Россия
В статье изложены результаты системного анализа распределения объемов добычи минтая между рыбодобывающими предприятиями – пользователями, имеющими закрепленные доли для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства и инвестиционные квоты в промысловой зоне «Охотское море» в период 2015-2022 годов.
доли квот (добычи) вылова, промышленное и прибрежное рыболовство, общедопустимый улов, рыбодобывающие предприятия, инвестиционные квоты, пользователи водных биоресурсов
Реализация объектно-ориентированного подхода к определению путей повышения эффективности отечественного рыболовства в промысловых зонах рыбохозяйственных бассейнов, направленная на совершенствование освоения водных биологических ресурсов [1; 2], опирается на комплекс организационно-управленческих мероприятий, включающих, в т.ч. оптимизацию системы распределения квот добычи водных биологических ресурсов между пользователями, имеющими закрепленные доли для целей промышленного и (или) прибрежного рыболовства.
Разработка оптимальной системы распределения квот или другой системы, связанной в т.ч. с предоставлением возможностей освоения водных биологических ресурсов, невозможна без анализа существующей на сегодняшний день действующей системы. С этой целью в Дальрыбвтузе с 2022 г. начаты системные аналитические исследования, связанные с внутризоновым распределением промысловых объектов ресурсной базы между пользователями и «пользовательским» набором ресурсного потенциала межзонового распределения.
Первым объектом этих исследований стал минтай, как основной промысловый объект Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Наряду с этим, промысловый ресурс «минтай» зоны «Охотское море» является одним из самых «ликвидных» промысловых ресурсов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна по объемам ОДУ, представленных к распределению между «желающими» пользователями. Общедопустимый улов (далее – ОДУ) на этот биологический ресурс устанавливается в каждой из 6 промысловых зон бассейна. На сегодняшний день исследованы и проанализированы 2 промысловые зоны: Западно-Беринговоморская и Южно-Курильская и 2 подзоны Охотского моря. Результаты проведенных исследований опубликованы в соответствующих статьях [3; 4].
В данной статье приведены обобщенные результаты анализа количества и состава пользователей минтая по всей промысловой зоне «Охотское море». Исследовательский период – 8 лет, с 2015 по 2022 годы. При проведении исследования использовались научные методы:
- системный анализ и метод декомпозиции с «объектным расчленением» каждой промысловой подзоны (выделение объекта ресурсной базы) «пользовательским расчленением» субъектов закрепления долей в каждой промысловой подзоне;
- системный подход – композиционное соединение в единую систему – промысловая зона.
Для проведения системного анализа, имеющегося распределения квот добычи (вылова) минтая между пользователями в зоне «Охотское море» в период 2015-2022 гг., автором использованы нормативно-распорядительные документы, являющиеся открытыми данными банка правовых актов Федерального агентства по рыболовству [6-13].
В период с 2015 г. по 2022 г. в подзонах зоны «Охотское море» средние значения установленного ОДУ на вылов (добычу) минтая, по годам исследуемого периода, составили: в Северо-Охотоморской подзоне (далее – 05.1) порядка 357,3 тыс. т, в Западно-Камчатской подзоне (далее – 05.2) порядка 353, 1 тыс. т, в Восточно-Сахалинской подзоне (далее – 05.3) порядка 110,4 тыс. т, в Камчатско-Курильской подзоне (далее – 05.4) порядка 274,6 тыс. тонн. Анализ динамики изменения объемов ОДУ по годам показал следующее:
- до 2019 г. включительно объемы ОДУ в подзонах 05.1, 05.2, 05.4 находились на отметке 325,4-347,1 тыс. тонн. В 2020-2021 г. в этих подзонах произошло увеличение объемов ОДУ на 9,3-9,5% по сравнению с 2019 годом. В 2022 г. объемы ОДУ снизились до отметок периода 2015-2019 годов.
- в подзоне 05.3 в 2016 г. объем ОДУ увеличился на 39,2% – с 65,0 тыс. т в 2015 г. до 107,0 тыс. т в 2016 г. и сохранялся на этом уровне до 2018 г. включительно. В 2019 г. объем ОДУ увеличился еще на 14,9% и сохранял свое среднее значение в 125,0 тыс. т до 2021 года. В 2022 г. объем ОДУ вновь снизился до отметки в 122,7 тыс. тонн.
В целом по зоне «Охотское море» среднее значение объемов ОДУ составило порядка 1091,5 тыс. тонн. Динамика изменения объема ОДУ аналогична его динамике по подзонам. Максимальное увеличение объема ОДУ по сравнению с 2015 г. было зафиксировано в 2019 году. Оно составило 11,1% или 121,2 тыс. тонн.
Распределение ОДУ минтая, применительно к видам квот его добычи (вылова), производилось в соответствии с нормативно-правовыми документами Росрыболовства на соответствующие годы [6; 7]. На зону «Охотское море» приходилось порядка 62% распределенных объемов квот на добычу минтая от всего объема соответствующих квот в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. На подзону 05.1 приходилось 32,3% распределенных объемов квот, на подзону 05.2 – 32,3%, на подзону 05.3 – 9,6% и на подзону 05.4 – 25,8%.
На рисунке 1 представлены общие объемы распределенных с 2015 по 2022 гг. квот для промышленного рыболовства (с 2020 г. и (или) прибрежного рыболовства) по подзонам промысловой зоны «Охотское море».
Рисунок 1. Общие объемы, распределенных с 2015 по 2022 гг. объемов квот, для целей промышленного и (или) прибрежного рыболовства по подзонам промысловой зоны «Охотское море», тыс. тонн
Figure 1. Total volumes of quota volumes distributed from 2015 to 2022 for industrial and (or) coastal fishing in the subzones of the Okhotsk Sea fishing zone, thousand tons
По данным, представленным на графике, была отмечена, аналогичная распределению ОДУ динамика изменения объемов распределенных квот по годам периода и по подзонам, а также целом по промысловой зоне. Таким образом, в 2015 г. в промысловой зоне было распределено между пользователями по подзонам 958,3 тыс. т, в 2016 г. – 1069,1 тыс. т, в 2017 г. – 1063,7 тыс. т., в 2018 г. – 1061,1 тыс. т, в 2019 г. – 1062,9 тыс. т, в 2020 г. – 1150,3 тыс. т, в 2021 г. – 1116,7 тыс. т, в 2022 г. – 861,0 тыс. тонн. Вместе с тем, в 2020 г. были установлены и распределены инвестиционные квоты в объеме 32,581 тыс. т, в 2021 г. – 48,755 тыс. т, в 2022 г. – 215, 610 тыс. тонн.
Анализ видов квот и выделяемых объемов квот, в соответствии с закрепленными за пользователями долями, во всех подзонах исследуемой промысловой зоны [8-13] показал, что они варьировались от десятка-сотни тонн до десятков тысяч тонн. Автором проведено ранжирование объемов по шести интервальным группам в подзонах 05.1 и 05.3: I – до 1 тыс. т; II - 1 – 3 тыс. т; III–3-5 тыс. т; IV– 5-10 тыс. т; V–10-20 тыс. т; VI – свыше 20 тыс. тонн. По всем выделенным группам произведено соотнесение соответствующих пользователей.
В первой группе за весь период с 2015 по 2022 гг. зафиксировано по подзонам следующее количество пользователей: 05.1 – 31 ед., 05.2 – 66 ед., 05.3 – 20 ед. 05.4 – 67 ед. Во второй: 05.1 – 27 ед., 05.2 – 38 ед., 05.3 – 3 ед. 05.4 – 47 ед. В группе III: 05.1 – 14 ед., 05.2 – 17 ед., 05.3 – 1 ед. 05.4 – 6 ед. В группе IV: 05.1 – 6 ед., 05.2 – 10 ед., 05.3 – 4 ед. 05.4 – 13 ед. В группе V: 05.1 – 8 ед., 05.2 – 5 ед., 05.3 – 3 ед. 05.4 – 5 ед. В группеVI: 05.1 – 5 ед., 05.2 – 4 ед., 05.3 – 1 ед. 05.4 – 1 ед.
Количество пользователей, имеющих инвестиционные квоты во всех 4-х подзонах, в 2020 г. составляло 4 ед. В подзонах 05.1, 05.2, 05.4 эти пользователи имели объемы таких квот, соответствующие объемам выделенной группы II (1-3 тыс. т), в подзоне 05.3 эти пользователи имели объемы квот, соответствующие объемам выделенной группы I (до 1 тыс. т). В 2021 г. количество пользователей увеличилось до 6 ед. и оставалось на этом уровне в 2022 году. Причем, 5 из 6 пользователей имели квоты и для целей промышленного, и (или) прибрежного рыболовства. Объемы квот и их распределение по подзонам были аналогичны 2020 году.
Распределение количественного состава пользователей, суммарно по всем обозначенным группам, с учетом наличия квот в подзонах, в т.ч. совместное наличие квот в нескольких подзонах целостной промысловой зоны по годам исследуемого периода, представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. График распределения квот добычи минтая по подзонам промысловой зоны «Охотское море» между пользователями по годам периода 2015-2022 годов, ед.
Figure 2. Schedule of distribution of pollock production quotas by subzones of the Okhotsk Sea fishing zone between users by years of the period 2015-2022, units.
Из данных, представленных на графике, видно, что одновременное ежегодное количество пользователей, имеющих объемы добычи (вылова) минтая в конкретном году в промысловой зоне, с учетом наличия у них квот, по подзонам составило: в 2015 г. – 326 ед., в 2016 г. – 281 ед., в 2017 г. – 269 ед., в 2018 г. – 247 ед., в 2019 г. – 242 ед., в 2020 г. – 238 ед., в 2021 г. - 214 ед., в 2022 г. – 212 ед.
Количество «физических» пользователей, имеющих квоты на вылов минтая в промысловой зоне за весь период составило 159 единиц. Этот состав пользователей определяли 81 пользователь гр. I, 47 пользователей гр. II, 10 пользователей гр. III, 13 пользователей гр. IV, 6 пользователей гр. V и 2 пользователя гр. VI.
На рисунке 3 представлена структура пользователей по выделенным группам объемов квот.
На представленной диаграмме определена четкая структура пользователей. Так, удельный вес пользователей гр. I, в общем количестве пользователей данного периода, составил 50,9%, пользователей гр. II – 29,6%, пользователей гр. III – 6,3%, пользователей гр. IV – 8,2%, пользователей гр. V– 3,8%, пользователей гр. VI – 1,3%.
Рисунок 3. Удельный вес пользователей каждой группы с 2015 по 2022 год, %
Figure 3. The share of users of each group from 2015 to 2022, %
Динамика изменения числа пользователей по годам представлена на рисунке 4.
Представленные данные позволили сделать вывод об установившейся, начиная с 2016 г., стабильной динамике уменьшения ежегодного количества пользователей с 132 ед. в 2015 г. до 80 ед. в 2022 г. на величину 52 ед. Причем, структура пользователей носила «неоднородный» характер, т.е. наличие у пользователей долей и объемов вылова только в одной или нескольких подзонах. Исследование такой структурной «неоднородности» пользователей показало, что 22 пользователя имели квоты во всех 4-х подзонах, что составляет 13,8% от общего числа пользователей, 65 пользователей – в 3-х подзонах или 40,9%, 48 пользователей – в 2-х подзонах или 30,2% и 24 пользователя – только в одной подзоне или 15,1 %.
Рисунок 4. Динамика изменения числа пользователей с 2015 по 2022 гг. в промысловой зоне «Охотское море», ед.
Figure 4. Dynamics of changes in the number of users from 2015 to 2022 in the Okhotsk Sea fishing zone, units.
Анализ объемов квот по выделенным группам объемов показал следующее:
- из 22 пользователей, имеющих квоты во всех 4-х подзонах, 5 ед. были пользователями первой группы (объем квоты до 1 тыс. т), 6 ед. – второй группы (1-3 тыс. т), 3 ед. – третьей группы (3-5 тыс. т), 6 ед. – четвертой группы (5-10 тыс. т), 2 ед. – шестой группы (свыше 20 тыс. т). Пользователей пятой группы (10-20 тыс. т) представлено не было;
- из 65 пользователей, имеющих квоты в 3-х подзонах, 22 ед. были пользователями первой группы (объем квоты до 1 тыс. т), 26 ед. – второй группы (1-3 тыс. т), 9 ед. – третьей группы (3–5 тыс. т), 3 ед. – четвертой группы (5-10 тыс. т), 5 ед. – пятой группы (10-20 тыс. т), 1 ед. – шестой группы (свыше 20 тыс. т);
- 48 пользователей, имеющих квоты в 2-х подзонах, 33 ед. были пользователями первой группы (объем квоты до 1 тыс. т), 12 ед. – второй группы (1-3 тыс. т), 3 ед. – третьей группы (3–5 тыс. т). Пользователей групп IV, V и VI представлено не было;
- из 24 пользователей, имеющих квоты только в 1-й подзоне, 21 ед. были пользователями первой группы (объем квоты до 1 тыс. т), 2 ед. – второй группы (1-3 тыс. т), 1 ед. – 3 ед. – четвертой группы (5-10 тыс. т), Пользователей групп III, V и VI представлено не было.
Динамика изменения количества пользователей по выделенным группам, по годам исследуемого периода, представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Динамика изменения количества пользователей по выделенным группам с 2015 по 2022 год, ед.
Figure 5. Dynamics of changes in the number of users by selected groups from 2015 to 2022, units.
На представленном графике прослеживается динамика ежегодного уменьшения числа пользователей, относящихся по объемам квот к группам I и II. По остальным группам число пользователей в целом оставалось ежегодно постоянным. Это говорит, прежде всего, о сокращении количества пользователей с малыми объемами квот (до 1 тыс. т и 1-3 тыс. т) и усилении позиций «крупноквотируемых» пользователей. В целом сложившаяся тенденция может расцениваться как положительная, с точки зрения усиления стабильности таких пользователей, при осуществлении освоения исследуемого промыслового объекта.
Среднегодовая структура пользователей в разрезе каждой группы представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Среднегодовая структура пользователей каждой группы, %
Figure 6. Average annual user structure of each group, %
Из данных диаграммы видно, что среднегодовой удельный вес пользователей гр. I, в общем количестве пользователей, составлял 38,7%, пользователей гр. II – 27,6%, пользователей гр. III – 9,9%, пользователей гр. IV – 11,1%, пользователей гр. V– 8,3%, пользователей гр. VI – 4,3%. Представленные среднегодовые удельные веса показывают «перегруппировку» структуры пользователей в сторону увеличения удельного веса пользователей третьей, четвертой, пятой и шестой «квотных» групп, с одновременным уменьшением удельного веса первой и второй (рис. 3). Это в целом подтверждает сложившуюся тенденцию (рис. 5) к усилению позиций так называемых «крупно квотируемых» пользователей.
Результаты анализа «пользовательского» состава, в разрезе объемов распределенных квот, по выделенным квотным группам на всем исследуемом периоде и среднегодовые значения представлены соответственно на рисунках 7 и 8.
На рисунке 7 представлены удельные веса объемов квот пользователей каждой группы в общем объеме выделенных и распределенных квот на временном интервале 2015-2022 годов.
Рисунок 7. Удельный вес объемов квот пользователей каждой группы в общем объеме выделенных и распределенных квот в промысловой зоне «Охотское море» с 2015 по 2022 год, %
Figure 7. The share of user quotas of each group in the total volume of allocated and distributed quotas in the Okhotsk Sea fishing zone from 2015 to 2022, %
Из данных диаграммы видно, что наибольший удельный вес объемов квот составили доли пользователей, входящих в гр. VI – 50,1% всего объема выделенных квот, причем всего 2 пользователя являлись их обладателями на всем исследовательском периоде. Наименьший удельный вес объемов составили объемы добычи (вылова) пользователей гр. I – 0,7% от всего объема выловленных квот. Количественный состав этих пользователей был представлен 81 единицей. Средневзвешенный объем долей составил: по группе I – 391,7 т. (0,7%), по группе II – 1867,4 т. (3,3%), по группе III – 3471,4 т. (6,2%), по группе IV – 7164,2 т. (12,8%), по группе V – 15040,5 т. (26,9%), по группе VI – 28021,1 т. (50,1%).
На рисунке 8 представлены среднегодовые значения объемов квот пользователей каждой группы, в общем объеме выделенных и распределенных квот на временном интервале.
Рисунок 8. Удельный вес среднегодовых объемов квот пользователей каждой группы в общем объеме выделенных и распределенных квот в промысловой зоне «Охотское море», %
Figure 8. The share of the average annual quota volumes of users of each group in the total volume of allocated and distributed quotas in the Okhotsk Sea fishing zone, %
Данные диаграммы подтверждают сложившуюся тенденцию к увеличению в последние несколько лет удельного веса пользователей, имеющих объемы квот свыше 20 тыс. т, в общем объеме выделенных и распределенных квот между всеми пользователями. Причем, сравнительный анализ данных двух диаграмм показывает, что наблюдается некоторое смещение в сторону уменьшения объемов квот V группы (10-20 тыс. т.) с 26,9 % до 24,3% в сторону увеличения как объемов квот свыше 20 тыс. т (группа VI) с 50,1% до 51,5%, так и объемов 5-10 тыс. т (группа IV) с 12,8% до 13,2%. Удельные веса объемов квот пользователей остальных квотных групп имеют одинаковые значения.
Таким образом, проведенный анализ и представленные результаты позволяют предположить наличие в существующей системе распределения долей на добычу (вылова), рассмотренного промыслового объекта в промысловой зоне «Охотское море», некоторых проблем системной направленности. Прежде всего, они связаны, по мнению автора, с имеющейся нерациональностью распределения государственного ресурса, основанной на принципе, который в той или иной степени может соответствовать принципу «от каждого по способности – каждому по потребности». Этим, вероятно, и объясняется такое большое количество пользователей и такой большой разброс в выделенных им объемах квот, соответствующих установленным долям.
Для выработки системообразующих предложений, направленных на рациональное освоение данного промыслового ресурса пользователями, необходимым является проведение дальнейших подобных исследований, осуществляемых двумя последовательно-параллельными векторами, направленными на внутризоновое распределение данного промыслового ресурса между пользователями и на его «пользовательский» набор межзонового распределения. Окончательный этап исследований – системное объединение (композиционное соединение) частей (минтай промысловой зоны) в единую объектную систему – минтай Дальневосточного бассейна. По мнению автора, такая объектная система может стать точкой роста в определении ключевых направлений по созданию оптимальной системы распределения квот или иной другой системы, связанной в т.ч. с предоставлением возможностей освоения государственных водных биологических ресурсов пользователям Российской Федерации.
1. Лисиенко С.В. «Совершенствование организации ведения добычи водных биологических ресурсов с целью успешной реализации стратегического развития отечественного рыболовства»// Рыбное хозяйство. 2013. № 3. С. 17-21.
2. Лисиенко С.В. «О многовидовом рыболовстве в контексте совершенствования системной организации ведения промысла ВБР» // Рыбное хозяйство. № 4. 2013. С. 34-41.
3. Лисиенко С. В., Хмелева О. В. «Анализ распределения объемов добычи (вылова) минтая между пользователями в Западно-Беринговоморской зоне Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в период 2015-2021 годов»// Рыбное хозяйство. № 6. 2022. С. 32-35.
4. Лисиенко С. В., Хмелева О. В. «Анализ распределения объемов добычи (вылова) минтая между пользователями в Южно-Курильской зоне Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в период 2015-2021 гг.»// Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т.62. № 4. С. 85-93. DOIhttps://doi.org/10.37663/0131-6184-2022-6-32-35
5. Лисиенко С. В., Буторина Е. К., Ващенко М. С., Ковалева Р. А. Исследование структуры пользователей промыслового ресурса «минтай» с 2015 по 2022 г. в двух промысловых подзонах Охотского моря// Научно-практические вопросы регулирования рыболовства: материалы Национальной научно-технической конференции - Владивосток, 2023. С. 19-26.
6. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «Об утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях на 2015, 2016, 2017, 2018 гг..». Приказы Минсельхоза России [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/. (Дата обращения: 20.05.2023).
7. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «Об утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и Каспийском море на 2019, 2020, 2021, 2022 гг..» с изменениями. Приказы Минсельхоза России [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/.
8. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации по пользователям в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на 2015, 2016, 2017, 2018 гг.» с изменениями. Приказы Минсельхоза России [Электронный ре-сурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/. (Дата обращения: 20.05.2023).
9. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна для осуществления прибрежного рыболовства по пользователям Российской Федерации на 2015, 2016, 2017, 2018 гг.». Приказы Минсельхоза России [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/. (Дата обращения: 20.05.2023).
10. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «О распределении объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства по пользователям в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на 2019, 2020, 2021, 2018 гг.» с изменениями. Приказы Минсельхоза России [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/. (Дата обращения: 20.05.2023).
11. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2020, 2021, 2022 гг». Приказы Минсельхоза России [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/. (Дата обращения: 20.05.2023).
12. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «О распределении объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства по пользователям в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на 2020, 2021, 2022 гг.» с изменениями. Приказы Минсельхоза России [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/. (Дата обращения: 20.05.2023).
13. Постановление Правительства РФ от 23.08.2018 N 987 (ред. от 25.01.2022) "О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 12 статьи 31 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305899. (Дата обращения: 20.05.2023).