалось другая электронная база. На современных судах сервисное обслуживание уже осуществляется дистанционно, то новые строящиеся суда легко могут сделать «кирпичами». Здесь необходимо отметить, что потеря компетенций в области процессов рыболовства для России, имеющей наибольшую в мире береговую линию, повлечет утерю части суверенитета (п.6, 7, 14) [11].
СССР обладал достаточными (по ряду направлений – ведущими) компетенциями в рыбохозяйственной области, большая часть технологий в начале 90-х была куплена иностранными компаниями, которые сейчас обеспечивают им конкурентные преимущества, и эту продукцию они продают в Россию.
В настоящее время часть компетенций сохраняется в области производства орудий рыболовства, а также совершенствуются технологии производства сетематериалов. Компетенции в области промысловых схем и механизмов сохраняются в рамках разработки новых промысловых схем и механизмов и в части рыболовных компаний со своей производственной базой. Для полной реализации этого потенциала необходимы механизмы внедрения.
В настоящее время квоты на ВБР выдаются по историческому принципу – на 15 лет, при этом предприятия свободно передают другим предприятиям эти квоты, что бы те их осваивали, следовательно, рантье в отрасли остается и обеспечивается законом [3]. При этом государство ни коим образом не получает от этого ничего и исключается учёт освоения квот согласно Ст. 13 п.2.2 [3]. В то же время, исключение рантье из отрасли ускорит процессы укрупнения и передачи ресурсов в наиболее эффективные компании. При этом «основной объём выловленной рыбы поставляется на экспорт» [2] сохраняется, и 85% насыщения внутреннего рынка отечественной рыбы и рыбопродуктов [11] не реализуем. Например, в период 2013-2018 гг., по установленным ОДУ, в Восточно-Камчатской зоне промысел велся по 35 объектам [9], но основная нагрузка осуществлялась на 7 объектах [8]: минтая – 43%, тихоокеанской сельди – 21%, трески – 12%, командорского кальмара – 7%, камбал дальневосточных – 5%, наваги – 4%, терпугов – 2%, а бычков и других видов – 2%. Таким образом, неосвоенные ВБР исключаются из решения задач по повышению благосостояния населения России путем их потребления по доступным ценам в широком ассортименте, в соответствии с [11].
Общий вывод из [2]: «бизнес заточен на получение прибыли и работает там, где ему выгодно» и не участвует в решении социальных вопросов государства, а все предложения по изменению отрасли – это предложения государства. Все это показывает, что в сложившейся ситуации реализовывать задачи национальных проектов в намеченные сроки и обеспечить выполнение указа [11] в рыбохозяйственной отрасли затруднительно.
Вариантом выхода для России является создание государственной рыбохозяйственной корпорация (ГРК), в цели которой будут входить:
1) разработка и внедрение новых технологий добычи и переработки ВБР с полным циклом подготовки специалистов для отрасли на базе рыбохозяйственных ВУЗов;
2) освоение недоиспользуемых ВБР в том числе и квотируемых, реализация которых будет осуществляться на внутренний рынок.
Цель 1 будет решать задачи:
- развитие компетенций в области технологий добычи и переработки ВБР для России (промысловые механизмы, перерабатывающие линии, системы управления – цифровизация, искусственный интеллект и промысловое судостроение в рамках глобальных задач развития [4; 5; 7]). Подобные задачи решаются в государственных корпорациях в Норвегии, Исландии и др. странах, продукция которых сейчас устанавливается на рыболовных судах под флагом России. Таким образом, ресурсы России идут на развитие этих стран в ущерб развития России (примером верного решения является создание Исландией в Санкт-Петербурге судостроительной компании «Наутик Рус»);
- подготовка кадров для отрасли (в том числе и государственного управления). Как показано в работах [4; 5] проблемы с кадрами в отрасли не в плохой подготовке специалистов в ВУЗах, а – следствие появления для людей большого выбора возможностей реализации вне моря своих материальных и, в первую очередь, духовных потребностей, что затруднительно реализовать на существующих и строящихся судах, поскольку они отражают старые концепции и не соответствуют глобальным тенденциям развития судостроения [7]. Фактически в ближайшее время «текучка» кадров у рыбохозяйственных компаний будет только увеличиваться. Это потребует от рыболовных компаний освоения постоянной системы обучения и переподготовки кадров (крупные компании это уже осуществили), но и это не решит проблемы. Увеличение заработной платы, позволит «закрепить» работников на 3-5 лет, в дальнейшем люди будут возвращаться только эпизодически на флот, теряя квалификацию [5]. В целом это приведет к тому, что на флот будут приходить малограмотные работники, плохо приспособленные к творчеству, не имеющие той нужной для рыбака удачи, а новые, построенные по старой концепции, суда будут работать все хуже и хуже [5]. В то же время именно в рамках государственных задач наиболее опытные специалисты смогут реализовывать свой потенциал в государственной рыбохозяйственной корпорации.
Из заявления В.В. Путина о конце либерализма [6], где парадигмой либерализма является задействование в управление эффективных менеджеров, следует, что для решения задач выполнения национальных проектов нужны специалисты, способные создавать новые технологии и системы управления, а цифровизация и искусственный интеллект заменит эффективных менеджеров окончательно. Поэтому вопрос с кадрами стоит и в области государственного управления [2], в том числе – в рыбохозяйственной отрасли.
Цель 2 будет решать задачи:
- по стимулированию потребления рыбопродукции внутри страны, путём снижения цен для потребителя. Для большинства частных компаний принятие решения о ведении промысла вытекает из условия более 100% прибыли, поэтому продукция идет на экспорт, где эту прибыль можно получить в обход налоговых органов России, а также снижая уровень заработной платы или задерживая ее выплату. При этом идёт процесс концентрации ресурсов в крупных компаниях, показатели прибыли которых нивелируются – стремятся к нулю;
- обеспечить возможность практической подготовки кадров для рыбохозяйственной отрасли, поскольку только ограниченное количество частных компании могут это осуществлять сегодня, что фактически обеспечит всю технологическую цепочку: образование – научные исследования – практическая реализация – широкое внедрение.
В государственной собственности сейчас имеются два судна в разных регионах, работа которых ведется по остаточному принципу, и они фактически задействованы очень слабо и простаивают, поскольку не обеспечены квотами, в связи с юридическими особенностями закона [3]. Поэтому уже сейчас имеющиеся суда и будущая государственная рыбохозяйственная корпорация должны осуществлять работу по добыче водных биоресурсов, в соответствии со ст. 1 и 13 [3], как «рыболовство» «для государственных нужд». Но в закон [3] нужно будет ввести «государственное рыболовство» (отсутствует механизм реализации «для государственных нужд»), поскольку сейчас промышленное и прибрежное рыболовство в законе [3] определены как предпринимательская деятельность.
В плане развития отрасли и ее системы управления ГРК будет реализовывать различные варианты развития отрасли, а затем, как проверенный механизм, эти технологии будут внедряться для всех участников. Сейчас многие предложения, которые могут затронуть спокойную жизнь частных рыболовных компаний, направленные на развитие отрасли, а, следовательно, и России не находят поддержки и реализуются частично при сопротивлении частных рыболовных компаний с аргументами о невозможности технической реализации или отсутствием средств.
В настоящее время для проведения исследований в технологических и организационных направлениях требуется аренда судов у частных компаний, на что уходят средства и время. Использование научных судов ФГБНУ «ВНИРО» исключено, поскольку они выполняют другие задачи.
Таким образом, ГРК должна будет обладать рыболовными судами для обеспечения указа [11] и самоокупаемости с учетом постройки новых рыболовных и научно-технологических судов; совместного финансирования и разработки технических заданий с другими государственными корпорациями в области судостроения, двигателестроения и электронных систем управления судов, технологий по переработке сырья; кластеров по разработке технологий добычи (орудий рыболовства и сооружений аквакультуры, разработке сетематериалов и их производство, промысловых схем и механизмов, систем управления и организации промысла).
Поэтому государственная рыбохозяйственная корпорация (ГРК) будет осуществлять полный цикл выпуска конкурентоспособной продукции для отечественной отрасли и населения, реализуя национальные проекты (образование, экология, наука, цифровая экономика) в рамках рыбохозяйственной отрасли, смежных отраслей и развития прибрежных территорий.
1. Putin V.V. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu, 15 yanvarya 2020 goda - http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (data obrascheniya: 11.02.2020)
2. Zasedanie prezidiuma Gossoveta po voprosam razvitiya rybohozyaystvennogo kompleksa. - http://kremlin.ru/events/president/news/50524 (data obrascheniya: 12.02.2016)
3. Federal'nyy zakon «O rybolovstve i sohranenii vodnyh biologicheskih resursov» ot 20.12.2004 N 166-FZ.
4. Zorchenko N.K., Eremin Yu.V., Osipov E.V. Sistemy avtonomnyh i poluavtonomnyh processov promysla. // Rybnoe hozyaystvo, № 4, 2017. S 94-96.
5. Zorchenko N.K., Eremin Yu.V., Osipov E.V. Sudostroenie 2050: buduschee, kotoroe nastupit zavtra// Rybnoe hozyaystvo, № 5, 2018. S 12-13.
6. Putin V.V. Interv'yu gazete The Financial Times // http://kremlin.ru/events/president/news/60836(data obrascheniya: 11.02.2020)
7. Blueprint 2050, the maritime world beyond the horizon/ NISS, 17.04.2016 Rotterdam - 60 p.
8. Gribova K.A., Lisienko S.V. Analiz sovremennogo sostoyaniya dobychi vodnyh biologicheskih resursov v mnogovidovoy promyslovoy sisteme Vostochno-Kamchatskaya promyslovaya zona v period 2013-2018 gg., kak resursnoy osnovy povysheniya ee promyslovoy effektivnosti//Rybnoe hozyaystvo, № 1, 2020. S. 32-35
9. Obschiy dopustimyy ulov VBR vo vnutrennih morskih vodah RF, territorial'nom more RF, na kontinental'nom shel'fe RF i v isklyuchitel'noy ekonomicheskoy zone RF, v Azovskom i Kaspiyskom moryah na 2013-2018 gg. [Elektronnyy resurs] / 2019g. - rezhim dostupa http://fish.gov.ru/ Svedeniya ob ulove ryby, dobyche drugih vodnyh bioresursov i proizvodstve rybnoy produkcii za 2013-2018 gg. [Elektronnyy resurs] / 2019g. - rezhim dostupa http://fish.gov.ru/
10. Dostatochno obschaya teoriya upravleniya // Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet, 2003 - 419 s.
11. Ukaz Prezidenta RF ot 21.01.2020 g. N 20 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii»