Северо-Курильская зона: «пользовательский состав» промыслового ресурса – минтай с 2015 по 2022 годы
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты анализа распределения объемов (квот) добычи (вылова) минтая между пользователями для осуществления промышленного, прибрежного рыболовства и квот для инвестиционных целей рыболовства в Северо-Курильской промысловой зоне с 2015 по 2022 годы.

Ключевые слова:
квоты добычи (вылова), промышленное и прибрежное рыболовство, Северо-Курильская промысловая зона, общедопустимый улов, инвестиционные квоты, пользователи ВБР
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Основным принципом долговременного развития отечественного рыболовства и поддержания его на высоком «потребительском» уровне, безусловно, является принцип рационального использования сырьевой базы морских акваторий страны. [1]. Промысловые зоны, подзоны и промысловые районы, как многовидовые системы с естественным обитанием водных объектов разных видов, являются объектами стратегического планирования природных ресурсов на уровне государственного регулирования и управления отечественными ресурсами водного происхождения [1; 2]. В современных условиях реализация данного уровня регулируется государством посредством действующей системы распределения водных биоресурсов между субъектами их освоения – пользователями, результатами рыбодобывающей деятельности которых и являются объемы добычи и объемы выпущенной готовой продукции. Учитывая динамику изменения состава пользователей, их добывающе-производственного потенциала, динамику изменения сырьевой базы рыболовства в отечественных промысловых зонах, проведение аналитических исследований, основанных на системном анализе данных по распределению квот между пользователями водных биологических ресурсов, с целью разработки мероприятий по повышению эффективности и оптимизации механизма распределения квот и последующего их освоения, является актуальным направлением современных исследований организационно-управленческой направленности в области промышленного рыболовства.

Объектом, проводимых в настоящее время аналитических исследований, пользовательского состава, сформированного для промышленного и (или) прибрежного освоения водных биоресурсов отечественных промысловых зон Дальнего Востока, является основной его промысловый объект – минтай. Данный промысловый ресурс является крупно-одуемым объектом добычи, имеет наибольший промысловый объем по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну, имеет естественную промысловую доступность во всех его промысловых зонах. Можно сказать, что минтай – золотой резерв отечественного рыболовства. И тем важнее становится его рациональное использование, с целью увеличения потребления выпущенной из него продукции российскими гражданами. Объемы ОДУ, распределение его объемов по промысловым зонам по видам рыболовства и видам квот, равно как и «зоновая» структура пользователей, имеют свои различия друг от друга, в т.ч. принципиальные.

Используемый в процессе таких исследований метод декомпозиционного расчленения, включающий как «позонное», так и «пообъектное» расчленение сырьевой базы Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, является универсальным научным методом, позволяющим осуществлять системные исследования. Реализация названного метода уже сегодня позволила исследовать и получить результаты по четырем зонам: Западно-Беринговоморской, Южно-Курильской, зонам «Охотское море» и «Японское море» [3-6].

В данной статье представлены аналитические результаты распределения промыслового объекта – минтай в Северо-Курильской промысловой зоне между организациями-пользователями, осуществляющими промышленное и прибрежное рыболовство. Интервал проведенного исследования 2015-2022 годы.

Для проведения системного анализа имеющегося распределения квот добычи (вылова) минтая между пользователями в Северо-Курильской зоне автором использованы нормативно-распорядительные документы, являющиеся открытыми данными банка правовых актов Федерального агентства по рыболовству [7-14].

В период с 2015 по 2022 гг. значения общедопустимого улова (далее – ОДУ) на вылов (добычу) минтая в Северо-Курильской промысловой зоне имели в среднем «стабильные» значения порядка 100,0-105 тыс. тонн. Они изменялись на всем периоде от минимальных значений в 97,9 тыс. т в 2019 г. и в 93,4 тыс. т в 2022 г. до максимального значения в 118,4 тыс. т в 2017 году. 

Распределение ОДУ минтая, применительно к видам квот его добычи (вылова), производилось в соответствии с нормативно-правовыми документами Росрыболовства на соответствующие годы [6; 7]. Удельный вес, распределенных в Северо-Курильской зоне объемов квот на вылов минтая для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства, а также квот добычи, предоставленных в инвестиционных целях в области рыболовства, составлял ежегодно в среднем порядка 4,5-6,2% в общем объеме соответствующих квот в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.

На рисунке 1 представлены данные по объемам, распределенных для вышеназванных целей, в области рыболовства квот минтая, приведенным к объемам установленных ОДУ.

 

 

Рисунок 1. Объемы распределенных квот, приведенные к ОДУ с 2015 по 2022 годы

Figure 1. The volume of allocated quotas, given by the YEAR from 2015 to 2022

 

Таким образом, в данном временном интервале удельный вес распределенных объемов по виду «промышленное и (или) прибрежное рыболовство» (с 2020 г. и для инвестиционных целей), в общем объеме установленных ОДУ по соответствующим годам, составлял: в 2015 г. – 81%, в 2016 г. – 94,6%, в 2017 г. – 91,4%, в 2018 г. – 90,6%, в 2019 г. – 97,7%, в 2020 г. – 97,7%, в 2021 г. – 99,8%, в 2022 г. – 99,6%.

Анализ распределяемых квот по видам «промышленное» и «прибрежное» рыболовство в данном интервале позволил определить их соотношение между собой. На рисунке 2 представлена динамика изменения соотношения объемов квот по видам рыболовства по годам.

 

 

 

Рисунок 2. Динамика изменения соотношения объемов квот по видам: прибрежное и промышленное рыболовство с 2015 по 2022 годы

Figure 2. Dynamics of changes in the ratio of quota volumes by species: coastal and industrial fishing from 2015 to 2022

 

Из данных видно, что соотношение распределенных объемов квот между видами и целями рыболовства имело изменчивую динамику по периодам 2015-2018 и 2019-2022 годы. Так, в 2015 г. соотношение: «объемы квот для промышленного рыболовства» / «объемы квот для прибрежного рыболовства» составляло – 47,9% / 52,1%, в 2016 г. – 48,8% / 51,2%, в 2017 – 2018 гг. – 50,2% / 49,8%. Таким образом, в периоде 2015-2018 гг. наблюдалась ежегодная «плавная» динамика изменения исследуемого соотношения в сторону увеличения объемов квот, выделенных для целей промышленного рыболовства. С 2019 г. зафиксирован резкий «скачок» продолжившегося увеличения объемов квот промышленного рыболовства на 42%. В этом году соотношение составило 87,9% / 12,1%. В последующие годы данное соотношение, с «перевесом» в сторону промышленного рыболовства, сохранялось: в 2020 г. – 87,6% / 12,4%, в 2021 г. – 85,5% / 14,5%, в 2022 г. – 85,4% / 14,6%. Кроме того, начиная с 2020 г. в структуру «видов» квот вошли объемы, предназначенные для инвестиционных целей. Их удельный вес, в общих объемах распределяемых квот на промышленное и прибрежное рыболовство, составил: в 2020 г. – 2,8%, в 2021 г. – 4,1%, в 2022 г. – 20,0%.

Анализ распределенных объемов квот минтая, в соответствии с закрепленными за пользователями долями в Северо-Курильской зоне [9-14], показал, что в период с 2015 по 2018 гг. они находились в пределах от десятка-сотни тонн до десяти тысяч тонн. С 2019 по 2022 гг. добавился объем квот свыше десяти тысяч тонн. Проведенное ранжирование объемов определило четыре интервальные группы: до 1 тыс. т (интервальная группа №1), 1-3 тыс. т (интервальная группа №2), 3-5 тыс. т (интервальная группа №3), 5-10 тыс. т (интервальная группа №4), 10-20 тыс. т (интервальная группа №5). По всем названным интервальным группам был определен «пользовательский состав».

Количество пользователей с объемами интервальной группы №1 за весь период с 2015 по 2022 гг. составило 34 ед., с объемами интервальной группы №2 – 14 ед., с объемами интервальной группы №3 – 10 ед., с объемами интервальной группы №4 – 6 ед., с объемами интервальной группы №5 – 1 ед. Общее количество зафиксированных пользователей на данном временном интервале составило 65 ед. Таким образом, удельный вес пользователей интервальной группы №1, в общем количестве пользователей данного периода, составлял 52,4%, пользователей интервальной группы №2 – 21,5%, пользователей интервальной группы №3 – 15,4%, пользователей интервальной группы №4 – 9,2%, пользователей интервальной группы №5 – 1,5%.

Динамика изменения количества пользователей («пользовательского состава») в данной промысловой зоне по годам исследуемого периода представлена на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3. Динамика «пользовательского состава» квот добычи минтая в Северо-Курильской промысловой зоне по годам периода 2015-2022 гг., ед.

Figure 3. Dynamics of the "user composition" of pollock production quotas in the North Kuril fishing Zone by years of the period 2015-2022, units.

 

Из данных, представленных на графике, видно, что в целом, на всем периоде наблюдалась динамика уменьшения количества пользователей с 51 ед. в 2015 г. до 42 ед. в 2022 году.

Исследование ежегодного количественного состава пользователей, имеющих объемы квот, отнесенных к каждой интервальной группе, и динамику его изменения показало, что основным объектом уменьшения численности пользователей стали те, кто имел объемы квот, соответствующие интервальной группе №1, т.е. до 1 тыс. тонн. За весь период количество таких пользователей сократилась на 29,6%, с 27-ми ед. в 2015 г. до 19 ед. в 2022 году. Причем, резкое падение численности этих пользователей произошло в 2016 г., когда численность уменьшилась на 18,5% – с 27 ед. до 22 ед. При этом, 8 из 27 ед. имели квоту только в 2015 году. В последующий период численность продолжала снижаться за счет «убытия» пользователей, имеющих квоты только в одном календарном году. «Стабильными» пользователями были 2 ед. на шестилетнем периоде (2015-2020 гг.), 3 ед. на семилетнем периоде (2015-2021 гг.) и 14 ед. на всем периоде (2015-2022 гг.). Средневзвешенные количественные значения по этой интервальной группе составили: по количеству пользователей – 21,4 ед., по объемам квот – 359,3 тонн. По интервальным группам №2 (1-3 тыс. т) и №3 (3-5 тыс. т) динамика изменения численного состава пользователей носила фрагментарный характер с выраженной периодичностью. Так, средневзвешенное количество пользователей группы №2 на всем периоде составило 9,25 ед.: по 6-ти годам – 9 ед., в двух годах (2017 г, 2020 г.) – 10 ед. «Стабильными» являлись пользователи, имеющие квоты на пятилетнем периоде: 2015-2019 гг. и 2018-2022 гг. и пользователи, имеющие квоту на всем периоде 2015-2022 гг. – 6 ед. Средневзвешенное значение по объемам квот в данной интервальной группе составило 1458,9 тонн. Средневзвешенное количество пользователей группы №3 на всем периоде составило 8,5 ед.: по 4-ем годам – 9 ед., (2015, 2020-2021 гг.), с 2016 по 2019 гг. – 8 ед. «Стабильными» были пользователи, имеющие квоты на семи и восьмилетнем периодах: 2016-2022 гг. – 1 ед., 2015-2022 гг. – 7 ед. Средневзвешенное значение по объемам квот в данной интервальной группе составило 4177,8 тонн. По интервальной группе №4 (5-10 тыс. т) с 2015 г. по 2022 г. зафиксировано снижение численности пользователей с 6-ти ед. в 2015-2018 гг. до 4 ед. в 2020-2022 годы. «Стабильность» показывали пользователи, имеющие квоты на всем периоде. Число таких пользователей составляло 4 ед. Два пользователя имели квоты до 2019 года. Средневзвешенные значения по объемам квот в данной интервальной группе составило 6370,8 т., по количеству пользователей – 5,125 ед. Объем квот, соответствующий интервальной группе №5 (10-20 тыс. т), был выделен в 2019 г. одному пользователю, который получил и имел ее в период с 2019 по 2022 годы. Средневзвешенные значения по объему квоты в данной интервальной группе составило 13552 т., по количеству пользователей – 0,5 ед. Общий средневзвешенный состав пользователей с 2015 по 2022 г. составил: по численности – 44,77 ед., по объемам квот – 25919,5 тонн. 

Визуализация «пользовательского состава» промыслового ресурса – минтай в Северо-Курильской промысловой зоне с 2015 по 2022 г. представлена на рисунках 4 и 5. На рисунке 4 представлена «пользовательская структура», приведенная к интервальным группам по средневзвешенным значениям численности пользователей с 2015 по 2022 год.

 

 

Рисунок 4. «Пользовательская структура», приведенная к интервальным группам по средневзвешенным значениям численности пользователей с 2015 по 2022 г., %

Figure 4. "User structure", reduced to interval groups by weighted average values of the number of users from 2015 to 2022., %

 

На рисунке 5 представлена «пользовательская структура», приведенная к интервальным группам по средневзвешенным значениям объемов квот с 2015 по 2022 год.

 

 

 

Рисунок 5. «Пользовательская структура», приведенная к интервальным группам по средневзвешенным значениям объемов квот с 2015 по 2022 г., %

Figure 5. "User structure", reduced to interval groups by weighted average values of quota volumes from 2015 to 2022, %

 

Анализ, представленных в диаграммах данных, позволил сформулировать следующий основной вывод о том, что в распределении промыслового ресурса – минтай в Северо-Курильской промысловой зоне с 2015 г. по 2022 г. подтверждена сложившаяся в других промысловых зонах [3-5], устойчивая тенденция «веерного» распределения объемов между большим количеством пользователей.

Из 65-ти пользователей, имеющих квоты минтая в период с 2015 г. по 2022 г., «устойчивыми и стабильными», по мнению автора, являлись пользователи, имеющие 8-летний ежегодный объем квот от 3 до 5 тыс. т. и от 5 до 10 тыс. т, общим составом 11 ед. и 1 пользователь с объемом квот от 10 до 20 тыс. тонн. Учитывая объемы ОДУ и распределяемых квот по данной промысловой зоне, имеющие приближенные или превышающие порог в 90-100 тыс. т значения, их «дробление», т.е. выделение объемов до 1 тыс. т и от 1 до 3 тыс. т с дальнейшим распределением между «большим» количеством пользователей (средневзвешенные значения 30,6 из 44,77 ед., 68% от всех пользователей по данной промысловой зоне), должно быть оправдано и целями, и видами рыболовства, а также составом флота пользователя и т.д. С точки зрения обеспечения принципа рациональности такого распределения, без учета определенной совокупности факторов, можно предположить с большой долей вероятности о его невыполнении для промышленного рыболовства такого промыслового ресурса как минтай.

Достижение рациональности в определении состава пользователей, в т.ч. в исследованной промысловой зоне, является на сегодняшний день «созревшей» необходимостью и, безусловно, требует взвешенного подхода и поступательных действий.     

Список литературы

1. Лисиенко С.В. Совершенствование организации ведения добычи водных биологических ресурсов с целью успешной реализации стратегического развития отечественного рыболовства// Рыбное хозяйство. 2013. № 3. С. 17-21.

2. Лисиенко С.В. О многовидовом рыболовстве в контексте совершенствования системной организации ведения промысла ВБР// Рыбное хозяйство. 2013. № 4. С. 34-41.

3. Лисиенко С.В., Хмелева О.В. Анализ распределения объемов добычи (вылова) минтая между пользователями в Западно-Беринговоморской зоне Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в период 2015-2021 годов// Рыбное хозяйство. 2022. № 6. С. 32-35.

4. Лисиенко С.В., Хмелева О.В. Анализ распределения объемов добычи (вылова) минтая между пользователями в Южно-Курильской зоне Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в период 2015-2021 гг. // Научные труды Дальрыбвтуза. 2022. Т.62, № 4. С. 85-93.

5. Лисиенко С.В. Минтай Японского моря: динамика распределения объемов квот добычи (вылова) для промышленного и прибрежного рыболовства в 2-15-2022 гг.// Научные труды Дальрыбвтуза. 2023. Т.65, № 3. С. 71-81.

6. Лисиенко С.В. Анализ распределения квот добычи минтая между пользователями в зоне «Охотское море» с 2015 по 2022 годы // Рыбное хозяйство. 2023. №5. С. 23-29. DOI:https://doi.org/10.37663/0131-6184-2023-5-23-29.

7. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «Об утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях на 2015, 2016, 2017, 2018 гг..». Приказы Минсельхоза России [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/ (дата обращения: 20.05.2023 г.).

8. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «Об утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и Каспийском море на 2019, 2020, 2021, 2022 гг..» с изменениями. Приказы Минсельхоза России [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/ (дата обращения: 20.05.2023 г.).

9. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации по пользователям в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на 2015, 2016, 2017, 2018 гг.» с изменениями. Приказы Минсельхоза России [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/ (дата обращения: 20.05.2023 г.).

10. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна для осуществления прибрежного рыболовства по пользователям Российской Федерации на 2015, 2016, 2017, 2018 гг.». Приказы Минсельхоза России [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/ (дата обращения: 20.05.2023 г.).

11. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «О распределении объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства по пользователям в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на 2019, 2020, 2021, 2018 гг.» с изменениями. Приказы Минсельхоза России [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/ (дата обращения: 20.05.2023 г.).

12. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2020, 2021, 2022 гг». Приказы Минсельхоза России [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/ (дата обращения: 20.05.2023 г.).

13. Приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральное агентство по рыболовству) «О распределении объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства по пользователям в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на 2020, 2021, 2022 гг.» с изменениями. Приказы Минсельхоза России [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://fish.gov.ru/ (дата обращения: 20.05.2023 г.).

14. Постановление Правительства РФ от 23.08.2018 N 987 (ред. от 25.01.2022) "О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 12 статьи 31 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305899/ (дата обращения: 20.05.2023 г.).

Войти или Создать
* Забыли пароль?